Оттопыриваем чакры, штукатурим ауру, растим карму. 8:00-18:00. Без выходных (MON4)
crustgroup(он же Already Yet) 16 декабря 2013 Рассказав в прошлой статье о деньгах, доверии и силе, я хотел бы перекинуть пару мостиков к своим старым статьям, в которых я пытался выстроить систему, в которой бы сила и доверие будут находится в некоем идеальном балансе. Ведь простая мысль о том, что «жить честно, жить дружно и жить справедливо» гораздо легче и приятнее, нежели жить «обманывая, в одиночку и хапая всё, что плохо лежит», к сожалению, не столь очевидна и отнюдь не так просто достижима, как это могло бы показаться идеалистам всех форм и расцветок. Идеальное устройство мира и общества очень часто воспринимается именно как конечная точка некоего длинного пути, в то время, как утопия, даже в переводе с древнегреческого, звучит, как «место, которого нет». Вот в этом-то и заключена типичная ошибка многих утопистов и идеалистов: утопия — это не место, куда можно прийти и остаться там навсегда. В идеальном мире нас не будут ждать наши усопшие братья по оружию, 88 гурий-девственниц или же апостол Пётр с ключами от места, где раздают амброзию и нектар. Утопия — это не сюжет религиозного рая, который всегда статичен и мёртв. Утопия — это живая, ежедневная работа по достижению некоего идеального состояния, которое, в общем-то, никогда не достижимо. Утопия — это бесконечный путь, который и есть сам это недостижимое и несуществующее место. Мы уже живём в мире победившей утопии. Просто ещё не все осознали, что этот мир уже с нами. Утопия в том виде, как её понимаю я, возникла не вчера и не позавчера. Путь, ведущий наверх, эта бесконечная нить, которая вьётся вокруг конуса наших возможностей, с нами уже с самого нашего рождения — и как личностей, и как единого биологического вида. Но, что важно, путь внутри этого конуса возможностей мы выбираем уже сами — лично, ответственно и со свободой воли. Да, наша свобода воли ограничена и весьма условна: мы отнюдь не полностью контролируем даже наш собственный разум, а тем более — весьма условно влияем на свою личную судьбу. Если нужны подробности — их было у меня, там целая поэма в обсуждениях. Кроме того, по понятным причинам, мы ещё меньше влияем на судьбу вмещающего нас общества: голос одиночки часто слаб и плохо различим на фоне ропота и шума толпы. Да и система обычно выстроена так, чтобы даже самый талантливый одиночка был не более, чем винтиком и гаечкой в весьма интересном механизме. Однако, несмотря на нашу весьма условную разумность, несмотря на ограничения конуса судьбы, несмотря на ублюдочную свободу воли, которой у нас часто по факту нет — мы, в общем-то, всё-таки разумные и думающие существа. И, если не подпадаем под влияние чужих мыслей и чужих репликаторов, уже можем и сами порождать новые сущности. Те самые элементарные кирпичики-мемы, из которых и можно потом собрать дорогу из жёлтого кирпича, которая и приведёт нас в Изумрудный Город. Но которая и ценна сама по себе — поскольку именно на этой дороге мы находим и новых друзей, и новое знание, и новое понимание той самой утопии, в которую мы хотим попасть. В которую, в отличии от христианского или мусульманского (ну — или любого иного рая) так и не попадём. И в которой нет Волшебника Гудвина или Господа Бога, а есть только мы сами — но уже радикально изменившиеся на этой самой дороге. И, более того, этой дороги из жёлтого кирпича, в общем-то, и нет в реальности. Она возникает там, в прошлом, после точки нашего коллективного настоящего, в котором мы и движемся вперёд, к нашей личной — и к общей, коллективной утопии. Важны наши действия и наше поведение в момент нашего коллективного настоящего. Тогда будут и атомные ледоколы, и трубы с Ямала, и реакторы, и база на Луне, и программирование генома, и победа над болезнями, и искусственный разум — и многие другие вещи нашей коллективной утопии. Те самые кирпичики-мемы, облачённые в вещную форму, которая и создаёт наш реальный мир — ту самую дорогу из жёлтого кирпича. Ну и, конечно, нам нужны друзья. Те самые, с