Почему добыча сланцевого газа на Украине является сдаччей национальных интересов? Зачем подписывали договор об его добыче? К чему это приведет? На эти вопросы интернет-порталу «Мир и Мы» отвечает Иван Григорьевич Варченко, депутат Харьковского областного совета, фракция «Батькивщина».
— В договоре с компанией Shell о добыче сланцевого газа многие эксперты отмечают грубые нарушения законодательства Украины и крайне невыгодные условия для украинской стороны. Как этот договор предусматривает использование компанией Shell земельных участков на территории Украины?
В связи с договором, подписанным с компанией Shell, возник целый ряд вопросов о том, насколько продуманы компенсации за использование земельных участков, какими должны быть компенсации, если участок будет загрязнен и непригоден для дальнейшего использования. А так же это юридические и правовые моменты, связанные с ведением добычи газа и собственностью земельных участков.
Напомню, что участок «Юзовский» в Харьковской области занимает территорию Изюмского, Балаклеевского и Барвенковского районов. На территории этих районов находится земля разных форм собственности. Это и частная собственность в виде приусадебных участков и земельных наделов, государственная собственность и другие формы собственности на землю.
Очевидно, что в каждом отдельном случае необходимо решать вопрос отдельно. Но, к сожалению, сейчас выбрана формула, которая позволяет сказать, что этот вопрос предусмотрен, но не сказать как. В договоре просто указано, что все эти вопросы должны решаться «в рамках действующего законодательства». Но украинское законодательство предусматривает слишком много вариантов поведения в данном случае.
Сам договор предусматривает, что государство будет во всем идти навстречу инвесторам — компаниям Shell и «Надра Юзівська». Это касается и обеспечения использования земельных участков для добычи газа, даже если они находятся вне согласованной территории. Эта территория в договоре определена до секунд широты и долготы. А вне согласованной территории государство уже взяло на себя обязательство обеспечить доступ к любым выбранным инвестором участкам. Собственно, государство пообещало, что если у гражданина на участке необходимо поставить вышку, то оно сделает так, что этот гражданин свой участок отдаст.
Таким образом, существует юридическая неопределенность, как это будет осуществляться. Порядок этой деятельности не прописан в договоре и не определяется действующим законодательством. Зато это, как правило, определяется разнообразной практикой, когда прав тот, у кого больше денег или кто с «большими людьми пьет чай».
Понятно, что с этим согласиться нельзя и, очевидно, что этот вопрос требует своего решения. Я надеюсь, что компания Shell и украинская сторона от имени власти перестанут занимать позицию, что здесь живут «аборигены», которых можно «переломать». Очевидно, возможна только позиция, что здесь есть граждане, народ, с которыми необходимо общаться, убеждать не только аргументами устрашения и игнорирования интересов людей, а убеждать аргументами ответственности, законности и гарантировать, что их права будут соблюдены.
— Какую долю от добываемого газа и прибыли от его добычи в соответствии с этим договором будет получать Украина?
Я был единственным депутатом, который успел в течении двух часов, пока договор появился в Интернете, сохранить этот документ, чтобы поработать с ним. Затем я его опубликовал потому, что считаю эту информацию социально значимой. Как экономист я имел возможность проанализировать приведенные в нем цифры. У меня вызывают сомнения цифры, которые говорят с высоких трибун, в том числе про 50 млрд долл. инвестиций. Я не могу доверять современным украинским чиновникам из-за того простого факта, что они постоянно обманывают. Выяснилось, что при этом замалчиваются сроки, в течение которых эти инвестиции будут поступать — около 50 лет. В течение того же времени будут поступать и 100 млн долл. инвестиций, обещанных Харьковской области.
Оказалось, что в соответствии с договором Украина будет получать от 31 до 40% добытых, так называемых, прибыльных углеводородов. Что это означает? Из 100% добытого газа 60% определяются, как компенсационные углеводороды. То есть, эта доля отдается добывающей компании, как компенсация за сам процесс добычи. Туда включаются и все накладные затраты, и возвращение инвестиционных средств, и получение прибыли. Поэтому об участии государства в этой доле речь даже не идет. А в остальных 40% добытого газа, которые остаются, доля государства может составить от 31 до 40%. И только в очень хорошем варианте это будет 60%.
Но реалии таковы, что даже самые передовые американские и европейские технологии не дошли до того уровня рентабельности, при котором Украина могла бы претендовать на эти 60%. Поэтому, если взять наиболее реалистичный вариант в 31%, то в цифрах это будет выглядеть следующим образом. Например, из 10 млрд. куб. м газа 6 млрд. сразу отдаются добывающим компаниям Shell и «Надра Юзівська». Оставшиеся 4 млрд. делятся. Из них государство будет иметь лишь 31%, а оставшиеся доли по 34, 5% будут разделены между теми же компаниями уже, как доля в прибыльных углеводородах. Очевидно, государство Украина выглядит в этой ситуации, мягко говоря, обделенным.
Я задался вопросом, какова мировая практика в подобного рода договорах. К сожалению, большая часть такой информации скрыта, но вместе с тем известные данные говорят о том, что государство при нормальных условиях может претендовать на 70−80% того, что добывается.
