ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Частичная либерализация рынка газа даст бюджету 200 млрд в год
Частичная либерализация рынка газа даст бюджету 200 млрд в год11-12-2013, 17:50. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
РИА Новости, Игорь Зарембо
Расширение коридора регулируемых цен на газ приведет к дискриминации потребителей и производителей газа и пошлет неверный сигнал инвесторам, считают эксперты Энергетического центра "СКОЛКОВО". Выгоду всем участникам рынка принесет только его частичная либерализация: заработают и компании, и граждане, и бюджет
Москва, 11 декабря. FINMARKET.RU – Рынок газа в России за последние 10 лет сильно изменился. Страна перешла от полной монополии к рыночной конкуренции в отдельных сегментах производственной цепочки. На рынке появились новые крупные игроки – как среди производителей, так и потребителей. Фактически сейчас Россия находится на переходном этапе от полностью монопольного рынка к полностью либерализованному.
Правительство пытается найти новые ценовые пропорции на внутреннем газовом рынке в нынешних переходных условиях. Одним из решений может стать снижение нижней границы регулируемой цены на газ для крупных потребителей, что может привести к крайне негативным последствиям для всех участников рынка – от государства до потребителя. Так считают эксперты Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО, подготовившие исследование "Подходы к ценообразованию на российском рынке газа: в поисках баланса интересов". По мнению авторов исследования, частичная либерализация российского рынка газа является самым сбалансированным решением, отвечает интересам всех участников рынка. Общий положительный эффект для государства от поступления таможенных пошлин, НДПИ и налога на прибыль оценивается в 192 млрд руб. в год В ходе исследования эксперты попытались ответить на вопрос: какой должна быть модель ценообразования на российском рынке газа. Были проанализировали три различных варианта развития газового рынка. Первый сценарий – status quo: вариант сохранения действующих правил игры. Второй вариант - снижение нижней границы при фиксированном предельном значении регулируемой цены и монополии "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа и транспорт. Третий вариант – частичная либерализация. Под ней понимается отмена нижней границы цены на газ при регулировании верхней границы и одновременном предоставлении возможности экспорта независимым производителям, введение обязательств (квот) для всех производителей газа по поставкам населению и снижении транспортных тарифов. По этому варианту предусматривается замещение центрально-азиатского и азербайджанского газа газом НПГ при сохранении единого экспортного канала в лице "Газпрома", введение для НПГ обязательств по продаже газа населению, снижение транспортного тарифа, сохранение регулирования максимальной цены при полной отмене нижней границы. Этот сценарий представляется экспертам самым сбалансированным, отвечающим интересам всех вовлеченных в процесс сторон. Худшим вариантом является второй - снижение нижней границы при фиксированном предельном значении регулируемой цены и монополии "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа и транспорт. В этом случае потери понесут и производители газа, и государство, и потребители. Директор Энергетического центра Григорий Выгон "Никакого заметного эффекта на российскую экономику такая мера не окажет. При диапазоне снижения минимального уровня оптовых цен на газ от 5% до 20 % мы оцениваем средневзвешенный по стране уровень потенциального снижения цен всего в 6,8%. Независимые производители окажутся в неравных конкурентных условиях при завышенных транспортных тарифах и экспортной монополии "Газпрома". Потребители же окажутся в ситуации ценовой дискриминации». По мнению экспертов Энергетического центра, цены на газ снизятся только для крупных потребителей, за которых существует реальная конкуренция, а для большинства "Газпром" сохранит цены на максимально возможном уровне".
Но даже если бы "Газпром" снизит цены в тех регионах, где у него монопольное положение, цена в них не опустится более чем на 5,3%. При этом чувствительность российской экономики к цене на газ не столь велика. Поэтому уменьшение себестоимости производства будет незначительным – около 0,2%, отмечают эксперты.
Что касается влияния на независимых производителей, то НПГ для победы в "ценовой войне" придется предложить крупному потребителю скидку более чем в 12%. При этом снижение цен приведет с уменьшению их операционного дохода и может сделать нерентабельными ряд новых проектов добычи газа. К тому же, как полагают авторы исследования, обсуждаемый в правительстве механизм расширения коридора регулируемых цен на газ может привести к созданию дополнительной дискриминации потребителей и производителей газа.
Согласно исследованию, самым сбалансированным решением является частичная либерализация рынка – отмена нижней границы цены на газ при регулировании максимальной цены и одновременном предоставлении возможности экспорта независимым производителям газа, введении обязательств по поставкам газа населению для всех производителей газа и снижении транспортных тарифов. Чистый положительный эффект при этом сценарии оценивается:
Вернуться назад |