РИА Новости, Алексей Даничев
Известный экономист Лоуренс Котликофф нашел способ разом решить все проблемы американской экономики. Нужно просто отказаться от налога на корпорации и заменить его налогом на потребление или зарплаты. США сразу же превратятся в лучшую и самую популярную налоговую гавань планеты
Бостон. 24 декабря. FINMARKET.RU - Известный экономист Лоуренс Котликофф из Университета Бостона и его коллеги попытались понять, что будет, если отменить в США корпоративный налог, который сейчас составляет 35%. Оказалось, что именно это и может спасти экономику США: если налог отменить, то американский ВВП вырастет, Китай останется позади, а за благосостояние американских рабочих заплатят другие страны. Чем плох корпоративный налогОни утверждают, что корпоративный налог - это лишний элемент налоговой системы. Поступления в бюджет от него небольшие в этом году они составили всего 1,8% ВВП. Зато он доставляет много проблем корпорациям.
- Не ясно, кто в реальности платит корпоративные налоги. Общество уверено, что это делает владельцы корпораций, которые очень богаты.
- На самом деле, главными пострадавшими от налога на корпорации стали простые рабочие. Компании, чтобы оптимизировать выплату налогов, выводят деньги и производство в другие страны. Рабочие теряют свои места, а рост зарплат замедляется.
Снижение или отмена налогов может привести к экономическому буму. Это случилось в Ирландии в конце 1980-х годов. В 1987 году страна постепенно начала снижать корпоративный налог. Он упал с 50% до 12,5% - эта цель была достигнута в 2003 году. Страна испытала на себе огромный приток капитала, филиалы в Ирландии открыли тысячи транснациональных корпораций, включая Microsoft, IBM, Intel, Citigroup и другие. В 1987-2007 годах ВВП Ирландии в среднем рос на 6,4% против 3,7% в 1971-1987 годах. Котликофф и его коллеги уверены, что США вполне могут повторить ирландское чудо, если отменят налог на корпорации. Живительные перемены Экономисты разработали модель, которая симулирует последствия отмены корпоративного налога в США, причем не только на экономику страны, но и на другие регионы: Европу, Японию, Китай и Индию.
- Потери для бюджета они предлагают компенсировать с помощью налогов на доходы и потребление. Эффект от реформы будет зависеть от того, чем заменят корпоративный налог.
- В итоге, конкурентоспособность США по сравнению с другими странами резко вырастет. Она превратится в налоговую гавань и испытает серьезный приток капитала.
- Более высокий уровень капитала на одного рабочего означает, что производительность труда и реальные зарплаты будут выше. У рабочих будет больше стимулов работать и тратить. Экономика оживет.
- Благодаря росту экономики расширится налоговая база. Рост доходов компенсирует примерно треть потерь от отмены корпоративного налога.
- Благосостояние тех, кто рожден после 2000 года, вырастет на 8-9%. Рост благосостояния людей, рожденных в 1940-е годы, составит 0,3%, а тех, кто родился в 1980-е годы - 4%.
- Рост благосостояния американских рабочих произойдет за счет снижения благосостояния рабочих из других стран. Они будут менее конкурентоспособны по сравнению с США и потеряют в зарплате и производительности труда.
- Отмена корпоративного налога и повышение налога на зарплату приводит к перераспределению доходов от одного поколения к другому - от молодых к более пожилым. Люди в мире начинают больше потреблять и меньше сберегать.
- Противоположный эффект будет достигнут, если компенсировать отмену корпоративного налога введением налога на потребление. В этом случае возможности покупать для пожилого населения будут ограничены до конца жизни. Зато вырастет благосостояние будущих поколений.
Модель: как работает экономика пяти стран Население
- Жители США, Европы, Японии, Китая и Индии живут до 90 лет. В любое время есть 91 поколений, которые находятся в живых
- До 20 лет никто не работает, их содержат родители, затем в 21 год люди выходят на работу. С 23 по 45 лет они рожают детей. Первый ребенок начинает работать, когда его родителям исполняется 43 года, а последний - в 66 лет.