В нашем случае Украина из 10 млрд. куб. м. будет иметь 1,2 млрд. куб. м. Этого, конечно, не достаточно, чтобы говорить об энергетической независимости. То есть, основной тезис, которым руководствуется президент и правительство при подписании этого договора об обеспечении такой независимости, на самом деле не осуществляется.
Очень хотелось бы, чтобы Украина была обеспечена собственным газом, но давайте не обманывать людей. В соответствии с подписанным договором даже при самых лучших, невероятных условиях 60% от прибыльных углеводородов из планируемых к добыче 20 млрд. куб. м Украина будет иметь всего 4,8 млрд куб. м, а при наихудших условиях — 2,4 млрд. куб. м. При сегодняшнем уровне потребления в государстве около 50 млрд. куб. м в год, очевидно, что это не будет сколько-нибудь существенно влиять на баланс газового рынка.
Некоторые эксперты говорят, что я не прав, поскольку весь тот газ, которые будут добывать компании, они будут продавать в Украине. Утверждается, что транспортировать его не выгодно, поскольку он «тяжелый», и не выгоден для транспортировки на большие расстояния. Но я задаю вопрос, по какой причине добывающая компания должна его продавать по себестоимости, а не по рыночной цене около 500 долл., которая сейчас существует? Таким образом, существенной разницы здесь нет.
Так же ведут речь о создании нового газового рынка. Но это вопрос к власти и экономическим расчетам. А расчеты не ведутся — данные не предоставляются ни экспертам, ни гражданам. Понятно, что далеко не каждый из 45 млн. украинцев будет интересоваться деталями этого договора. Но крайне важно, чтобы эту информацию знали люди, которые задают вопросы и которым она необходима в профессиональной деятельности.
Сейчас этой информации нет, но существует вопрос, будет ли Украина с газом? Я считаю, что при сегодняшней конструкции — нет. С газом и деньгами будут добывающие компании, а не Украина. То есть мы будем покупать газ или у России или у этих добывающих компаний по той же самой цене.
— Расскажите подробнее о ситуации, которая сложилась с согласованием этого договора Харьковской областным советом.
Если планируется серьезный международный договор, который принесет большие инвестиции, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, то все должно быть досконально продумано. Здесь нельзя делать все «галопом», играя под столом краплеными картами. Но все происходило именно так. Депутаты Донецкого и Харьковского областных советов узнали об утверждении этого договора прямо на заседании сессии — в Донецке 16 января и в Харькове 17 января. Как будто на сессии планировался к рассмотрению такой «малозначимый» вопрос, как деятельность компании Shell на территории Харьковской и Донецкой области.
Таким образом, депутаты были поставлены перед фактом, что они должны проголосовать за документ, который они в руках не держали и в глаза не видели. Этот факт является основанием для моего опротестования в Харьковском областном административном суде, где сейчас рассматривается дело об отмене решения Харьковского областного совета от 17 января, которым был согласован этот договор, поскольку это решение было принято с существенными нарушениями законодательства. В том числе, и 13 статьи Конституции, которая утверждает, что недра являются исключительной собственностью народа Украины. Депутаты областного совета не имели возможности защитить конституционное право каждого гражданина Украины на пользование недрами. Поэтому я надеюсь, что 16 сентября на заседании суда это решение Харьковского областного совета будет отменено.
— Сколько скважин по разведке сланцевого газа уже пробурено в Харьковской области?
Пробурено две скважины для разведки — Белявская-400 В Первомайском районе и Ново-Мечебиловская-100 В Близнюковском районе. Но кроме этого вызывает настороженность рост разведочной активности, которая наблюдается по добыче традиционного газа. Сейчас очень много стали бурить и разведывать, утверждая, что разведывается традиционный газ.
Но вместе с тем я придерживаюсь позиции, что если эта деятельность будет сделана прозрачной, это будет выгоднее и государству и инвесторам. Я считаю, что нельзя вытеснять потенциального инвестора с украинского рынка только потому, что здесь местные «ребята» решили что-то «замутить». Украина должна быть со своим собственным газом. Но при этом должны использоваться экологически безопасные технологии и должна быть абсолютная гарантия компенсаций в случае каких-то непредвиденных обстоятельств.
— На Ваш взгляд, кому в Украине выгоден этот договор с такими невыгодными для страны условиями?
Можно дать однозначный ответ, что полный контроль над ситуацией принадлежит Президенту Украины и назначенному им Кабинету министров — тем министрам, которые связаны с так называемой Семьей Президента. Об этом говорит и наличие среди подписантов договора частной компании «СПК-Геосервис», которая владеет 10% компании «Надра Юзівська». Это частная компания, которая по каким-то причинам имеет возможность контролировать 10% государственной собственности.
Поэтому у меня на этот вопрос ответ однозначный. Если есть какие-то украинские олигархи или бизнес, который проявляет заинтересованность к данному проекту, однозначно, что этот бизнес находится под контролем главной украинской Семьи, под контролем Президента и Кабинета министров. Думаю, здесь не стоит искать каких-то дополнительных, сложных ходов. Вопрос в том, насколько они планируют воспользоваться этими возможностями, ведь совсем скоро 2015 год…
Вернуться назад
|