ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Улюкаев: зоны свободной торговли - драйверы роста

Улюкаев: зоны свободной торговли - драйверы роста


20-05-2014, 16:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мировая торговля переживает не самые лучшие времена, нужен новый импульс для роста экономик. Станут ли зоны свободной торговли новым драйвером, как будет развиваться инвестсотрудничество в странах АТЭС и какие новые соглашения готовятся Россией в азиатском регионе, нам рассказал министр экономического развития А. Улюкаев.

В китайском Циндао закончился форум АТЭС. Российскую делегацию возглавил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он встретился с министрами Китая, Вьетнама, Индонезии и Малайзии.

Алексей Валентинович, добрый день. Одна из самых обсуждаемых тем форума АТЭС – это создание единой зоны свободной торговли. Каковы плюсы и возможные риски для России в случае создания такой зоны?

 



С точки зрения фундаментальной мировая торговля сейчас переживает не самые лучшие времена. Долгое время она была драйвером мирового экономического роста. Темпы ее были примерно в два раза выше, чем темпы общего роста. А последние лет 6-7 этого не наблюдается. Значит, нужно придать новый импульс развитию торговли через снятие некоторых ограничений - тарифных, не тарифных, - которые имеются.

Для этого зоны свободной торговли, соглашение об этом является испытанным, надежным инструментом. В этой связи есть двухсторонние, есть многосторонние практики создания таких особых экономических зон свободной торговли. Особенно они развиты именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мы в том числе, сейчас мы заканчиваем переговоры с Вьетнамом об этом. Договорились, что в ближайшие полгода мы завершим всю подготовительную работу по формированию зоны свободной торговли между Россией и в целом Таможенным союзом и Вьетнамом. У нас есть такие же практики, подходы к ним с другими странами. Есть в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона и многосторонние зоны. Но пока нет ничего похожего на единую зону свободной торговли, которая бы охватывала 21 страну АТЭС, для того чтобы обеспечить наилучшие условия для свободного движения товаров, услуг, инвестиций.

Понятно, что многосторонняя практика сложнее, чем двухсторонняя. Поэтому потребуется большая подготовительная работа. То, что называется подготовительная стадия. Это изучение подходов. И есть разные точки зрения. Но в целом все сходятся, что, видимо, до 2025 года будет только подготовка. Эти годы будут потрачены на обстоятельное обсуждение, выработку общих подходов, концептуальных, практических, с тем чтобы затем уже выходить на практическую реализацию.

Кроме Вьетнама и Китая прошли двухсторонние переговоры с Индонезией и Малайзией. Каких договоренностей удалось достичь?

Для всех этих стран характерно первое – активный рост торговли, темпами выше, чем мировая торговля. Мировая торговля последние годы росла темпами 3-4% в год. А у нас с Вьетнамом в этом году 16% роста: в 4 раза быстрее, чем в целом мировая торговля. С Малайзией у нас темпы роста 60%. Многократно выше, чем мировая торговля. С Китаем тоже темпы достаточно высокие. Это первое.

Второе. Если мы возьмем не просто цифру, а по объемам товарооборота, соотнесем ее с объемом валового внутреннего продукта стран, мы увидим, что пока эта относительная величина невысока. Есть огромный простор для того, чтобы увеличить эти обороты. И собственно говоря, этим мы и занимались в переговорах, как создать наилучшие условия для роста товарооборота, для его диверсификации.

И третье - это, конечно же, инвестиционное сотрудничество. Оно отстает от торгово-экономического. Здесь тоже есть большой, большой объем для продвижения вперед.

Теперь по конкретным особенностям. У нас на следующей неделе саммит, важнейшее событие. Визит президента Путина в Шанхай. Мы к этому времени готовим ряд подписаний соглашений проектов, в том числе инвестиционных по линии российского фонда прямых инвестиций, по линии частных российских компаний, по линии "Внешэкономбанка". Мы обсуждали с моим китайским коллегой ход этих работ, в какой степени мы готовы к финализации этих проектов.

