ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Энергоаудит, как дела обстоят на самом деле…

Энергоаудит, как дела обстоят на самом деле…


12-02-2014, 11:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Буквально в каждом из нас живёт идея, которая является движителем всех наших усилий. Для кого-то этой идеей является любовь, для кого сладкая жизнь. Для меня близка идея общей справедливости. Справедливое наказания за содеянное, справедливое поощрение (не обязательно денежное), справедливая судьба, согласно совершённому. Впервые, на собственном примере я почувствовал несправедливость системы окружающей меня на примере заработной платы. Нет, это не тот случай, когда двоечник по институтской скамье получает в разы больше, ситуация иная. По окончании института я устроился в компанию «Х» и как положено начал получать денежное довольствие на военных полях капитализма. Какого же было моё удивление, когда мой отец, в высшей степени специалист теплотехник со стажем 20 лет, эколог со стажем 10 лет, получает вдвое меньше своего сына, юного специалиста, на штанах которого ещё не обсохла краска институтской скамьи. Тут то я и понял, что, что-то в этом мире идёт неправильно, несправедливо.
А теперь ближе к теме статьи. Вступление я привел с одной целью, чтоб объяснить смысл выбора моей профессии. Профессия называется энергоаудитор. Так как у меня и среднее профессиональное и высшее образование, технические, я с удовольствием окунулся в эту сферу. Да и душу грело, что данная профессия сводилась к помощи людям. Цель профессии обнаружить нерационально используемые энергетические ресурсы, устранение потерь и увеличение экономии. К сожалению за красивой обёрткой не увидеть содержимого книги. И вот я начал читать эту книгу…
Закон об энергосбережении вышел в ноябре 2009 года, я же устроился в фирму «Х» летом 2010 года. Стоит ли говорить, что по истечению лишь 9 месяцев моей работы в фирме, то есть лишь по прошествии года с небольшим от начала действия закона, начали появляться первые зарегистрированные в СРО паспорта. Фирма в которой я работал (и работаю по сей день) была одной из первых, прорубающих путь к заветному номеру (по окончанию работы, объекту присваивается индивидуальный номер). По задаваемым нами вопросам в СРО (одно из первых СРО энергоаудиторов) созывался круглый стол, что свидетельствует о некачественной подготовке в организации. К декабрю 2012 года все бюджетные организации и компании «употребляющие» энергетические ресурсы на сумму 10 млн. рублей и более, должны были пройти энергоаудит (энергетическое обследование). Прошедших к сроку организаций оказалось мизерно мало. И хотя штраф за невыполнение закона составляет от 50-250 тыс. рублей, он не пугает, потому как контроль за выполнением закона лежит на Ростехнадзоре, и он один, а организаций очень много.
Стоит отметить, что сама задумка, касаемо закона, не плохая, к сожаленью страдает реализация. На мой взгляд отчетную документацию (энергетический паспорт компании) разрабатывали, мягко говоря, не профессионалы. Собрали всё не столь важное, главное же, осталось за кадром. Очень много моментов не отвечает даже логике. Был исключён из обязательной отчётной документации энергетический паспорт здания, единственный документ, в котором имелась информация об обследуемых зданиях, а не организации в общем.
Проблемы связанные с выполнением закона можно поделить на несколько пунктов:
1. Организационные: закон предусматривает снижение потребления ресурсов на 15% (с 2010 по 2015 год, по 3% в ежегодно). Часть организаций по сей день не прошла энергоаудит. Не прописан такой вариант событий. Закон гласит, что бюджетные организации должны снижать потребление с 2010 года, хотя при планировании бюджета, в организациях в конце 2009 года такой статьи расходов даже не было.
Большой глупостью было привязывать энергетическое обследование ни к зданиям, которые занимают организации проходящие энергетическое обследование, а к самим организациям, к юридическим лицам. Поясню. Речь идёт о том, что энергоаудит организации производится в тех помещениях, в которых эта организация расположена. Если организация занимает первый этаж в пятиэтажном здании, то обследовать исполнитель будет именно первый этаж. И присваивать класс энергетической эффективности (оценка потребления энергоресурсов) по сути именно этому этажу, а не зданию в общем. В моей практике ни раз бывали случаи, когда одному и тому же зданию присваивались разные классы. Всё потому, что на разных этажах требуется разное количество энергии (к примеру тепловой), первый всегда холоднее вышестоящих. Так же и мероприятия направленные на снижение потребления энергоресурсов будут внедряться на той площади, которую занимает организация, ведь не будет юр. лицо внедрять энергосберегающие мероприятия во всём здании, оно отвечает за ту площадь, на которой восседает. Как минимум не эффективно утеплять стену на третьем этаже восьмиэтажного здания, как максимум, глупо. По этому даже если все организации пройдут энергоаудит, часть полученной информации непригодна для дальнейшего анализа. Неясен и вопрос с арендуемыми помещениями, на сколько знаю, все организации делают по разному. Кто включает арендуемую площадь в обязательный аудит, а кто и не учитывает, сетуя на то, что энергоаудит должны проходить собственники помещений, а не арендаторы.
