ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Чем Россия ответит на ассоциацию Украины с Евросоюзом
Чем Россия ответит на ассоциацию Украины с Евросоюзом27-06-2014, 15:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Чем Россия ответит на ассоциацию Украины с Евросоюзом
Подписание соглашения в Брюсселе не даст Москве формальных оснований для повышения пошлин на украинские товары.
27 июня Украина собирается подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Российская сторона в ответ заявляет о возможности повышения ставок импортных ввозных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (нулевые ставки почти на все товары) до уровня режима наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть до уровня пошлин в торговле со странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ.
Теоретически возможность применения Россией режима РНБ в торговле с Украиной предусмотрена приложением 6 к договору о зоне свободной торговли СНГ, из которого следует, что если соглашение Украины с ЕС ведет к росту импорта из Украины в объемах, наносящих или угрожающих нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза после проведения консультаций с Украиной могут ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из Украины в размере ставки РНБ. Однако угрозы роста импорта нет — товарный поток из Украины и так падает. Скорее можно говорить об угрозе недополучения продукции украинского машиностроения и комплектующих российской промышленностью.
К сожалению, целесообразность такой «защиты» российского рынка обсуждается мало, иначе стало бы ясно, что особой необходимости в ней нет.
Подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС практически ничего не меняет в торгово-экономических отношениях Украины и России.
Дело в том, что при пересечении таможенной границы Евразийского союза (ЕАЭС) товар облагается импортной пошлиной в зависимости от страны происхождения этого товара. Если товар украинский, то облагается он по нулевой ставке как товар из зоны свободной торговли СНГ. Если товар произведен в любой из стран ЕС, он облагается по ставке РНБ, то есть в соответствии с Единым таможенным тарифом (ЕТТ) Евразийского союза.
Существуют опасения, что товары из ЕС, завезенные на Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданны, поскольку в соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на территории Украины. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что либо товар должен изменить свою классификацию (например, ввозимые реагенты из ЕС используются в производстве фармацевтической продукции), что требует создания существенной добавленной стоимости промышленностью Украины, либо стоимость материалов европейского происхождения не должна превышать 5% цены конечного товара.
Таким образом, проблема транзитной поставки дешевых товаров из ЕС через Украину во многом надуманна.
Более того, на Украине уже несколько лет пошлины на европейские товары значительно ниже пошлин Евразийского союза, разница в ставках достигает 10-15%, однако проблем с реэкспортом почему-то не возникает. Так, например, европейская рыба, фармацевтическая продукция, железнодорожные вагоны и их части ввозятся на Украину беспошлинно, а в ЕАЭС — по ставке 10–15%. На всю молочную продукцию украинский тариф 10%, а ЕТТ — 15–20%. Ставка на легковые автомобили из ЕС в Украине не более 10%, а в России, Белоруссии и Казахстане не менее 25%.
Есть и обратные случаи: например, мука и крупы из Европы облагаются по ставке 10% при ввозе в ЕАЭС и по ставке 15–20% при ввозе в Украину. Проблем с реэкспортом в Украину из ЕС через страны Таможенного союза также не наблюдалось.
Очень важно, что вопросы внешнеторговой политики в Евразийском союзе (а ранее и в Таможенном союзе) переданы на наднациональный уровень.
Поэтому повышение пошлин на украинский импорт может быть принято только Россией, Белоруссией и Казахстаном консенсусно, а новые условия будут в равной степени распространяться на каждого участника ЕАЭС. По всей видимости, Белоруссия на это не согласится, поскольку украинский рынок для Минска значительно более значим, чем белорусский для Киева: товарооборот между странами более $6 млрд в 2013 году, что составляет около 10% ВВП Белоруссии и только 3–4% ВВП Украины. Ущерб для Белоруссии от взаимного применения режима РНБ в торговле с Украиной может быть даже больше, чем для Украины, куда одних только нефтепродуктов Белоруссия продает на $3 млрд.
Даже если России удастся найти лазейку и в одностороннем порядке применять пошлины на товары из Украины, то это будет полностью противоречить духу и смыслу Таможенного союза, который заключается в единых принципах торговой политики по отношению к третьим странам, не говоря уже о противоречии духу и смыслу только что подписанного соглашения о Евразийском экономическом союзе, в котором декларируется такая степень глубины интеграции, как общий рынок.
Повышение импортных пошлин в торговле с Украиной не выгодно ни России, ни Белоруссии с Казахстаном, ни самой Украине, поскольку рост барьеров во взаимной торговле лишь приведет к росту цен, снижению конкуренции и потере эффективности на рынках всех рассматриваемых стран, и, как следствие, к потерям благосостояния каждой из них. Если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в качестве наказания за выбор евроинтеграции в качестве стратегического вектора развития, то следует отдавать себе отчет, что такой ущерб будет неминуемо сопровождаться собственными потерями. Для России, возможно, в относительном выражении потери будут менее ощутимы, чем для Украины, вследствие того что российская экономика раз в 8–10 раз больше украинской, но потерями от этого быть не перестанут.
Нанесение вреда торговому партнеру вряд ли можно считать оптимальной экономической стратегией, особенно если учитывать, что ненефтегазовое сальдо торгового баланса России и Украины отрицательное: в Россию из Украины поставляется больше продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и машиностроения, чем из России на Украину.
Но если позиция Белоруссии и Казахстана не позволит применять повышенные пошлины к украинским товарам, можно будет зафиксировать существенный положительный эффект от образования Таможенного союза и ЕАЭС. Это будет означать, что в союзе работает механизм блокировки возможности возведения дополнительных торговых барьеров между странами «большой тройки» и соседними экономиками.
Вернуться назад |