ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Российская экспертная «обойма»: итоги и планы
Российская экспертная «обойма»: итоги и планы19-05-2014, 10:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Рабочее совещание с председателями комитетов ТПП РФ провел президент ТПП РФ Сергей Катырин. Глава Палаты выступил перед собравшимися с докладом, в котором сделал краткий обзор проведенной работы за год и акцентировал внимание на основных задачах, решаемых в нынешнем году.
Мы работали в соответствии с нашими основными документами – Стратегией развития системы ТПП РФ до 2020 года и Приоритетными направлениями деятельности ТПП РФ на 2011–2015 годы, сказал Сергей Катырин.
К 33 уже существовавшим комитетам в прошедшем году добавилось еще два по весьма актуальным и для бизнеса, и для государства направлениям: Комитет по государственно-частному партнерству и Комитет по развитию системы закупок.
В 2013 году была проведена ротация руководителей в четырех комитетах. Общая численность членов комитетов ТПП РФ по итогам прошлого года составила 1833 человека.
Сергей Катырин обратил внимание присутствовавших на важность максимального вовлечения представителей членских организаций и территориальных торгово-промышленных палат в экспертную «обойму» комитетов.
Стратегией развития системы ТПП РФ на период до 2020 года в качестве одной из стратегических инициатив определено повышение эффективности продвижения интересов бизнеса в органах власти через систему мониторинга потребности бизнеса, инициации и формирования предложений и сопровождения нормотворческих инициатив от идеи до принятия государственного решения.
Один из основных механизмов выявления проблем бизнеса – проводимые в Палате и с ее участием мероприятия (конференции, круглые столы, различные заседания и пр.). В 2013 году (по данным наших комитетов) их состоялось более 470. Для сравнения: в 2012 году комитеты провели более 630 мероприятий.
Безусловно, количество проведенных мероприятий – это не основной показатель, на который нужно ориентироваться. В первую очередь необходимо обращать внимание на качество их подготовки и результативность. Но при этом значительное уменьшение количества мероприятий – почти на треть – все-таки вызывает вопросы. Необходимо понять причины – это снижение активности наших комитетов, некорректно предоставленная информация или за этим стоит что-то еще?
Всего в 2013 году комитетами, по представленным данным, было проведено 112 конференций, 105 круглых столов, 68 семинаров. Организовано 209 заседаний комитетов, из них 6 выездных.
Одним из результатов экспертной деятельности являются предложения, подготовленные от имени Палаты в органы государственной власти по важнейшим проблемам предпринимательства. По итогам работы комитетов в прошлом году было направлено 138 обращений (здесь не учитываются письма в рамках оценки регулирующего воздействия).
«Передовиками» по количеству обращений являются комитеты по природопользованию и экологии, качеству продукции, финансовым рынкам и кредитным организациям, научно-техническим инновациям, инвестиционной политике.
В то же время 15 комитетов, то есть почти половина, не нашли тем для обращений от имени ТПП РФ.
Не собираясь оценивать работу комитетов только по количеству инициированных ими обращений, руководитель Палаты признал, что это объективный показатель результативности деятельности комитета, а также инструмент лоббирования и защиты интересов бизнеса в той отрасли, которую он представляет.
На совещании были выделены задачи и приоритеты в деятельности системы палат.
Первое. Повышение конкурентоспособности российской экономики – очень широкое направление, в реализации которого должны принимать участие все без исключения комитеты.
Это, безусловно, участие Палаты в реализации промышленной политики. В этой связи необходимо довести до конца процесс подготовки федерального закона о промышленной политике, в работе над которым самое активное участие принимала и принимает ТПП РФ.
В марте этого года в Палате прошла промышленная конференция «Пути развития российской промышленности и повышения темпов экономического роста», которая вызвала значительный интерес бизнеса.
По итогам мероприятия направлено обращение на имя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с предложениями, которые могли бы способствовать повышению конкурентоспособности отечественной промышленности и инновационной реиндустриализации.
