ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Дежавю: экономику России спасёт... приватизация

Дежавю: экономику России спасёт... приватизация


25-02-2014, 11:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Дежавю: экономику России спасёт... приватизация

 

 

На минувшей неделе в кабинете министров Российской Федерации обрисовали планы и сроки новой приватизационной волны. Должна начаться очередная приватизационная сессия уже в текущем году и продлиться до конца 2016-го. В течение этого периода времени государство собирается продать в частные руки пакеты акций (пакеты разного объёма) таких компаний как «ВТБ», «РЖД», «Совкомфлот», «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт), «Ростелеком», «Транснефть» и некоторых других. Максимальные объёмы продаж должны коснуться «Российских железных дорог» (до 25% акций) и «Совкомфлота» (25% + одна акция).

Дежавю: экономику России спасёт... приватизация


Для начала – о том, чем же представители российского правительства мотивируют необходимость продолжения приватизации. По мнению правительственных экспертов, новая приватизационная волна должна будет привлечь в российскую экономику крупных инвесторов, благодаря которым эффективность вышеуказанных предприятий будет увеличиваться едва ли не астрономическими темпами. Странное дело: за предыдущие приватизационные сессии крупными инвесторами не особенно разжились, а тут, понимаешь, частные инвестиционные потоки так и попрут… С чего вдруг?

Государственные управленцы, по сути, в очередной раз объявляют о том, что частное управление априори лучше государственного. То есть представитель частного капитала должен производственными, транспортными и прочими предприятиями управлять якобы лучше, нежели это делает государственный чиновник… Какая в этом плане, однако, низкая самооценка у нашего правительства. Вот как с итоговыми отчётами выступать, так тут правительство себя нахваливать не перестаёт, но как только дело касается эффективности управления крупными и высокодоходными государственными предприятиями, так сразу же ввёртываются термины «приватизация», «нужен частник» и т.д. Но если ж нет талантов и возможностей управлять экономикой, так чего проще – заявление «по собственному» на стол - найдётся другой, который и с талантами, и с возможностями… Как говорится, не оскудела Земля Русская… Но нет – о заявлении «по собственному» в кабмине и руководстве госкомпаний никто и не помышляет – все просто-таки срослись со своими кожаными креслами.

Но вернёмся от лирики к «физике» - то есть к тому, на какие преференции помимо «привлечения частных инвесторов» рассчитывает правительство РФ. На недавно прошедшем правительственном заседании Дмитрий Медведев объявил, что приватизация способна дать дополнительные средства для российского бюджета. При этом добавил, что в 2014 году доходы от реализации определённых пакетов акций госкомпаний должны составить 200 млрд. рублей. Аж 200 миллиардов! – казалось бы, просто огромная сумма. Но если сопоставить эту сумму с параметрами доходной части бюджета, то сумма эта вряд ли выглядит внушительно. По прогнозам экономического сектора правительства РФ, доходная часть бюджета России в текущем году составит около 14 трлн. рублей. Несложными подсчётами можно получить, что доходы от приватизационных деяний в 2014 году могут составить (а «могут составить» и «составят» - это всё-таки разные вещи) примерно 1,4%. Не сказать, что в пределах погрешности, но что-то около того…

Можно конечно заявить, что для экономики страны любой возможный доход важен. С этим вряд ли целесообразно спорить, однако, говоря о возможных приватизационных доходах, правительство РФ как-то стороной обходит, по меньшей мере, один немаловажный нюанс. Нюанс этот вот каков: а для каких конкретно целей правительству нужны эти 200 миллиардов рублей (а их ведь ещё нужно получить для бюджета), если у государства в иностранной валюте фактически мёртвым грузом лежат куда более существенные средства – Резервный фонд величиной около 3,1 трлн. рублей, например? На бытовом уровне приватизационные предложения от правительства выглядят примерно следующим образом: под кроватью лежит мешок с купюрами – может корову продадим, чтоб денег заработать – ещё немного купюр в мешок закинем…

Хотя, нет… Аналогия с коровой не совсем верна, так как государство собирается продавать своих «коров» даже не целиком, а «живыми» частями. Например, у АК «Транснефти» собираются продать чуть более 3% акций. Интересно, каким образом продажа такого пакета, подстегнёт развитие компании и её «более эффективное» управление. Ведь если «заложить» коровий хвост при живой «бурёнке», то вряд ли от этого она начнёт давать больше молока.

