ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Успехи проекта Ил-76МД-90А на фоне трудностей производства
Успехи проекта Ил-76МД-90А на фоне трудностей производства2-07-2014, 10:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Успехи проекта Ил-76МД-90А на фоне трудностей производства17 июня в Ульяновске состоялось событие, имеющее большую важность для отечественной авиастроительной промышленности. Из сборочного цеха завода «Авиастар-СП» был выкачен первый серийный военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 01-03). Воздушное судно уже оснащено всеми необходимыми системами и оборудованием. Не так давно были проведены испытания топливом кессона центроплана и крыла на герметичность. Построенный самолет передан предприятию «Спектр Авиа», которое проведет все необходимые покрасочные работы. После этого первый серийный самолет новой модели передадут на испытания.
Новый самолет Ил-76МД-90А был построен по контракту от 5 октября 2012 года. В соответствии с этим документом до 2020 года министерство обороны должно получить 39 самолетов этого типа, причем передача первых двух серийных машин запланирована на 2014 год. Общая стоимость контракта – 140 млрд рублей. Военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А в будущем должны будут постепенно заменить устаревшую технику семейства Ил-76. В ходе модернизации самолет получил новые двигатели ПС-90А-76, новое радиоэлектронное оборудование и доработанные элементы конструкции. Результатом этого стало заметное повышение характеристик. Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» уже подготовился к полномасштабному строительству новых самолетов. Однако следует признать, что работы по контракту Минобороны сталкиваются с рядом серьезных проблем. Более того, новый проект постоянно преследовали различные проблемы, и даже разрабатывался он как ответ на возникшие сложности производственного и экономического характера. Развертывание строительства военно-транспортных самолетов нового типа на ульяновском авиазаводе было в некотором смысле вынужденной мерой. Самолеты Ил-76 с момента начала серийного производство строились только на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). Подавляющее большинство этих машин (более восьми сотен) было построено до распада Советского Союза. После образования независимого Узбекистана темпы работ на ТАПОиЧ резко упали. Взаимодействие различных предприятий, занятых в строительстве самолетов, оказалось затруднено, а количество заказов резко сократилось. В результате этого в начале двухтысячных годов ташкентское предприятие прекратило строительство новых Ил-76. Чтобы сохранить часть рабочих мест, авиазавод был вынужден перейти на производство различной гражданской продукции. Россия и Узбекистан в середине двухтысячных предприняли попытку сохранить ТАПОиЧ и производство на нем. В 2007 году Москва предложила включить этот авиазавод в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации при сохранении контроля с узбекской стороны. Руководство двух стран нашло общий язык в этом вопросе, после чего началась подготовка к проведению всех необходимых процедур. Тем не менее, вскоре произошли специфические события экономического характера, из-за которых Россия отказалась от включения ТАПОиЧ в состав ОАК. Из-за сложного положения предприятия в 2010 году стартовала процедура его банкротства. В середине 2011 года официальная Москва огласила свое окончательное решение: ТАПОиЧ не войдет в состав ОАК. Вскоре ташкентский завод прекратил свое существование. Видя сложное положение Ташкентского авиационного производственного объединения, руководство российского авиастроения еще в 2006 году приняло решение не просто создать новую модификацию самолета Ил-76, но и развернуть ее производство на отечественном предприятии. Площадкой для строительства нового самолета был выбран завод «Авиастар-СП» в Ульяновске. Ранее это предприятие строило тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и имело определенный опыт в производстве техники такого класса. Тем не менее, с середины девяностых годов состояние завода оставляло желать лучшего. Как и многие другие авиазаводы страны, «Авиастар-СП» фактически простаивал без заказов. В ходе подготовки к началу строительства нового транспортного самолета ульяновское предприятие получило возможность обновить свои производственные мощности. По имеющимся данным, к настоящему времени существенно обновлены заготовительное и механокаркасное производства. Кроме того, выведено из эксплуатации около полутора тысяч различных устаревших станков и закуплено новое оборудование. Имеются проработанные планы, касающиеся развития агрегатно-сборочного производства. В ближайшее время планируется передать на экспертизу проектную документацию по новой сборочной линии самолетов Ил-76МД-90А. Как ожидается, такая модернизация производства серьезно упростит процесс строительства самолетов. Предполагается, что трудоемкость строительства машин сократится примерно в четыре раза в сравнении с первыми серийными самолетами. На военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А, серийное строительство которых стартовало в Ульяновске, возлагаются большие надежды. Транспортные машины этого типа должны будут заменить в ВВС устаревшую технику семейства Ил-76. Кроме того, планируется создать на базе Ил-76МД-90А новый самолет-заправщик и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. До конца 2014 года предполагается передать заказчику в лице министерства обороны два новых самолета, в 2015-м – три, в 2016-м – шесть, а с 2017-го темпы строительства должны превысить 15 изделий в год. Тем не менее, не все так хорошо и есть определенные проблемы. Проект модернизации самолета Ил-76 постоянно сталкивался с различными трудностями, которые пока не изжиты полностью. Одна из главных проблем на данный момент – недостаток квалифицированных рабочих на производстве. В восьмидесятых годах на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе, позже преобразованном в завод «Авиастар-СП», трудилось до 40 тысяч человек. По состоянию на 2012 год количество сотрудников предприятия было вчетверо меньше. Подобное сокращение числа рабочих рук не могло не сказаться на состоянии завода. Для восполнения потерь в 2010 году «Авиастар-СП» и руководство Ульяновской области создали ресурсный центр по подготовке кадров. В 2012-м году Центр получил лицензию и занялся повышением квалификации сотрудников авиазавода. С целью привлечения в отрасль новых людей в школах Ульяновска и области создаются авиационные кружки, которые должны заинтересовать подрастающее поколение и привлечь его к работе в авиастроении. Пока все принимаемые меры не позволяют полностью восполнить кадровый дефицит. Предприятие «Авиастар-СП» было вынуждено запустить программу привлечения специалистов из других регионов страны. Кроме того, квалифицированных рабочих ищут в зарубежных государствах. Прежде всего это Украина и Узбекистан, где раньше работали крупные авиазаводы, занимавшиеся строительством военно-транспортных самолетов. Потенциальным сотрудникам завода предлагается различная помощь, в том числе оплата переезда специалиста и его семьи, а также компенсация расходов на новое жилье. Меры по привлечению зарубежных специалистов уже привели к первым результатам. Издание «Эксперт Online» приводит слова директора по персоналу «Авиастар-СП» Вадима Овейчука, согласно которым в ближайшее время в Ульяновске должны поселиться и приступить к работе около сотни новых сотрудников из ближнего зарубежья. К настоящему времени на работу устроилась примерно четверть этих людей. В дальнейшем количество зарубежных работников, переехавших в Россию, по-видимому, значительно увеличится, чему может поспособствовать сложное положение авиастроительных предприятий некоторых стран СНГ. Принимаемые меры по восстановлению и модернизации производственных мощностей ульяновского предприятия «Авиастар-СП» в будущем должны позволить ему выйти на требуемые темпы строительства новых военно-транспортных самолетов. Для полного восстановления потенциала завода потребуются новые затраты времени, сил и денег. Тем не менее, цели текущих программ полностью оправдывают все затраты. Одновременно с этим следует вспомнить печальную судьбу Ташкентского авиационного производственного объединения. Это предприятие, оставшись без заказов, из-за отсутствия какой-либо государственной политики, направленной на его сохранение, прекратило свое существование. Что касается ульяновского завода, то последние события позволяют делать положительные прогнозы о его будущем. Источник Вернуться назад |