ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Украинцев натянут на «шоковую дубинку» МВФ

Украинцев натянут на «шоковую дубинку» МВФ


5-11-2013, 13:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Украинцев натянут на «шоковую дубинку» МВФ

Александр Карпец, для "Хвилі"

IMF_140990a-1024x661

Вслед за Всемирным банком (ВБ), свои рекомендации по Украине опубликовал Международный валютный фонд (МВФ). Если коротко, то суть состоит в очередном эксперименте над гражданами Украины в виде шоковой терапии во имя «святой» цели – получения транша. И что самое главное: в СМИ появилась информация о том, что власть, которая до сих пор от подобных мер отказывалась, похоже, уже готова согласиться.

У Януковича вроде бы согласны опустить гривну, но, правда, не слишком сильно, поднять тарифы на газ для населения, но типа не очень высоко и не для всех, отменить многие социальные льготы и урезать расходы на бюджетниов, но как бы не совсем, и так далее. Словом, образно говоря, речь идет не о зверском избиении до смерти шоковой дубинкой, но о медленном, так сказать, садомазохистском напяливании на оную электората, а преддверие президентских выборов 2015 года придаст этому процессу особую пикантность. Правда, вслед за публикацией в одном уважаемом издании информации о готовности власти к шоковому сценарию тут же последовали истеричные опровержения со стороны анонимных источников в администрации Януковича, и это еще сильнее укрепляет подозрение в том, что подобные меры рассматриваются.

В качестве условия получения новых кредитных траншей, работавшая с 17 по 29 октября миссия МВФ предписывает устранить так называемые валютные и фискальные дисбалансы, для чего правительство Украины должно выполнить взятые еще в 2008 году обязательства по ограничению дефицита государственных финансов и стабилизации платежного баланса. В рамках этих требований МВФ настаивает на существенных сокращениях бюджетных расходов и либерализации валютного курса, что в переводе на общепонятный язык обозначает, прежде всего, сокращение количества занятых в бюджетной сфере, их зарплат и выплачиваемых из бюджета льгот и субсидий, а также в девальвацию гривны.

Миссия фонда продолжает настаивать на существенном повышении тарифов на газ и коммунальные услуги для населения вплоть до их скорейшего доведения до так называемой экономически обоснованной себестоимости. В МВФ не вдаются в такие «мелочи», как тот общеизвестный факт, что себестоимость услуг ЖКХ является в Украине едва ли не самой большой тайной, но достоверно известно, что путем злоупотреблений и воровства эта «себестоимость» непомерно раздута. Еще в 2010 году, вскоре после прихода к власти Януковича, проверки Госфининспекции, бывшего Контрольно-ревизионного управления (КРУ), установили факты масштабных злоупотреблений в тарифообразовании ЖКХ. Признав это, власть клятвенно пообещала довести проверки до конца, виновных покарать, а нарушения устранить. С тех пор прошло три с половиной года, но дальше деклараций дело не пошло. Единственное обещание, которое власть в этом вопросе кое-как выполняет, так это не повышать тарифы до тех пор, пока в тарифообразовании не будет наведен порядок.

Весьма показательно, что даже иные либерально ориентированные наблюдатели, долженствующие настаивать на полнейшем освобождении тарифов, весьма отрицательно относятся к подобным советам. Например, известный эксперт Эрик Найман абсолютно справедливо высказывался в том смысле, что в условиях монополизации рынка коммунальных услуг, а также тотальных злоупотреблений, это приведет лишь к неадекватному взвинчиванию тарифов и обнищанию подавляющего большинства граждан, которым таким образом навязывают оплату масштабного воровства и обмана.

О социально-политических последствиях подобных шагов в фонде думать вообще не принято, ярчайшим подтверждением чего является созданный по рецептам МВФ знаменитый аргентинский кризис 2001 года. Более близким примером может служить Болгария, в которой взвинчивание тарифов ЖКХ привело к масштабным социальным протестам и политическому кризису, длящемуся уже скоро год.

Собственно, это признает и МВФ, заявляя о том, что для смягчения роста тарифов социальной помощью, то есть субсидиями, придется охватить 40% населения. В вопрос о том, насколько адекватна цифра 40% вдаваться не будем, отметив лишь, что она представляется сильно заниженной. Но в этом вопросе МВФ противоречит сам себе, поскольку настаивает на тотальном сокращении бюджетных расходов, в том числе, социальной помощи, включая субсидии. Впрочем, может быть еще одна, условно говоря, «лицемерная» версия рекомендаций фонда в сфере ЖКХ: дескать, повышайте тарифы под обещания субсидий малообеспеченным, составляющим большинство населения, но субсидий на всех не хватит, и те, кому не хватит, пусть выкручиваются, как хотят. К тому же, практика назначения субсидий в Украине показывает, что реально получить их крайне сложно и даже невозможно. Очевидно, на этом и строится расчет…

Особое внимание МВФ уделило вопросу либерализации валютного курса в Украине, что означает, по сути, девальвацию национальной денежной единицы. В заявлении фонда такой шаг объясняется необходимостью предотвратить дефицит счета текущих операций и дальнейшую потерю валютных резервов Нацбанка. Критикуя нынешнюю политику правительства и Нацбанка по удержанию курса гривны, в МВФ полагают: «Жесткая монетарная политика и административные меры в поддержку обменного курса, вероятно, будут и в дальнейшем сдерживать инвестиции и тормозить экономический рост».