В том числе: разработка эффективной государственной ценовой политики, реализация программ импортозамещения, приоритет (преференции) закупок отечественной промышленной продукции, пересмотр требований к иностранным инвесторам в части локализации новых промышленных производств, создание промышленных комплексов полного цикла, формирование целостной системы подбора и подготовки кадров.
Одним из важных направлений повышения конкурентоспособности экономики является стимулирование спроса на отечественную продукцию. В связи с этим была отмечена работа Палаты и профильного комитета по участию в разработке Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и Плана мероприятий по ее реализации, которая проводилась в рамках поручения президента Владимира Путина.
Другим эффективным механизмом повышения спроса является формирование федеральной контрактной системы, поэтому просил бы обратить особое внимание на практику применения 44-го закона.
Был выделен и крайне актуальный для экономики страны вопрос повышения производительности труда. Кстати, при подготовке заседания Государственного совета Российской Федерации по теме «О реализации практических мер по исполнению указов Президента Российской Федерации о социально-экономическом развитии России», которое состоялось в декабре 2013 года, Палата принимала участие в подготовке материалов по направлению «Производительность труда».
Кроме того, важными являются такие направления, как участие в совершенствовании антимонопольной политики, защита интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО, продвижение механизмов государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры экономики, реализация системных мер развития инвестиций и инноваций и др.
Второе. Оценка регулирующего воздействия. Это реально действующий механизм, который при его правильном использовании позволяет учесть интересы и позицию бизнеса. И несколько странной выглядит позиция, когда начинают предъявляться претензии к нормам действующего нормативно-правового акта, в то время как на стадии его разработки в ходе ОРВ не было высказано к документу никаких замечаний.
За 2013 год в Палате в рамках ОРВ поступило 622 проекта НПА, из которых по 133 подготовлены и направлены замечания и предложения. Для сравнения: в 2012 году Палата рассмотрела 708 проектов НПА и по 216 из них направила предложения.
Налицо снижение нашей активности по ОРВ: если в 2012 году доля проектов НПА, по которым ТПП РФ давала замечания, составила 30,5 %, то в 2013 – только 21%. При этом вряд ли можно говорить о том, что качество и содержание проектов документов, которые готовят ФОИВы, повысилось настолько, что нет нужды направлять замечания и предложения бизнес-сообщества.
В этом году количество документов, поступающих на ОРВ, увеличилось – за неполные 5 месяцев 2014 года мы получили уже 416 проектов НПА.
К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда наши комитеты активно участвуют в проработке поступающих проектов. Конечно, можно говорить о том, что процедура требует совершенствования, объем документов, поступающих на экспертизу, слишком велик, а мнение бизнеса учитывается не всегда.
Сергей Катырин попросил председателей комитетов уделять максимальное внимание проектам документов, поступающим на экспертизу в рамках ОРВ, по крайне мере наиболее важным и резонансным для отрасли.
Возможно, было бы правильным определить в комитете в качестве ответственного лица опытного компетентного эксперта или группу экспертов, которые отвечали бы за координацию этой работы.
Третье. Одной из важнейших тем в повестке остается развитие малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на декларации о необходимости поддержки малого бизнеса, почему-то постоянно возникают не самые приятные «сюрпризы».
Вы помните эпопею с повышением с 1 января 2013 года тарифов страховых взносов, когда с учета в налоговых органах снялось около 700 тыс. индивидуальных предпринимателей, и во главе с руководством Палаты всем миром пытались в срочном порядке исправлять ситуацию. Малый бизнес только начал приходить в себя от последствий принятия этого непродуманного решения, как принимается закон, согласно которому вводится налог на имущество для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения либо уплачивающих единый налог на вмененный доход. При этом налоговая база привязывается к кадастровой стоимости недвижимости, что, очевидно, многократно увеличит финансовое бремя.
Кроме того, экономическими итогами 2013 года для сектора малого и среднего предпринимательства стали также падение инвестиций в основной капитал и ужесточение условий кредитования.