Мы создаем специальный инвестиционный комитет российско-китайский, в котором на принципе государственно-частного партнерства, под эгидой государства, его возглавят вице-премьеры с обеих сторон. Но войдут представители бизнеса, и не только связанного с государственным, но и частным бизнесом. И это для нас очень важно – соединить частную инициативу и государственную поддержку.

Кроме того, конечно же, с Китаем мы обсуждаем вопросы дальнейшего развития расчетов, взаимных валютных переводов не только в торговых отношениях, но и инвестиционных отношений. Мы разговариваем о продвижении по созданию совместного рейтингового агентства, по использованию возможности для создания совместной платежной системы, депозитария для защиты портфельных держателей акций и так далее.

Мы рассчитываем, что в ближайшее время будет закончена работа комиссий по стратегическим проектам, которую также возглавят вице-премьеры наших двух стран. Это очень обнадеживающее движение. Динамика очень хорошая. В частности, с Индонезией мы продвигаемся вперед очень активно по линии развития авиации и по поставкам российской авиационной техники военной и гражданского назначения по реализации некоторых крупных инвестиционных проектов: проект строительства железной дороги, развитие глиноземного производства, алюминиевого производства также в этой стране. И так далее.

С Вьетнамом, как я уже сказал, мы договаривались о завершении работы по формированию зоны свободной торговли. И затем у нас, конечно же, есть список приоритетных инвестиционных проектов. В ноябре прошлого года состоялся визит президента Путина в Китай по некоторым из этих проектов. В частности, по проекту строительства тепловой электростанции, по работе в области ядерной энергетики. Было подписано соглашение.

У нас большой объем отношений в области добычи нефти и газа, энергетических проектов. Но, кроме того, сейчас мы хотели бы больше продвигаться также в области авиации, в области производств высокой степени, добавленной стоимости. Малайзия – здесь также авиация. Здесь также большой объем торговых отношений. Кроме того, здесь образовательные проекты. Большое количество, свыше трех тысяч малайзийских студентов получают образование, высшее образование в РФ. Это очень важный проект. Мы договаривались также о том, что мы создадим межправкомиссию с Малайзией. Пока у нас ее нет. Это создание ее позволит серьезно ускорить наше развитие торговли, инвестиций. Так что по всем этим направлениям, я считаю, что мы в хорошем темпе движемся вперед. И достигаем неплохих результатов.

Кроме обсуждения создания зон свободной торговли одна из главных тем форума – это борьба с протекционизмом. Какова позиция России в данном вопросе? Ведь еще в начале апреля министерство экономического развития отмечало, что есть возможность подачи иска к США в рамках ВТО.

Мы выразили приверженность к тому, чтобы отрицать протекционизм как способ решения торговых отношений. А вот это вот договоренность о том, что до 2018 года по крайней мере не вводить никаких ограничений в зоне торговли, она была подтверждена на этом высоком уровне. Но мы подчеркнули и обратили внимание коллег на недостаток деклараций, заверений в приверженности этому принципу.

Нужно на практике подтверждать эту приверженность. И когда некоторые наши коллеги, европейские, американские, горячо свидетельствовали в защиту этих фундаментальных принципов мировой торговли, на практике проводят несколько иную линию, это вызывает настороженность, это вызывает вопросы.

Так, в рамках последнего заседания генерального совета ВТО мы столкнулись с попыткой наших европейских и американских коллег говорить о введении каких-то секторальных санкций против РФ, которые означали бы на самом деле политически мотивированное ограничение для экспорта. Это находится в прямом противоречии с принципиальными фундаментальными основами ВТО, ее практиками.

