ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Денег АСВ на всех не хватит - Правительство залезет в карман налогоплательщиков?
Денег АСВ на всех не хватит - Правительство залезет в карман налогоплательщиков?10-12-2013, 14:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Владислав Жуковский: Пора привлечь к уголовной ответственности пару десятков топ-менеджеров крупнейших частных и госбанков, а также их покровителей в ЦБ
Денег на всех не хватит – спасая вкладчиков дутых банков-банкротов, государство будет вынуждено залезть в карман налогоплательщикам и направить бюджетные деньги на компенсацию сгоревших вкладов. Это торжество принципа "приватизации прибылей и национализации убытков" - именно в этом, насколько можно судить, и состоит глубинная сущность построенного в России криминально-олигархического капитализма. Природно-сырьевая, монополистическая, административная ссудно-процентная рента оседает в карманах "эффективных менеджеров" и коррумпированных чиновников, а убытки и потери под патриотические лозунги и призывы сплотиться вокруг правящей бюрократии перекладываются на рядовых граждан. Накануне стало известно, что почти 38% вкладчиков "Мастер-банка" получили страховку за первые четыре дня выплат. Это соответствует 58% суммы страховой ответственности АСВ по банку. "За первые четыре дня выплат в офисы Сбербанка и ВТБ24 обратились около 55 тыс. вкладчиков, а сумма выплаченного им возмещения составила порядка 18 млрд руб.", — сообщил заместитель генерального директора АСВ Андрей Мельников. В настоящий момент на балансе АСВ, которое гарантирует компенсацию вкладов в размере до 700 тыс. руб., находится лишь 185 млрд руб. Тогда как только в 2013г. агентство выплатит не менее 70,5 млрд руб. вкладчикам банков с отозванными лицензиями. Из которых на "Мастер-банк" приходится 31,3 млрд руб., а на банк "Пушкино" - 20 млрд. Да, по итогам 2013г. АСВ привлечет от банков не менее 73 млрд руб. в виде резервов, а в 2014г. порядка 81 млрд. Однако это капля в море: во-первых, практически целиком эта сумма будет направлена на выплаты пострадавшим вкладчикам. А, во-вторых, и это самое главное, в случае серьезного финансового кризиса система развалится - ей просто не хватит денег. В случае повторения кризиса 2008г. (а именно к этому все и идет), встанет вопрос о компенсации не миллиардов, а триллионов рублей вкладчикам, чьи деньги были нецелевым образом использованы нечистыми на руку банкирами и их покровителями в правоохранительных органах и Центральном банке. Согласно официальным оценкам Центрального банка России, размер кредитов, просроченных более чем на 90 дней, вырос с начала 2013г. с 330 до 530 млрд руб. - почти на 60%. Коллекторские агентства фиксируют трехкратный скачок продаж "плохих" кредитов банками. Банки увеличили резервы на возможные потери по ссудам с 274 до 437 млрд руб. Ситуация стремительно ухудшается по мере затухания российской низкопередельной "экономики трубы" и падения уровня жизни 70% россиян, чьи доходы не дотягивают до средней зарплаты по стране (29,5 тыс. руб.). При этом на рынке потребительского кредитования надувается пузырь - на протяжении последних 12 лет (за исключением кризисного периода 2009-2010гг.) кредиты населению ежегодно растут на 35-45% при затухании экономического роста и усиливающейся деградации и примитивизации структуры народного хозяйства. По мере скатывания экономики в кризис, роста безработицы и падения уровня жизни большей части россиян стремительно увеличивается доля "плохих" кредитов. К концу 2014г. объем просроченных займов достигнет 800 млрд руб., возможно, 1 трлн руб. У АСВ к тому моменту на балансе будет менее 240 млрд руб. Это всего лишь 1,3% от размера банковских вкладов населения, превышающих 19 трлн руб. Из которых 16 трлн руб. размещены в национальной валюте и почти 3 трлн руб. в иностранной валюте. Этого явно не хватит, чтобы спасти вкладчиков проблемных банков – реальный размер плохих активов достигает 1,5-2 трлн руб. Именно таков размер пробоины в банковской системе. Это в 10 раз превышает "подушку безопасности" АСВ. Либо государство будет вынуждено признать банкротство системы и "кинет" вкладчиков (что неприемлемо в силу политических причин), либо оно будет вынуждено затыкать пробоину за счет средств бюджета. Даже увеличение ставки отчислений в систему страхования вкладов с 0,1 до 0,3%, а также увязка величины этой ставки с величиной ставки по депозитам банка и рискованности проводимых им операций (запланировано с 2014г.) хоть и является правильным решением, однако не сможет радикально изменить ситуацию. Да, президентом подписан указ, позволяющий АСВ привлекать необеспеченные залогом кредиты для пополнения фонда страхования вкладов