2. Практического характера: Как показала практика аукционы являются «ахиллесовой пятой» договорных отношений. Те кто участвовал в этом игрище знают, законы рынка здесь не действенны. Огромное количество зданий и начальная стоимостью в 3 млн. руб. уходят «новичкам» в этом бизнесе (как бы не хотелось мою профессию называть бизнесом, но это так) за 100- 200 тыс. руб. Снижение контракта на 90% от начальной суммы уже ни кого не удивляет. Конечно же стоимость влияет на качество аудита. Ведь в стоимость включается и командировочные расходы и амортизация приборного парка и многое другое. Но новоявленным специалистам и не требуется большой куш, потому как и затрат на аудит у них не предусмотрено. Придумываются необходимые данные, заносятся в необходимую форму и… Всё готово! Таким образом, у заказчика, который желает проведения качественного аудита (инструментальное обследование, анализ затрат и т.д.) нет ни одного шанса избежать участи «кинутого» клиента. А так как на расторжение контракта (ещё и причину нужно найти) с фирмой однодневкой необходимо большое количество времени, а штрафы ни кто не отменял, да и не факт, что получится со второго раза попасть на нормальную фирму, заказчик подписывает договор, в надежде на то, что всё закончится хорошо. Тщетно.
Приведу один не большой пример распространенной ошибки исполнителей заказов: в законе есть информация, что требования энергетической эффективности не распространяются на здания площадью менее 50 м2. Почему-то организации проводящие энергоаудит решили, что эти здания не подлежат энергетическому обследованию и вычёркивают объекты из списка обследуемых, снижая сумму контракта. Счастлив от такой ситуации и заказчик, дешевле обойдётся обследование… Но вот когда разберутся в ситуации, улыбка исчезнет, потому как закон выполнен не полностью, а значит не выполнен.
3. СРО: Движение энергетического паспорта выглядит следующим образом: заказчик-заказывает, исполнитель-выполняет, СРО-контролирует. Далее СРО выполненный объект отправляет в Минэнерго, дабы самим отчитаться. Саморегулируемая организация задумывалась как помощник аудиторам в спорных вопросах. На практике же оказалась лишним звеном. За экспертизу энергопаспорта платится процент от договора, за членство в СРО платится абонентская плата, за использование программного обеспечения (для облегчения экспертизы экспертам) производится плата. Очень много СРО задуманы как фирмы однодневки, которые собирают дань, а позже исчезают. Так же большой проблемой во взаимодействии с экспертами является отсутствие слаженной работы (читай общих норм) между СРО. У каждой организации подобного типа свои внутренние требования. Каждый специалист смотрит на проблему со своей горы.
4. Энергосервис: следующим пунктом энергоаудита должен стать энергосервисный контракт. Система работает так: в 2010 году заказчик «потреблял» 500 Гкал (1000 тыс. руб.) тепловой энергии. Исполнитель внедряет энергосберегающие мероприятия, от чего потребление падает до 400 Гкал (800 тыс. руб.). Разницу в потреблении (200 тыс. руб.) заказчик отдаёт в течении оговоренного срока действия энергосервисного контракта. Идея тоже просто замечательная. Но к сожалению практически не реализуется. Если в двух словах — Никому ничего не надо!
В конце этого списка хотелось бы привести крайнюю (отнюдь не последнюю) проблему. Задумка этого закона, как я уже говорил, заключается в том, что бы снизить потребление тепловой энергии (Гкал), электрический энергии (кВт*ч) и других ресурсов. Давайте взглянем в будущее и представим, что каким-то немыслимым чудом этот закон будет выполнен и потребление ресурсов будет снижено на 15%…К чему это приведёт? К экономии? К сожалению нет. Поскольку потребление ресурсов упадет, в неприятной ситуации окажутся поставщики этих самых энергетических ресурсов. Они просто потеряют прибыль. Чтоб придать своему существованию смысл, тарифы будут подняты. В итоге, мы потребляем меньше в натуральных единицах (Гкал, кВт*ч, м3), но платим столько же (дай Бог не больше) в стоимостных (руб.). А ведь это только первый этап снижения, общее же понижение к 2020 году должно будет составлять 40% от потребляемого в 2010 года.
Почему всё же первое название статьи звучало «любимая профессия, которую я разлюбил?» (Первоначальный вариант названия статьи). Всё просто, я шёл в эту профессию с желанием хоть как-то помочь людям, сделать жизнь проще, но оказалось, я лишь бизнесмен, который распространяет никому не нужную макулатуру …


Вернуться назад