К сожалению, доступные мне сведения об эффективности Федеральных целевых программ довольно противоречивы. Мне доводилось видеть указания и на многие полезные результаты, достигнутые в рамках этих программ, и на то, что этих же результатов можно было достичь иными способами — возможно, даже с меньшими затратами и большими результатами.
Поэтому придётся, как обычно, прибегать к общим соображениям. А эти соображения указывают: чем больше различных аспектов проблемы учитывается, тем больше вероятность удовлетворительного решения по каждому из этих аспектов. Соответственно и целевые программы могут быть тем эффективнее, чем больше различных родов деятельности согласуется в рамках этой программы.
Иными словами, Федеральная целевая программа может рассчитывать на большой успех, если оказывается частью единого государственного плана. А пока и постольку, пока и поскольку Федеральная целевая программа рассматривается как нечто более-менее самостоятельное и мало связанное с хозяйством в целом — её эффективность сомнительна. Если же мы пытаемся принимать Федеральную целевую программу в качестве эвфемизма к понятию «государственный план», то рано или поздно столкнёмся либо с необходимостью расширения этих программ и втягивания в них всё новых видов деятельности, либо со срывом каких-то важных звеньев этих программ. Полагаю, первый вариант предпочтительнее.
Другое дело, что, к сожалению, суммарная вычислительная мощность всего мирового компьютерного парка ещё недостаточна для полного планирования в разумные сроки. Поэтому до поры до времени приходится мириться с суррогатами полноценного планирования — вроде тех же самых Федеральных целевых программ. Но при сохранении нынешнего темпа развития мирового компьютерного парка уже примерно к 2020-му году его вычислительная мощность станет достаточна, чтобы полный план всего мирового производства можно было вычислить менее, чем за сутки. А большей скорости в хозяйстве и не требуется. Вот тогда мы и перейдём к полноценному планированию всей хозяйственной деятельности одновременно и взаимосогласованно. Что, кстати, даст прирост суммарной общемировой производительности труда в несколько раз — благодаря максимально возможному использованию всех доступных ресурсов и отсутствию рассогласований на стыках звеньев хозяйственных цепочек.
А пока будем рассматривать Федеральные целевые программы как приближение к полноценному планированию, наилучшее из доступных нам в данный момент. В качестве такого приближения они могут быть достаточно эффективны — именно благодаря тому, что способны согласовать деятельность многих хозяйствующих субъектов, вовлечённых в программы. Но поскольку нас интересует прежде всего не «могут быть», а «есть», то есть какова их реальная эффективность — насколько я могу судить, эти программы выполнены настолько, насколько их в состоянии выполнить современная российская бюрократия. Это, конечно, немного, ну так — с паршивой овцы…