ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Зеленая энергетика за счет нефтянки: правда или миф?

Зеленая энергетика за счет нефтянки: правда или миф?


14-07-2014, 13:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Может ли будущее возобновляемых источников энергии зависеть от усилий крупных нефтяных компаний? Они, конечно же, хотели бы, чтобы все думали именно так.

В первом десятилетии текущего века казалось, что такие гиганты, как BP и ExxonMobil, поняли, что ситуация меняется, и начали массовые инвестиционные программы в отношении возобновляемых источников энергии.

Журнал "Мир источников возобновляемой энергии" сообщает, что с 2000 по 2010 гг. на американские нефтегазовые компании приходилось 20% всех инвестиций США в возобновляемые источники энергии на сумму около $9 млрд.

BP

 

Авария на Deepwater Horizon

Авария на Deepwater Horizon в 2010 г. разрушила имидж BP, но все же планы компании по инвестированию в возобновляемые источники энергии $8 млрд в 2005-2015 гг. выполнены на 2 года раньше срока.

Учитывая масштабы экологического бедствия в результате аварии, можно было бы ожидать от BP усиления своей стратегии по возобновляемым источникам энергии. Но это не так, а представители компании отмечают, что публичных обязательств по увеличению расходов на альтернативные источники энергии не было.

Тем не менее BP создала прибыльный ветряной бизнес в США и работает для максимального использования его в своей финансово-хозяйственной деятельности. Очевидно, что изначально результаты ветряных электростанций не устраивали компанию, так как она пыталась продать их в начале 2013 г. примерно за $3 млрд, прежде чем изменить курс и развивать это направление дальше.

Но эксперты говорят, что все "социальные лозунги" BP имели мало общего с реальными обязательствами, а необходимы были для маркетинга. При этом отказ от продажи парка ветряных электростанций мог быть необходим для снижения судебных издержек, связанных с Deepwater Horizon.

Shell

 

Результаты Shell в области возобновляемых источников энергии также не были особо впечатляющими.

В ноябре 2013 г. генеральный директор Shell Питер Возер заявил, что "было бы глупо заявлять представителям нефтяной и газовой промышленности, что возобновляемые источники энергии не будут играть важную роль в энергетической системе в ближайшие несколько десятилетий: сегодняшние инвестиции в энергию ветра и солнца растут очень быстро".

Примечательно, что в 2009 г. Возер, только возглавивший компанию, отказался от всех инвестиций в альтернативные источники энергии, так как они не были оправданы с экономической точки зрения.

Shevron

 

Из большой пятерки нефтяных компаний у Shevron, возможно, самый сильный послужной список инвестиций в "зеленую" энергетику.

Хотя по размеру инвестиций компания отстает от BP, Shevron лидирует в части развития геотермальной энергии. Мощность полей Салак и Дараджат в Индонезии и Тиви и Вак-Бан на Филиппинах составляет 1,34 ГВт.

Тем не менее, как и другие крупные компании, Shevron отходит от возобновляемых источников энергии.

В январе текущего года сотрудники подразделений "зеленой" энергетики Shevron отмечали свое достижение. Прибыль этого подразделения выросла в два раза до $27 млн.

Но это смехотворный показатель по сравнению с прибылью Shevron в $21,4 млрд. Сотрудники подразделения говорят, что компания сокращает инвестиции и рекомендует им "обновлять свои резюме".

Причины инвестиций в "зеленую" энергетику

Аргументы нефтяных компаний вполне понятны. Они вложили большие средства в возобновляемые источники энергии в период технологических прорывов или давления со стороны общественности.

Их усилия породили прекрасные рекламные компании, но большая нефтянка должна получать прибыль. Учитывая общую прибыль за I квартал в $23 млрд у ExxonMobil, BP, Chevron, Shell и Total, а также резервы в $68 млрд, особенных проблем с заработком у них нет.

И для нефтяных компаний прекрасным решением стал отказ от исследований по возобновляемым источникам энергии, их будут осуществлять специализированные компании, хотя участие представителей нефтегазовой отрасли, безусловно, ускорит процесс.

Проблема в том, что инвестиции в глобальные рекламные компании только вводят людей в заблуждение, усиливая ложные надежды.


Вернуться назад