Есть и ещё одна интересная деталь: если приватизационная «сессия» для выше обозначенных предприятий состоится, то государство ведь всё равно продолжит инвестировать в эти компании свои (то есть наши – народные) средства, так как реализует акции частично. Что это в итоге даёт? Для государства и народа – ничего, а вот для тех, кто получает прямой доступ к таким финансируемым из бюджета компаниям – очень многое. Зачем самому вкладываться, если из госказны всё равно придёт финансирование. Можно сразу же после покупки пакета акций объявить о своём тягостном финансовом положении, и правительство даст «таньгу»… А куда оно денется, ведь контрольный пакет правительство за собой вроде как сохраняет. Но сохраняет-то до поры…

Именно так и происходило во время предыдущих приватизационных волн – государство избавлялось от своих предприятий сначала частями, а потом оказывалось, что предприятия просто не рентабельны. Новым хозяевам давали деньги из казны – как бы в помощь (мол, они-то частники эффективны от природы), но только новые владельцы повышать рентабельность не спешили, зато спешили перевести полученную финансовую господдержку на свои счета. Проходило время, контроль расходования госсредств никто не собирался осуществлять, предприятие рассыпалось и пускалось «на чермет»; землю продавали в другие руки; другие руки – в третьи руки, и концов не найдёшь…

Вот конкретный пример из нынешнего плана, который можно назвать, мягко говоря, странным: сначала собираются провести продажу примерно 5% акций «РЖД» (первый этап приватизации «Российских железных дорог»), а уже после этого вкладывать деньги из Фонда национального благосостояния в развитие железнодорожной инфраструктуры страны. С одной стороны, заявления о планах развития отрасли может действительно подстегнуть инвесторов вложиться в проект, но с другой стороны – не лазейка ли это для аффилированных компаний, способных получить доступ к тем огромным средствам, которые будут выделены под инфраструктурные проекты из ФНБ?

Такие пессимистические мысли по поводу приватизации, безусловно, не возникали, если бы все предыдущие приватизационные «сессии» проводились сугубо с пользой для государственной казны и для развития предприятий. Те предприятия, которые из государственных рук перешли в частные, и при этом вышли на высочайший уровень эффективности (для бюджета, а не исключительно для своих топ-менеджеров) можно сосчитать на пальцах одной руки. Один из не таких уж и давних приватизационных пузырей – реорганизация РАО «ЕЭС», когда дробление и продажа компании в частные руки рисовались как непременный позитив. Позитив как для всей отрасли, так и для каждого отдельно взятого потребителя. Мол, сегодня разрежем и продадим частникам, а завтра вы (граждане) увидите, насколько меньшие значения будут стоять в ваших квитанциях. Меньших значений не увидели… А из идеологов такой кампании никто не взял на себя ответственность за откровенную ложь, никто не прошёл фигурантом по делу о мошенничестве. Да что там «не прошёл» - и дела-то такого не заводилось… «Кампанейщики» получили новые должности и новые возможности для продолжения своей бурной приватизационной деятельности.

И после этого снова сказки о «позитиве приватизации». Это что? – мазохизм на фоне недостатка знаний (с наступанием на одни и те же грабли) или же откровенный антинародный курс? Нужное, как говорится, подчеркнуть. Если вариант первый – то спасёт обычное снятие с должностей за профнепригодность, ну а если второй – то тут всё куда серьёзнее…

 

 

Автор Володин Алексей

 


Вернуться назад