Еврокосмос в нокдауне Кризис добрался до европейского космоса и оборонки Сергей Мануков Вторая аэрокосмическая компания планеты EADS доживает последние дни Фото: AP Вчера в Лондоне прошло собрание акционеров европейского аэрокосмического концерна EuropeanAeronauticDefence &SpaceCo. (EADS). Руководство компании рассказало им о планах на будущее в целом и, в частности, о реструктуризации, по ходу которой намечается постепенное увольнение почти 6 тыс. сотрудников и сокращение военного и космического подразделений компании ввиду сокращений военных расходов Евросоюза. Вторая аэрокосмическая компания планеты EADS доживает последние дни. Нет, концерн не закрывается. Просто в новом году он поменяет название на AirbusGroup. Опять виноват Берлин Заняться проведением серьезной реструктуризации, в которую, кроме массовых увольнений, входят и сосредоточение усилий на коммерческом самолетостроении – производстве авиалайнеров с одновременным сокращением оборонного и космического подразделений - руководство концерна заставила суровая действительность. Мечта генерального директора концерна Тома Эндерса развивать оборонный бизнес улетучилась в прошлом году, когда сорвалось оцениваемое в 45 млрд долларов слияние EADS и крупного британского производителя оружия - BAESystems. Эндерс считал, что такое объединение является единственным способом конкурировать с заокеанскими производителями оружия: Boeing, LockheedMartin и NorthropGrumann. Однако у немецкого канцлера Ангелы Меркель были другие мысли по этому поводу. Она боялась ослабления роли ФРГ в новой компании и слияние заблокировала. Дело в том, что правительства Франции и Германии до апреля этого года обладали правом вето в принятии определенных стратегических решений. Полгода назад все директора в правлении стали независимыми. Тому Эндерсу пришлось обращаться к запасному плану – реструктуризации. EADS намерен уволить в общей сложности 5800 сотрудников. В число увольняемых попадают примерно 4,5 тыс. постоянных сотрудников компании и 1300 человек, имеющих временные контракты. Увольнять их будут постепенно, в течение трех последующих лет. В руководстве говорят, что хотят как можно дольше сохранять квалифицированных рабочих, чтобы быть готовыми к буму, который произойдет рано или поздно. Предполагается сократить численность всего персонала EADS, составляющую 133 тыс. человек, примерно на 5%. Администрация надеется провести большую часть увольнений безболезненно, если можно так выразиться. Кто-то решит уйти добровольно, кто-то согласится раньше времени выйти на пенсию. 1300 сотрудникам не продлят временные контракты, еще 1,5 тыс. предложат перевод в Eurocopter - подразделение Airbus, выпускающее вертолеты. Наибольшие потери понесут работники немецкого подразделения – 2,6 тыс. человек. Около 1,7 тыс. человек лишатся работы во Франции. В Великобритании и Испании будет уволено примерно одинаковое количество: 700 и 600 человек соответственно. Кроме увольнений, как следует из заявлений высокопоставленных менеджеров EADS, будет проведена «существенная консолидация» площадок, т.е. предприятий, в четырех странах. В переводе на простой язык это означает, что часть их будет закрыта. «Нам нужно поднять конкурентоспособность в оборонном секторе и космосе, - заявил гендиректор Эндерс. - Причем сделать это необходимо сейчас. На наших традиционных рынках сейчас царит кризис, поэтому нам необходимо получить доступ к международным покупателям и выйти на растущие рынки. Для этого во что бы то ни стало нужно сократить расходы, устранить повторение продуктов, ввести строгую экономию ресурсов, создать синергию в операциях и сосредоточить силы и средства на научных исследованиях и развитии». Оборонка подвела То обстоятельство, что почти половина увольнений придется на немецкие предприятия компании, имеет простое объяснение. Именно в Германии расположено подразделение, производящее военную технику и электронику и тормозящее развитие всего концерна. Речь идет о заводе Cassidian, на котором работает 23 тыс. человек. На оборонное и космическое подразделения приходится приблизительно 40 тыс. рабочих, или около 29% всего персонала EADS. Штаб-квартира Cassidian находится в Унтершлайсхайме, севернее Мюнхена. Завод планируется закрыть, а сотрудников - перевести еще дальше на юг Германии, в Оттобрунн. Cassidian владеет большими пакетами акций в ряде крупнейших оборонных предприятий, включая Eurofighter, выпускающий истребители «Тайфун». Это будет третья реструктуризация военного крыла аэрокосмического концерна с 2011 года. Во время предыдущей мест лишились около 1,5 тыс. работников компании, но увольнения тогда не помогли: прибыль все равно остается низкой в сравнении с конкурентами. В планах - распродажа части активов. Очень вероятна, например, продажа штаб-квартиры концерна в Париже, которая оценивается в 100 млн евро, и ее не так давно перенесли на юг Франции, в Тулузу, где находится Airbus. Этот перевод, кстати, был одним из первых дел Тома Эндерса на посту гендиректора EADS. Первым делом самолеты Нынешняя реструктуризация, по оценкам экономистов, должна сэкономить к концу 2016 года полмиллиарда евро. «Если оборонные заказы будут прекращены или сокращены, как происходило в Германии в последние годы, негативных последствий для производства и рабочей силы избежать не удастся», - откровенно заявил Том Эндерс в одном из недавних интервью. Конечно, профсоюзы не сидят сложа руки. В ноябре крупнейший в Германии профсоюз IGMetall призвал к акциям протеста против планов руководства. В демонстрациях и пикетах приняли участие более 20 тыс. сотрудников. Французские профсоюзы потребовали у правительства Жана-Марка Эро ответить, почему компания, имеющая заказов на 650 млрд евро, не в состоянии сохранить рабочие места? Что же касается переименования аэрокосмического концерна, то здесь все предельно ясно. Коммерческое авиастроение сейчас является главным направлением в деятельности EADS. Доля Airbus в продажах концерна составляет 70%. Оборонное подразделение генерирует 13% доходов, космическое – Astrium – 11%. Остальное приносят Eurocopter и другие операции. Авиационный сегмент также дает больше половины всей прибыли концерна. Неудивительно, что со следующего года концерн будет называться – Airbus Group. Оборонно-космическое подразделение EADS, которое состоит из Cassidium, Astrium и Airbus Military, будет со следующего года называться Airbus Military and Space. Ждет переименование и подразделение, выпускающее вертолеты. Скоро оно будет называться не Eurocopter, а Airbus Eurocopter. Источник
Вернуться назад
|