которыми мы хотим пройти дорогой утопии. Которым, может быть, и не хватает мозгов, сердечности или храбрости — но которые, как и мы, слеплены из плоти и крови, со всеми недостатками и достоинствами. Нам нужна своя гегемония, свой порядок и своя система. Иначе — вы будете частью чужой, совершенно нечеловеческой и мёртвой системы современного гегемона. Вот она, визуализированная в наглядных величинах: Эта дорога из зелёных кирпичей никуда не ведёт. Она уже выросла больше диаметра Земли и продолжит свой рост и сама по себе: в её изначальном кирпичике-меме (долговых, фиатных деньгах) заложено всё её будущее развитие. Да, в идеале, если Центробанк какой-либо страны ссудил кому-то деньги, то его сеньораж, который я разобрал в предыдущей статье — это лишь проценты по использованию этих созданных из ничего денег. Считайте, что эти деньги в оборот принесли крылатые обезьяны с Марса — в принципе, это весьма адекватно отражает сущность современной финансовой системы. Проценты по таким деньгам в случае их безусловного возврата, конечно же, были бы единственной прибылью Центробанка и его владельцев. Так как в случае возврата денег в Центробанк — они уничтожаются, теряя полностью свою ценность. Считаем, что кирпичики мы разобрали и вернули назад. Тем самым крылатым обезьянкам с Марса. Ну и, конечно же, сказали им вдогонку: «ну и забирайте себе всю стоимость ваших денег!». Исходя из такой логики (присутствия крылатых обезьян), ФРС США на голубом глазу рисует свою прибыль от сеньоража в год в размере... всего 36 млрд. долларов. Именно столько ему платит правительство США за право использования свеженапечатанных купюр. Такую же логику исповедует и любой Центробанк, печатающий долговые фиатные деньги: я зарабатываю лишь на процентах по использованию моей валюты, её реальная стоимость меня не волнует. Она принадлежит крылатым обезьянам, которые живут на Марсе. Однако, посмотрим на этот мем во всей его исторической красе. На примере тех же США: Даже беглого взгляда на эту картинку достаточно, чтобы сказать: данный долг, эмитированный ФРС США — никто и никогда не сможет вернуть — ни полностью, ни даже частично. Функция госдолга США — это величина неубывающая на протяжении вот уже очень долгого периода. Более того, как вы понимаете, в такой долговой ситуации живут практически все валюты и все государства — большинство из них просто копит долг, совершенно не озабачиваясь тем, куда нас ведёт эта дорога из разноцветных кирпичей. Поэтому, когда вам говорят, что сеньораж долговых денег — это сумма процентов, полученных за их использование от третьих лиц в сторону эмитента — вас нагло обманывают. Весь объём долговых расписок (за вычетом весьма скромных издержек на их производство) можно смело записывать в сеньораж. Система не предусматривает уничтожения долга — такой долг может быть уничтожен только путём выпуска нового долга. Поэтому, учитывая процент по долговым расписакам (около 3%) — вы можете смело умножать сумму официального сеньоража ФРС США (около 36 млрд. долларов) на 30 - и получать цифру около 1 трлн. долларов в год на текущий момент. Нетрудно увидеть по графику долга и момент, когда система долговых денег «пошла в разнос». Вплоть до 1980 года крылатые обезьянки с Марса регулярно прилетали в казначейство США и забирали назад эмиссию долговых расписок. До этого момента Америка более-менее пыталась «жить на свои», не прибегая к помощи бесплатного дохода от сеньоража денег. C 1950-го года по 1971 год долг США вырос с 257 миллиардов долларов до 398 миллиародов долларов, всего лишь на 50% за период 20 лет. (Кто сказал: «Пик нефти»?) А вот за период 1971-1991 годов долг уже почти что удесятерился. За следующий 20-летний период, во время которого получилось ограбить СССР и выманить у него достаточно кирпичиков для дороги за копейки, долг вырос ещё в четыре раза. Об обезьянках с Марса окончательно забыли: сеньораж сегодня приносит столь громадную прибыль, а Марс столь же далёк, как и в 1971 году, когда покорили Луну. Система долгов выросла бы и больше, но тут по пути