ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > «Пояс Шелкового пути» достиг Украины

«Пояс Шелкового пути» достиг Украины


20-12-2013, 11:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Пояс Шелкового пути» достиг Украины

 

«Пояс Шелкового пути» достиг Украины


Китай, заинтересованный в создании ведущих с востока на запад торговых путей, намеревается включить в свой геополитический проект и Украину. Об этом свидетельствуют китайско-украинские соглашения в области экономики, а также недавний визит президента Украины Виктора Януковича в Поднебесную. Теперь КНР планирует покупать продовольствие у украинских производителей, а также собирается начать строительство промышленной зоны, морского порта, судостроительной верфи и системы оросительных каналов в Крыму. Чем это обернется для России? От тех ли мы Украину оберегаем?

Виктор Янукович «интегрируется» в Поднебесную

Показательно, что пока в Киеве митинговали западенцы, Виктор Янукович продавал страну… Китаю. Кажется, украинцы серьезно заблуждаются, когда рассматривают погромы в столице только как попытку Запада разделить Украину и Россию. Намного более важным для США является противостояние с Китаем, который потихоньку начал проникать в Восточную Европу. И, кстати, на постсоветском пространстве Китай в последние годы представляет для России большую угрозу, чем те же Штаты.

В Кремле прекрасно понимают, что сейчас схватка за Украину ведется между Пекином и Вашингтоном, а потому делают заявления только на публику, чтобы не потерять лицо. Это правильная тактика: кого бы мы ни поддержали из украинских политиков, все равно останемся в проигрыше. Янукович слишком хитер, чтобы вступать в Таможенный союз. Намного выгоднее для него – дружба с далеким Китаем. Президент Украины хочет быть самостоятельным, большим и сильным. Но он слабее Александра Лукашенко, заключившего союз с Россией, поэтому не умеет, да и боится говорить с Владимиром Путиным на равных. Как бы Янукович ни заявлял о том, что поддерживает Россию, он все равно будет сохранять приличную дистанцию от Кремля для того, чтобы остаться одним из многочисленных местных царьков постсоветского пространства. Похожим образом действовал Энвер Ходжа в Албании, который, после разрыва отношений с Советским Союзом не хотел попасть под влияние Югославии, а потому подружился с молодым коммунистическим Китаем.

Китай осваивает Черное море

Украина становится одним из нескольких звеньев в торговом маршруте, ведущем из Китая через Ближний Восток в Европу. Киев интересен Пекину потому, что после развала СССР Украина фактически осталась бесхозной: власть захвачена местными олигархами, которые давно успешно интегрировались в ЕС, и воспринимают страну исключительно как свою феодальную вотчину. Желания присоединяться к Таможенному союзу элита не имеет, главное – не потерять «землю и крепостных». Китай пользуется так называемым «нейтралитетом» Украины в своих целях. Ему нужен крупный морской порт в конце нового Шелкового пути, а Украина с ее протяженным черноморским побережьем идеально подходит для реализации этого проекта.
Крым – великолепное место для строительства международного транспортного узла. Китай хочет воспользоваться стратегически выгодным положением Украины в своих целях, и готов финансировать развитие украинской экономики. Поэтому нежданно было объявлено о том, что на побережье Крыма будет создана особая промышленная зона, отданная в распоряжение китайским инвесторам. В состав этой зоны войдут Севастополь и ряд территорий, расположенных вблизи Евпатории. В Сакском районе китайцы построят глубоководный порт, уникальный не только для Украины, но и для многих стран черноморского бассейна. В комплексе с морским портом будут возведены терминал для отгрузки сжиженного газа и нефтеперерабатывающий завод, судостроительные верфи, современный аэропорт, учебные заведения, зоны отдыха.

Газета «Жэньминь жибао» опубликовала материал о преимуществах инвестирования в Украину. Так, благодаря строительству крымского порта китайские поставщики смогут сократить путь следования в Европу на 6 тысяч километров: в настоящее время суда с грузом из КНР следуют через Суэцкий канал в Средиземное море, оттуда – в Атлантику через Гибралтар. Разгрузка судов происходит в портах Западной Европы. Производителям товара это не выгодно: для поставки груза потребителю нужно потратить уйму времени и денег.

Строительством крымской промзоны займется таинственный китайский олигарх Ван Цзин – личность загадочная и противоречивая. Сведения о нем малодоступны широкой аудитории, а созданная им недавно компания, которой поручено вести масштабные строительные работы в Крыму, пока что вообще никак себя не зарекомендовала. Фирма Ван Цзина за недолгие месяцы своего существования не выполнила ни одного проекта при том, что, едва была создана, уже выиграла тендер на строительство дублера Панамского канала в Никарагуа. Удивительно, не правда ли? Похоже на большую авантюру.