- Люди умирают в возрасте 68-90 лет. Дети всегда переживают своих родителей. Каждое поколение похоже друг на друга.
- Все население разделено на образованных и необразованных работников
Домохозяйства
- Домохозяйства тратят на потребление, развлечения и поддержку детей. Общая полезность потребления зависит от продолжительности жизни.
- Свои активы домохозяйства могут передавать по наследству.
- Технический прогресс позволяет населению более эффективно распоряжаться своим временем, будь то работа или отдых.
- Население платит налоги, а взамен получает различные социальные выплаты и пенсии. Пенсии зависят от стажа работы
Производство
- Каждая страна производит один товар, для чего использует капитал и труд. Учтена производительность труда, а также квалификация работников.
- Технический прогресс влияет на производство.
Правительство
- Правительство каждого региона собирает налоги и занимает. Средства правительство тратит на социальные и другие расходы.
- Расходы на пенсии и социальную сферу различаются от страны к стране. Например, Индия и Китай тратят на пенсии 2-3%ВВП. В среднем пенсия заменяет 40% доходов до пенсии.
- Правительство также тратится на образование и здравоохранение. По мере роста ВВП увеличиваются социальные расходы и расходы на пенсии.
- Расходы правительства, связанные с возрастом, будут расти по мере роста ВВП на душу населения. В США, Европе и Японии в первые 20 лет они будут увеличиваться на 2% в год, а с 2025 по 2035 году - на 1%. В Индии и Китае в первые 40 лет после реформы они будут расти на 4%.
После налоговой реформы экономики начинают балансироваться и достигают нового равновесия. К новому равновесию мировая экономика должна прийти в течение 300 лет, но, скорее всего, это произойдет быстрее. Экономисты учли прогнозы по демографии для каждого региона. Так, например, население США вырастет с 304 млн человек до 404 млн в 2050 году. Население Европы сократится с 312 млн человек до 308 млн, а Японии - с 207 млн до 181млн. Население Китай увеличится с 1,31 млрд до 1,4 млрд человек, а Индии – с 1,18 млрд в 2008 году до 1,6 млрд в 2050 году. Индия станет самой населенной страной мира. При этом во всех регионах вырастет долю людей старше 65 лет. Экономисты также учли технологический прогресс, динамику госдолга к ВВП и другие параметры. Если не снизить налоги, то США отстанут от Китая
- Согласно базовому сценарию, в экономике ничего не меняется, налоговой реформы нет. В США корпоративный налог так и останется на уровне 35%.
- Экономика США в ближайшие десятилетия будет расти быстрее, чем Японии или Европы. Это связано с сокращением населения Японии и Европы.
- К 2020 году ВВП Китая будет больше ВВП США, к 2060 году - в три раза. ВВП Индии к 2060 году будет составлять 70% от ВВП Китая из-за медленного роста производительности труда. В 2060 году вместе на Индию и Китай придется 71% ВВП всех пяти регионов против 26% в 2008 году.
- В развивающихся странах постепенно будет ускоряться рост производительности труда, который со временем достигнет уровня США.
- Рост экономики США будет все также зависеть от потребления, а Китай медленно переключится с потребления на инвестиции.
- При этом во всех регионах сильно вырастут налоги. Например, в США с 2008 по 2060 годы средний уровень налога на зарплаты вырастет с 11% до 18%, налоги на потребление увеличатся с 10% до 25%, а социальные налоги - с 15% до 24%. Совокупный эффективный налог на рабочую силу (то есть сумма всех налогов) увеличится до 62% в 2060 году против 35% в 2008 году.
- Всем странам приходится серьезно увеличивать расходы на здравоохранение и другие траты, связанные со старением населения.
- Компании в таких условиях много не зарабатывают, а значит, не могут серьезно поднимать зарплату своим сотрудникам.
- Из-за постоянного роста производительности труда в Индии и Китае компании уходят из США в другие регионы, что приводит к снижению зарплат. Компаниям выгоднее покупать труд в развивающихся странах, а не капитал в США.