случился облом: как видите, дорожка из зелёных кирпичей стала больше самой Земли. Если в 1971-1991 годах ещё можно было вовлекать в зону долгового обращения всё большее и большее количество людей, предприятий и целых стран, то в 2000-е годы система уже просто исчерпала все пределы для собственного роста. Поэтому у крылатых обезьянок с Марса получилось выцыганить всего лишь около 10 триллионов долларов долга. Я сознательно оставлю за кадром столь важные вещи, как кредитный мультипликатор, широкую денежную массу и деривативы. Все эти производные финансовые инструменты лишь помогают той самой гегемонии Грамши распространить силу валюты на максимальное число слоёв общества и выработать к ней устойчивое доверие у всех и каждого. Выгодополучателем сеньоража в этом случае выступает даже последний бомж, который взял потребительский кредит на водку и колбасу. Проиграл тут, конечно, промышленник, который продал ему водку: ведь деньги на водку возникли «из ничего», просто за счёт соглашения какого-то Центробанка с крылатыми обезьянками. Хотя, конечно, промышленник и выиграл в долгосрочной перспективе: бомжа потом, когда он не выплатит по кредиту, заставят и продать его левую почку. Для жены промышленника. Но это будет потом, уже в недостижимом Изумрудном Городе. Вот такие у нас добрые Волшебники Гудвины. Совсем не такие, как в сказке. Раздают виртуальные кирпичики, а собирают взамен весьма реальные вещи. У кого сердце, у кого мозги, а у кого — и смелость поменять систему. Что же противопоставить системе фиатного долга, которая неизбежно разрушит сама себя? Как нам могут помочь тут наши мозги, сердце и есть ли у нас смелость? Ведь то, что система прогнила, уже понятно всем и каждому, но что мы можем предложить взамен? Что будет нашим жёлтым кирпичиком для дороги в утопию? Которая и есть эта самая дорога? Самым очевидным решением, как я уже говорил, кажется что-то материальное. Например, давайте мостить дорогу золотом! Почему «смешно»? Что значит «плохой материал для дороги»? Нормальный материал, прочный и технологичный! Дорогой? Да, есть такое. Дорогой именно что в плане его добычи: никакие аргументы о том, что «золота у нас ограниченное количество, золото-де вырастет в цене, если его сделать валютой» просто не канают. Сегодня, при его теперешней стоимости, золото добывают уже из руд с содержанием в 2 грамма на тонну. А что будет, если золото вырастет в цене в 10 раз? в 100? в 1000 раз? Вы можете себе представить, какой золотой дождь (гусары, молчать!) польётся на всю рудную индустрию? И не просто на рудную индустрию, а именно на очень узкий и очень специфический сегмент золотодобычи? И в чём будет реальная польза для общества от перелопачивания тонн физической и вещной, тяжёлой и неудобной пустой породы с целью получения изначально виртуального конструкта? Нет, «нам такой хоккей не нужен». Если мы породили эту дорогу из жёлтого кирпича — то нам её и мостить. И решить, в принципе, это можем и мы сами. Это и есть наша смелость. Деньгами должны заниматься те, кто их использует. Печать денег — это очень интимное и важное занятие, но почему его надо доверять совершенно незнакомым нам сущностям? Тем более, что они постоянно их берут у каких-то малоприятных крылатых макак. И вот тут мы подходим к основному, миновав смелость. К мозгам и к сердцу. Сердце нам говорит просто: каждый труд должен быть оплачен. Деньги — не более, чем удобный медиатор между трудом по укладке реальных кирпичей вещного мира в виртуальную дорогу утопии. Во многих современных фильмах этот абстракт уже доведен до логического и кристально чистого абсолюта. Деньги — это есть время и усилия каждого из членов общества по дороге в будущее. То есть сердце подсказывает нам простой выход: каждый из нас вправе напрямую оценивать усилия других членов общества по работе на укладке жёлтого кирпича в нашу общую дорогу. И, конечно же, получать такую же оценку от других членов общества. Деньги для этого процесса являются не более, чем историческим абстрактом: ведь, и в самом деле, неужели вы верите этим