В этой связи мы будем готовы, если все-таки эта линия из области словесной в область практической, максимально активно использовать весь инструментарий ВТО, чтобы ей противодействовать. Пока мы ограничились предупреждением о том, что эта практика негодная должна быть исключена из международных экономических отношений. Должен сказать, что и в беседах с моими коллегами-министрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона мы также получили понимание российской позиции по этому вопросу.

А могут ли договоренности, которые были достигнуты здесь, увеличить экономические показатели России?

Безусловно, экспорт, внешняя торговля - это мощный драйвер устроительства макроэкономического развития. Совсем недавно правительство РФ приняло дорожную карту развития несырьевого экспорта. У нас довольно большие планы. Примерно на 25% за три года увеличить объем несырьевого экспорта. Для этого подготовлены соответствующие финансовый и институциональный инструментарий. Мы рассчитываем, что это приведет к росту производства. Особенно вот в тех секторах, которые как раз и создают добавленную стоимость.

В этой связи мы готовы встраиваться в глобальные цепочки стоимостные. Если мы сравним объем нашего товарооборота с Европой - это больше 400 миллиардов долларов, наш товарооборот с азиатской большой тройкой (Китай, Корея, Япония) - это примерно 150 миллиардов долларов при сопоставимом объеме валового внутреннего продукта, мы увидим, что возможности очень большие. Мы должны учиться эти возможности использовать. И наши коллеги, и мы к этому стремимся, к этому готовы. И мы ставим перед собой ясные приоритеты и цели. И добиваемся их.

Министерство экономического развития допускает, что российская экономика вошла в рецессию. Пересмотрело ли ведомство прогнозы по уровню ВВП и уровню инфляции на конец этого года?

Прогноз по ВВП, который был доложен правительству в прошлый четверг и получил одобрение, - это 0,5% роста валового внутреннего продукта в этом году. И выход на траекторию свыше 2% начиная с 2015.

Для этого мы начинаем ряд мер: ускорение реализации дорожных карт, национальной предпринимательской инициативы, мероприятия в области роста производительности труда, развитие кредитования, снятие административных барьеров, снижение инвестиционных издержек для бизнеса, управление издержками по линии инфраструктурных компаний, развитие государственно-частного партнерства в дальнейшем, инвестиционных соглашений и реализации крупнейших инфраструктурных проектов с участием средств фонда национального благосостояния, бюджетных средств, средств российского фонда прямых инвестиций и привлечение глобальных инвесторов, в том числе и инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В одном из своих интервью вы отметили, что повышение Банком России ключевой ставки до 7, 5% обязательно скажется на динамике российской экономики. На ваш взгляд, можно ли понизить уровень ставки? И если да, то когда?

Банк России, как любой ЦБ, взвешивает риски по инфляции и по экономическому росту, когда принимает решение о своей процентной политике. С моей точки зрения, сейчас риски по экономическому росту гораздо выше, чем риски по инфляции. Поэтому мне представляется, что можно было бы в ближайшее время рассматривать вопрос о возможности снижения ставок.

Премьер-министр Дмитрий Медведев попросил к 19 мая Минэкономразвития и министерство финансов подготовить законопроект по деофшоризации российской экономики. Какие предложения у вашего ведомства?

У нас есть ряд предложений, в том числе и связанных с формированием особой экономической зоны в Крыму. Мы подготовили законопроект соответствующей, в котором ставим вопрос о создании более благоприятных условий для администрации российских компаний, которые, может быть, сейчас зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, вот именно в особой экономической зоне Крыма.

В Крыму были бы, с нашей точки зрения, для этого максимально приемлемые условия с точки зрения налогового режима, таможенного режима, режима свободного, комфортного флага для судовладельцев. А также правоприменение, административная практика и так далее. Мы рассчитываем, что правительство РФ выступит с этими предложениями, и тогда это на самом деле поможет многим нашим компаниям, нашему бизнесу вернуться в российскую регистрацию.

Беседу провела корреспондент ТК "Россия-24" Александра Суворова.


Вернуться назад