Отмена корпоративного налога спасет США
- Экономисты посчитали, что будет, если США отменили бы корпоративный налог в 2010 году. При этом поднимаются налоги на зарплаты.
- Это приведет к серьезному увеличению накопленного капитала: в краткосрочной перспективе он вырастет на четверть, а к 2030 году – на треть. Это произойдет благодаря притоку капитала и росту сбережений.
- ВВП США в долгосрочной перспективе окажется на 8% выше, чем в базовом прогнозе.
- Для других регионов мира успехи американской экономики – это плохие новости. Они испытают на себе увеличение оттока капитала на 11-12% и сокращение ВВП на 4% в долгосрочной перспективе.
- Мировые процентные ставки в краткосрочной перспективе вырастут на 17%. Реальные зарплаты необразованных американских рабочих увеличатся на 7%, а образованных - на 8%.
- Затем ставки вернутся к долгосрочному среднему значению, но зарплаты продолжат расти: они будут на 12% выше для необразованных рабочих и на 13% выше для образованных. От этого выиграют работники всех возрастов.
- Благосостояние людей, рожденных после 2000-х годов, вырастет на 7-9% в зависимости от их квалификации.
- Если будет введен налог на потребление, то от этого выиграют более молодые домохозяйства.
- В любом случае от устранения корпоративного налога США пострадают нынешние и будущие поколения людей, живущих в других странах.
В мире введен единый корпоративный налог в 35%
- Все страны принимают такую же налоговую систему как США, то есть увеличивают или снижают свой корпоративный налог до 35%.
- В такой случае мировые ставки вырастут на 10%, а зарплаты в мире вырастут на 3%. В долгосрочной перспективе ставки оказываются на 11% выше, а зарплаты – на 3% ниже.
- Остальные социальные налоги снижаются, поэтому старшие поколения испытывают на себе рост доходов.
США – единственная в мире страна, которая не снизила корпоративный налог
- Еще одна возможность: все страны снижают корпоративный налог кроме США. В этом случае ухудшается состояние американских и китайских рабочие.
- Последние пострадают, так как в Китае частично снизится конкурентоспособность.
В мире исчезают налоги на корпорации
- Все регионы мира отказывают от корпоративных налогов и повышают зарплаты.
- Американские рабочие выигрывают и от этого: так благосостояние старшего поколения увеличится на 1,22%. Те, кто родится в 2100 году, будут богаче на 6,72%.
- Однако от этого проиграют пожилые японцы, китайцы и индийцы.
Финмаркет
"Потолка госдолга" не существует в природе
РИА Новости, Александр Поляков
В споре о связи размеров госдолга c темпами роста ВВП поставлена точка. Экономисты МВФ изучили историю 105 стран за 37 лет и не нашли какого-то общего для всех критического уровня отношения госдолга к ВВП, по достижению которого экономика стремительно замедляется
Нью-Йорк. 23 декабря. FINMARKET.RU - После кризиса мировые лидеры одержимы идей экономии. Они верят, что госдолг опасен и серьезно тормозит рост ВВП. Ради этой одержимости американские политики готовы довести страну до дефолта и закрыть правительство. Грецию, Испанию, Италию и другие проблемные страны Европы эта одержимость уже довела до глубокого экономического кризиса. Идея об опасности госдолга основывается на известном исследовании двух ученых из Гарварда: Кармен Рейнхарт и Кенетта Рогоффа. Они утверждали, что госдолг больше 90% ВВП серьезно тормозит темпы экономического роста. Однако в самом исследовании нашли математические ошибки. В МВФ решилисамостоятельно исследовать зависимость между госдолгом и темпами роста экономики. Для этого экономисты проанализировали статистику по 105 развитым и развивающимся странам в период с 1972 по 2009 годы. Получилось, что высокий госдолг действительно замедляет рост экономики, но для каждой страны есть своя граница и свои параметры, когда темпы роста госдолга вредят ВВП. Общего для всех стран значения госдолга, после которого темпы роста стремительно падают, нет.
- В мировой истории было несколько периодов, когда размеры госдолга к ВВП стремительно росли. Пики роста пришлись на 1985, 1994 и 2009 годы.