сроком до пяти лет. Однако даже эти средства необходимо возвращать. И уплачивать проценты в пользу ЦБ РФ. У АСВ на это нет средств - получаемые им инвестиционные доходы не всегда покрывают инфляцию и не спасают даже имеющийся капитал от обесценения. В конечном итоге Правительство будет вынуждено затыкать дыры в балансе АСВ. Необходимо понимать, что уже сегодня можно смело закрывать 750-800 кредитных организаций из существующих без малого 1 тыс. Как правило, речь идет о малых и средних региональных банках, которые не справляются с функцией трансформирования сбережений государства, нефинансовых организаций и граждан в производительные капиталообразующие инвестиции. В большинстве случаев они занимаются незаконной банковской деятельностью, концентрируются на финансовых спекуляциях или обслуживают коммерческие интересы контролирующих их структур (кэптивные банки). Зачастую это "отмывочные" станции или, как их принято называть, "прачечные", специализирующиеся на легализации и отмывании преступных доходов, обслуживании теневого сектора экономики и незаконном вывозе капитала за рубеж. Безусловно, игра стоит свеч - судя по всему, слишком крупные капиталы и высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов и Центрального банка задействованы в этом кругообороте криминального капитала. Именно в силу круговой поруки - рука руку моет - никто не заинтересован в разрушении этого рынка и закрытии кормушки. Принципиально важно понимать, что именно банковская коррупция является фундаментом и системообразующим звеном всей коррупционной вертикали. Без посредничества банков в принципе невозможно существование теневой и тем более "черной" экономики - на их долю приходится не менее 90% всех операций по легализации, отмыванию, обналичиванию и вывозу в оффшорные юрисдикции преступных доходов и криминальных активов. Как правило, мы много говорим о коррупции на уровне органов государственной власти, законодательной, судебной или исполнительной ветвей власти, государственных корпораций и прочих проявлениях "сердюковщины". Однако мы забываем, что в условиях финансовой глобализации, доминирования банковских институтов, возрастающей доли безналичных платежей и фиатной денежной системы именно банки и другие финансовые институты становятся системообразующим элементом экономики и платежной системы. Банковская коррупция - сердцевина и фундамент любой другой коррупции. Однако СМИ и чиновники стараются замалчивать этот факт и не портить имидж респектабельных банкиров. Да, Центральный банк России отозвал банковские лицензии у "Мастер-Банка" и банка "Пушкино". Однако это в большей степени напоминает, с одной стороны, попытку Эльвиры Набиуллиной закрепиться и обосновать свою значимость и влияние на посту председателя Центрального банка. Своего рода комплекс "нового руководителя", широко распространенный в среде российской бюрократии. С другой стороны, это очередная попытка чиновников имитировать бурную деятельность и пустить пыль в глаза - не желая на самом деле бороться с незаконной банковской деятельностью и опасаясь ударить по карману высокопоставленных чиновников, олигархических и криминальных структур, в ЦБ решили "бить по воробьям". И не стоит исключать варианта, что отзыв лицензии у "Мастер-банка", который имеет крайне дурную славу даже в банковском сообществе и который попадал в поле зрения правоохранительных органов еще в 2009-2010гг., стал результатом подковерной борьбы и конкурентных разборок. И отношения к наведению порядка в банковском секторе, скорее всего, публичная "порка" "Мастер-банка" не имеет. Это грызня пауков в закрытой банке. Если бы Центральный банк действительно захотел навести порядок, то начинать следовало бы с крупнейших банков. Да, отзывать лицензии и доводить до банкротства банки не нужно - это подорвет и без того слабую и неконкурентную отечественную финансовую систему. Вполне достаточно было бы привлечь к уголовной ответственности пару десятков топ-менеджеров крупнейших частных и госбанков, а также их покровителей в ЦБ РФ и силовых ведомствах. К сожалению, пока что мы имеем возможность лицезреть лишь "сердюковщину" - дело подмосковных казино закрыто, за срыв Гособоронзаказа никто не привлечен к ответственности, за воровство в Рособоронсервисе, на подготовке к Олимпиаде в Сочи, Саммите АТЭС, реконструкции Большого Театра и ежегодное разворовывание 1,5 трлн руб. в системе госзакупок (реально свыше 3 трлн руб.) так никто из высокопоставленных чиновников и руководителей правоохранительных органов постов не лишился и в места лишения свободы не направился. Видимо, пресловутая чистка банковского сектора - это очередная бутафория под хорошо продаваемые ура-патриотические лозунги. Вернуться назад |