Наряду с отраслевой проблематикой малого и среднего предпринимательства существует ряд общих вопросов, которые в ближайшее время нужно интенсивно отработать. Это развитие малого инновационного и производственного предпринимательства и кооперация с крупным бизнесом, обеспечение реального участия малых предприятий в закупках, стабильность условий осуществления деятельности, в первую очередь в части налоговой нагрузки, упрощение налогового администрирования, развитие механизмов финансирования, прежде всего в наукоемком секторе, и т. д.
Все самые актуальные проблемы в области малого бизнеса будут рассмотрены на нашей традиционной Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, которая будет уже четырнадцатой по счету и пройдет 29 мая в Екатеринбурге.
Четвертое. Взаимодействие с территориальными торгово-промышленными палатами. Сегодня к этому направлению прибавляется работа по содействию развитию экономик новых российских регионов и адаптация крымского бизнеса к работе в новых условиях.
На майском заседании правления было принято решение о вхождении ТПП Крыма и Севастопольской ТПП в систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Необходимо консолидировать усилия для того, чтобы крымскому бизнесу с наименьшими потерями стать реальной частью отечественного делового сообщества и способствовать повышению конкурентоспособности новых субъектов Российской Федерации.
Докладчик обратился к участникам встречи с просьбой подумать над формами участия крымских коллег в работе комитетов. В частности, такими формами, сказал он, могут быть проведение совместных заседаний, в том числе выездных (это зафиксировано в Плане мероприятий по интеграции и усилению взаимодействия ТПП Крыма, Севастопольской ТПП с ТПП России на 2014–2015 годы), включение представителей Крыма и Севастополя в состав комитетов ТПП РФ, привлечение их к экспертной и нормотворческой работе и т. д.
Пятое. Организация работы комитетов. Поскольку постоянно испытывается дефицит в профессиональных компетентных экспертах, очевидно, что работа на общественных началах требует большого энтузиазма, который иногда заканчивается. Поэтому председателям было рекомендовано проводить работу по привлечению в комитеты новых людей со свежими взглядами, идеями, мыслями и координировать работу внутри комитета таким образом, чтобы, несмотря на ее общественный характер, члены комитетов Палаты выдавали такие заключения, предложения и рекомендации, которые оппонентам трудно было бы оспаривать.
Шестое. В рамках создания электронной ТПП начал работу новый сайт Палаты. Была поставлена задача смоделировать его архитектуру таким образом, чтобы сайт с максимальной эффективностью помогал решать стоящие перед ТПП РФ задачи и был бы не только информационным ресурсом, но и механизмом, позволяющим представителям делового сообщества высказать свою точку зрения. Например, на сайте предусмотрена возможность направить в комитеты предложения по развитию отрасли.
Для того чтобы уменьшить документооборот в рамках оценки регулирующего воздействия, сформирован отдельный раздел по ОРВ, где размещается информация о поступающих в Палату уведомлениях о разработке проектов нормативных документов без рассылки соответствующих писем в комитеты и организации. Поступающие проекты нормативных правовых актов рассылаются в прежнем порядке.
Сейчас идет работа по созданию раздела по мониторингу действующего законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с целью привлечения к анализу практики применения правовых норм всех активных и неравнодушных предпринимателей и экспертов.
Для того чтобы страницы комитетов не были «безликими», предусмотрена возможность размещения фотографий членов комитетов и, при желании, их контактных данных.
Седьмое. В течение года комитеты нарабатывают значительное количество предложений по развитию предпринимательства, проводят экспертизу нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к предмету их деятельности.
Такие материалы могли бы быть той базой, которая необходима для обоснования позиции ТПП РФ по защите интересов и лоббированию предложений делового сообщества и развитию отраслевого предпринимательства.
Более того, на основе таких материалов комитетов можно было бы сформировать ежегодный обзор ТПП РФ о состоянии предпринимательства в стране.
Президент ТПП РФ поблагодарил всех руководителей комитетов за качественную и содержательную работу. Они в свою очередь поддержали основные направления деятельности Палаты и обменялись мнениями о проблемах предпринимательского сообщества. Наталья Барышникова, Вернуться назад |