- Размер госдолга к ВВП вырос в последние 30 лет, но обычно периоды бурного роста госдолга долго не длятся.
- Существует негативная зависимость между ростом госдолга и динамикой ВВП: за два года до достижения пика ВВП, как правило, рост быстрее, чем в последующие годы. Однако статистически значение негативной корреляции небольшое.
- При этом далеко не все страны, госдолг которых серьезно вызрос во время одного из пиков, испытывают на себе замедление роста ВВП. В некоторых он, напротив, оказывается выше своего среднего уровня.
- Порог Рейнхарт и Рогоффа в 90% не работает: значительное число стран после того, как уровень госдолга к их ВВП достиг 90%, росли быстрее, чем раньше.
- В большинстве стран с высокими доходами динамика госдолга и ВВП похожи, хотя было несколько стран, которые оторвались от общей тенденции.
- Динамика соотношения госдолга к ВВП во всех странах напоминает перевернутую букву U. В 1970-е годы госдолг к ВВП начал снижаться, а затем в конце 1990-х годов начал снова расти.
- При этом тенденция неоднородна: в некоторых странах госдолг рос, а в некоторых – замедлялся.
- В каждой стране между госдолгом и темпами роста ВВП есть свои отношения.
- В одних странах рост госдолга поддержать нельзя и он рано или поздно приводит к финансовым кризисам, которые негативно сказываются на экономике. В других странах все наоборот: их экономика может поглотить большую задолженность без особого вреда.
- В МВФ советуют изучать зависимость госдолга и ВВП для каждой экономики отдельно, не забывая, что даже в одной экономике эта зависимость может меняться со временем.
- Зависимость между госдолгом и темпами роста ВВП не является линейной.
Реальная экономика сложнее моделей Свою теорию экономисты решили проверить на опыте 105 стран мира. Они изучили не только динамику госдолга и ВВП, но и другие факторы, например, торговую открытость или уровень финансового развития. Модель учитывает динамику производительности труда и общие шоки. Общие шоки могут быть сильными, например, мировой финансовый кризис или нефтяной кризис 1970-х годов. Также существуют слабые шоки, например, различные социальные и экономические взаимосвязи, культурные особенности и другие. Экономисты МВФ пришли к общему выводу: уровень госдолга, который непосредственно влияет на замедление ВВП, для каждой стран объясняется ее внутренними особенностями развития. Подобную зависимость достаточно сложно выявить статистически. Для этого экономисты применили несколько различных подходов. Анализ Рейнхарт и Рогоффа
- В этом случае подход работает особенно для стран с высоким уровнем доходов и для стран с доходами чуть ниже высоких.
- Правило 90%-й порога для них более или менее работает.
Линейная динамика
- В этом случае нужно предположить, что все страны одинаковы и зависимости в них похожи. Разница связана лишь с уровнем финансового развития и торговой открытости.
- В целом госдолг выше 90% ВВП действительно негативно влияет на ВВП.
- Нелинейная зависимость между госдолгом и темпами роста ВВП обычно наблюдается в бедных странах. Зависимость фактически наблюдается между тремя переменными: госдолгом, темпами роста ВВП и доходами.
Асимметричная модель
- В МВФ проанализировали, как на темпы роста ВВП влияет госдолг, который выше трех порогов: 52% ВВП (среднее значение для группы), 75% и 90%.
- В каждом случае страна считается государством с низкой задолженности, если госдолг ниже определенного порога.
- На графике стрелками показано отношение между двумя показателями: темпами роста ВВП и госдолгом. По мере того, как страна переходит из категории стран с высокими долгами в категорию стран с низкими, должно было измениться направление стрелки - эффект должен был стать негативным. В реальности этого не происходит.
- Единого для всех стран значения госдолга, который бы замедлял темпы роста ВВП просто нет.
Фактически зависимость между ростом госдолга и динамикой ВВП видна лишь на достаточно простых моделях, учитывающих только средние значения. Реальная экономика намного сложнее.
Финмаркет
Вернуться назад
|