В США продолжаются дебаты о туманном будущем этой страны – как выкарабкаться из приближающейся новой волны кризиса и глубокой государственной задолженности, как реструктурировать внешние долги и поможет ли в этом вопросе война. От признанных специалистов в области глобальной экономики, особенно в ее связи с политической системой США, сигналы о скором упадке американского могущества исходят уже давно…
Бывший президент Всемирного банка Роберт Зеллик еще год назад говорил, что «власть США ослабла, и их стратегические установки дрейфуют вместе с текущими событиями. Без здорового экономического роста Соединенные Штаты не смогут быть лидером. Это опасно, так как если США потеряют свой экономический динамизм, они потеряют свою идентичность на международной арене». (1)
А в недавнем исследовании корпорации РЭНД, носящем характерное название «Налогово-бюджетные показатели и международное влияние США» (Fiscal Performance and U.S. International Influence), говорится: «Постоянно высокий уровень государственного долга США угрожает будущему экономическому росту и ограничивает способность правительства действовать в соответствии с национальными интересами, как международными, так и внутренними». (2)
Исторически сложилось так, отмечают аналитики РЭНД, что США использовали свою экономическую мощь и влияние для того, чтобы играть ведущую роль в создании, формировании или поддержании многочисленных международных институтов и инициатив. Кроме того, основа экономической мощи США - это физические размеры американской экономики. Следовательно, сжимаясь, американская экономика станет недееспособной, если под дееспособностью понимать весь комплекс административных, социальных, политических, дипломатических и военных мер, которые США осуществляли в последние 50 лет и представляли это эталоном для остального мира.
С некоторой точки зрения развитие капитализма достигло своего предела, и коллапс этой экономической системы неизбежен, если только не новая мировая война, которая переформатирует планетарный порядок. Довольно любопытно звучит высказывание на этот счёт Иммануила Валлерстайна, который сказал, что США следуют комплексу библейского Самсона. Республиканцы и другие радикалы из конгресса обязательно разрушат храм, чтобы героически похоронить под его глыбами и себя, и «филистимлян» (под филистимлянами, видимо, имеются в виду геополитические противники США). При этом ответ на вопрос «что делать?» больше всего не даётся политическому истеблишменту США! А то, что «храм рушится - это реальность, которая выходит далеко за пределы наших усилий по его поддержанию, даже если бы мы этого хотели», утверждает И.Валлерстайн (3).
«Привлекательности американской экономической модели, - заметил недавно президент влиятельного Совета по международным отношениям Ричард Хаас, - был нанесён удар событиями 2008 года, а сейчас мы делаем то же самое с нашей политической моделью» (4). Самая большая угроза для национальной безопасности США, считает Ричард Хаас, исходит изнутри - от дисфункции американской политической системы; основная «валюта» великой державы – это её способность быть надёжной и предсказуемой, но Америка более таковой не является…
А Джон Феффер из аналитического центра «Форин полиси ин фокус» отметил в своей недавней статье (5) характерную, по его мнению, особенность многих американских политиков и дипломатов: они подражают детям, которые выдумывают для себя монстров, потом закрывают глаза, а когда их открывают, то монстры исчезают. Для США такими «монстрами» были и остаются Иран, Сирия, Северная Корея, Куба. Не исключено, что и Россия. И в то время, когда Вашингтон рассчитывал, что экономическими санкциями сможет задушить эти страны, они продолжали жить и развиваться, несмотря на все дискриминационные меры, предпринимавшиеся Западом. Иными словами, для США выдуманные чудовища остались, они никуда не делись, а вдобавок к этому подкрались собственные проблемы – реальные и очень непростые.
Как знать, может быть, для того, чтобы государство Соединённые Штаты Америки смогло преодолеть все возникшие перед ним вызовы, ему потребуется либо диктатура, либо какое-то другое неординарное решение, идущее вразрез с традиционными принципами американской политики.
(1) Zoellick, Robert, “The Currency of Power,” Foreign Policy, November 2012, pp. 67–73.
(2) C. Richard Neu, Zhimin Mao, Ian P. Cook. Fiscal Performance and U.S. International Influence, RAND Corporation, 2013. Р. 50
(3) Immanuel Wallerstein. The Samson Complex. 2013-10-20
(4) Richard Haass. The real threat to U.S. national security. 10/7/13
(5) John Feffer, Collapsism. October 16, 2013. http://fpif.org/collapsism/