смешным жёлтым кружочкам и портретам давно умерших людей, которые глядят на вас с затёртых бумажек? Вспомните свою любую туристическую поездку: вначале к вам в кошелёк нежданно-негаданно сваливается с десяток разноцветных бумажек, и лишь потом вы потихоньку соображаете, что вот эта, красненькая — это где-то на проезд в автобусе, за вот эту, зелёненькую, можно пообедать в ресторане, а вот эту, синенькую и со смешным носатым дядечкой берут везде и очень уважают. Потому что в ней целых десять зелёных, тех, что с тётенькой в диадеме. Как получать такую оценку? Систем масса, и все они так или иначе завязаны на память. Иногда их называют баллами, иногда — рейтингом, а иногда — кармой. Слово карма мне почему-то нравится гораздо больше других, так как подчёркивает длительность её сосуществования с конкретным человеком, даже некую трансцендентность своей роли в его жизненном пути. Я её даже назвал «конусом судьбы», но слово карма как-то больше прижилось на просторах Интернета. Нередко карма превращается в свою противоположность, разрушая систему, которая не может и не умеет её контролировать. И вот тут-то нам и надо, вдобавок к сердцу, подключить и свои мозги. Люди делают массу вещей в своей жизни. Но лишь немногие из них они превращают в деньги. А именно те, что согласны получить оценку других людей. И даже в этом случае отнюдь не все действия люди согласны оценивать деньгами. Вы будет просить у мамы денег за свой воскресный визит к ней? Согласитесь ли на то, чтобы жена выставляла вам счёт за секс и за готовку по кухне? С детьми — будете ли вы монетизировать их домашние задания? Поэтому, смотря на примеры с d3.ru, наблюдая за массой форумов и сайтов с кармой (будь то умирающий «Авантюрист» или же стартующий «Континенталист») и помня об антиутопии In Time (в русском переводе «Время»), можно сформулировать требования к некоей идеальной системе денежной валюты. Она должна быть: 1. Распределённая в плане эмиссии. Каждый член общества имеет право эмитировать валюту: в рамках оценки своего вклада в общее дело, которая будет внешним для него. И будет осуществляться другими членами общества. 2. Контролируемая в части своего эмитируемого объёма. Виртуальные кирпичики должны следовать за реальными, не отставая и не обгоняя их. Как это неизбежно делают современнное золото и современное фиатное обращение, соответственно. Да, здесь надо будет иметь гораздо более развитую прогностическую функцию, но без этого, как я уже писал, ну вот совсем никак. 3. Защищённая в части своего создания, хранения и передачи. Привет, криптовалюты, вы нужны именно для этого. Кроме того, неизбежно встаёт вопрос о памяти системы, которая тоже должна быть защищена и которую надо сделать практически невозможной к уничтожению. 4. Отнимающая у общества минимально возможную часть его производительных сил на своё существование и поддержание в действующем состоянии. 5. Здесь я рискую, но скажу: валюта должна быть открытой. Риск быть ограбленным ради виртуальных ценностей, да ещё и персонифицированных к владельцу, в современном мире минимален. Да, можно себе представить, что кто-то выкрал вашу дочь и шантажирует вас тем, что вы должны отдать ему часть своей кармы, но, я думаю, тут могут быть весьма нетривиальные последствия и для самих преступников. Система-то открытая и с памятью: все транзакции потом могут быть вытянуты на свет божий. В общем, господа анонимы, тут будет хреново. Но, утешаю вас, сейчас, в мире современных валют, вы всё равно «под колпаком у Мюллера». Ну а занятие предпринимательством и общественной деятельностью и так требовало и сегодня отрытости ваших счетов. Как видите, тут очень мало капитализма. И очень много виртуальных кирпичиков, которые ещё только появляются в нашем с вами реальном мире. Как там у тебя с аурой? Как чакры? Выросла ли за ночь карма? Кстати, дорогой, а хватит ли нам нашей общей кармы, чтобы съездить на отдых в Ялту? Ну ты знаешь, там же много надо раздать людям по дороге. Хотя на железной дороге всё же меньше, чем в самолёте... Источник
Вернуться назад
|