Краткосрочные и долгосрочные перспективы

Характерно, что Пекин разрешения у Москвы не спрашивает: мы боялись, что под Севастополем будут военные базы НАТО; нет, мы ошиблись: теперь там будут торговые базы Китая.

США тоже не удовлетворены потенциальным формированием украинско-китайского союза. В связи с этим в ближайшие годы в Крыму могут резко обостриться межнациональные и межрелигиозные противоречия. Крымские татары при поддержке Вашингтона вполне способны до такой степени расшатать ситуацию на Крымском полуострове, что реализация каких-либо долгосрочных проектов станет нецелесообразной не только для Китая, но и для России.

В краткосрочной перспективе ожидается борьба за Украину между КНР и США. Стоит ли нам вмешиваться в этот конфликт? Безусловно, да. Таможенный союз без участия Киева будет неполным, а Янукович ради своих интересов готов предать кого угодно. После победы на президентских выборах он внезапно потерял интерес к своему электорату, лояльного России, и отказался от про-российского курса. Иначе чем можно объяснить заявления о дружбе с Европейским союзом, которые Янукович делал за год и за полгода до того, как, образумившись, отказаться от этой идеи? Поэтому 2015 год и период после него станут для внешней политики Украины решающей вехой.

Впрочем, неважно, кто победит в борьбе за Украину, и окажется ли «темная лошадка» Ван Цзин действительно готовым инвестировать в совместные украинско-китайские проекты. В любом случае, прослеживается четкая тенденция к росту значения торговых путей через Индийский океан. Впервые с 15 века Европа уделяет большее внимание торговле с Азией, чем с Америкой. Речь идет не только о поставках энергоресурсов, но и о перевозке китайского ширпотреба. В свое время появление трансатлантических торговых путей стало причиной стремительного развития испанских, английских, французских и нидерландских прибрежных городов. И наоборот: завоевание Восточного Средиземноморья турками и блокада торговых путей в Индию привели к упадку городов Аппенинского и Балканского полуостровов, Малой Азии, Леванта и Египта.

Сейчас ситуация совершенно иная, и по объективным причинам восточные торговые пути становятся все более нужными. Украина действительно имеет выгодное геополитическое положение – не зря хитрая Поднебесная хочет переманить Киев на свою сторону, включив в состав «Великого шелкового пути». Таким образом, украинский вопрос касается не только того, кто получит право инвестирования в экономику страны. Затрагивается проблема конкуренции Москвы и Пекина в области логистики. Если Китай получит Украину, то «Пояс шелкового пути» заработает на полную мощность. Маршруты, проходящие по нашей территории, после реализации китайского проекта могут и вовсе потерять свое нынешнее значение.

Дружба Китая с Украиной для нас так же опасна, как строительство газопровода Nabucco или же размещение американских ПРО в Румынии и Польше. Теперь, оказывается, против нас в открытую играет и Китай, готовый подмять под себя постсоветское пространство, причем игра идет уже далеко за пределами Средней Азии. Стоит при этом отметить, что политических условий КНР не выдвигает и нуждается только в защищенности китайских капиталов. Однако при этом происходит вытеснение с украинского рынка конкурентов Поднебесной, в том числе России.

Чтобы противостоять Пекину, от нас требуется максимум усилий. Прежде всего, надо разобраться с Виктором Януковичем, который боится Путина и хочет остаться царьком местного масштаба. Он против вступления в Европейский союз, но точно так же не готов к подписанию соглашений с Таможенным союзом. Президент Украины опасается усиления российского влияния в такой же степени, как и европейского, хотя в сложившейся ситуации кажется, будто он согласен с политикой Москвы. Китай, как очень удаленную страну, Янукович в сложившейся ситуации рассматривает как наиболее подходящего партнера, неспособного оказать воздействие на украинских промышленных магнатов. Но проблема в том, что никто другой место Януковича занять не может: нет единого кандидата от юго-востока Украины!

Таким образом, наилучшим решением для нас пока что станет выжидание. Реализация китайского проекта займет 5-6 лет, а выборы 2015 года многое могут изменить. Нужно искать подходящий момент для того, чтобы нанести точный и неожиданный удар. С учетом того, что сейчас происходит дележ Украины между КНР и США, нам остается просто ждать, когда украинцы устанут от глобальных игр азиатов с американцами, одинаково далеких от Восточной Европы.

 

 

Автор Артем Вит

Вернуться назад