Напомним, что несколько ранее Всемирный банк выдал такие же рекомендации по «опущению» гривны, что, по мнению ВБ, должно снизить потребительский импорт и улучшить платежный баланс. (Более детально смотри материал автора «Мы пойдем аргентинским путем?»). Но ни МВФ, ни в ВБ почему-то не вспоминают о том, что падение курса национальной валюты приведет к удорожанию критического импорта, например нефти, нефтепродуктов и газа, что запустит инфляцию по всей экономике страны. Кроме того, вызванная девальвацией инфляция приведет к росту цен и снижению покупательной способности населения, что, в свою очередь, нанесет удар по внутреннему потреблению, которое и без того слабое. Падение потребления нанесет удар по ориентированным на внутренний рынок отечественным предприятиям, вплоть до их банкротства. Итогом будет «зачистка» внутреннего рынка от отечественного товара для доступа импорта. Возможно, именно эта цель и преследуется?..

Кстати, удорожание энергоносителей из-за девальвации национальной валюты приведет к дальнейшему росту тарифов в ЖКХ, а также возможных расходов на субсидии малообеспеченным, количество которых на инфляционной волне еще больше возрастет. Впрочем, повторим, что субсидии платить МВФ не советует и рекомендует их радикально урезать, ничуть не беспокоясь о социальных последствиях подобных «советов».

Из приведенного выше расплывчатого тезиса в отчете миссии МВФ о том, что жесткая монетарная политика, то есть удержание курса, дескать, сдерживает инвестиции, очевидно, следует делать вывод, что девальвация гривны, наоборот, якобы обеспечит массированный приток капиталов в страну. Но ведь подобное утверждение, мягко говоря, сомнительно, а говоря прямо, является бездоказательным передергиванием, которое, к тому же, опровергается практикой кризиса. Напомним, что на рубеже 2008-2009 годов курс обвалился с 4,5-5,0 до 8,0 грн/долл и более. Но это не только не принесло инвестиций, но и наоборот спровоцировало бегство капитала из страны.

Более того, накануне кризиса имел место весьма ощутимый приток капитала в Украину. Обусловлен он был, с рядом оговорок, в том числе, и стабильностью курса гривны, который в течение многих лет тогда держался в районе 5,0 грн/долл. Правда, капитал этот был, по большей части спекулятивным, и привлекался он в сферу недвижимости, покупку автомобилей и прочее, но отнюдь не в развитие высокотехнологичного производства. Именно эти «инвестиции» привели «надуванию пузыря», в частности, на рынке недвижимости, последствия «лопания» которого страна не преодолела до сих пор. Собственно, вреда от этих «инвестиций» было больше, чем пользы…

По нашему скромному разумению, отсутствие притока капитала в страну в настоящий момент объясняется отнюдь не тем или иным курсом национальной валюты, а более глобальными проблемами мировой финансово-экономической системы. Позволим себе напомнить господам из МВФ, что на планете продолжается глобальный кризис, сопровождающийся так называемым дефляционным схлопыванием рынков, целых национальных и региональных экономик, а также бегством денежных знаков в ликвидацию последствий «лопания пузырей», образованных в ходе предшествовавшего «кредитно-деривативного» бума. Иными словами, отсутствие инвестиций имеет причины не только и не столько внутри Украины: капиталы сейчас бегу везде и отовсюду.

Приток инвестиций в Украину в нынешних условиях возможен разве только в том случае, если начать массированную распродажу земли кому попало по-дешевке. Кстати, МВФ и прочее «прогрессивное мировое сообщество» уже давно добиваются запуска подобного сценария. В этом случае произойдет обмен такой непреходящей ценности, как земля, на «фантики», которые сейчас в избытке продуцируют Федеральный резерв США и Евроцентробанк. Чтобы было понятнее, подобный сценарий зело напоминает известный исторический эпизод, когда европейские колонизаторы выменивали богатейшие земли на стеклянные бусы у простодушных туземцев.

Похоже, в МВФ считают, что девальвация гривны приведет к росту экономики, но каким образом? Очевидно, в фонде рассчитывают на так называемое инфляционное оживление. Правда, для этого потребуется запуск в оборот дополнительных объемов гривневой массы, а это можно сделать привлечением в экономику избыточной гривневой ликвидности коммерческих банков, что маловероятно, или путем денежной эмиссии. К тому же, инфляционное оживление часто действует наподобие наркотика: вбрасывание очередной порции ликвидности ведет к временному оживлению экономики, вздуванию цен с последующим дефляционным схлопыванием и рецессией, для преодоления которых требуется следующая «инъекция». Впрочем, это отдельная тема.

Здесь МВФ опять противоречит сам себе. Если речь идет об оживлении экономики, то предлагаемое фондом жесточайшее сокращение бюджетных расходов и государственных капиталовложений ведет к абсолютно противоположным результатам – к стагнации и рецессии в экономике. Более того, МВФ идет еще дальше и рекомендует сократить потребность бюджета в финансировании путем «ограничения в бюджетном секторе фонда заработной платы и численности занятых, сокращения субсидий и упорядочивания расходов на закупку товаров и услуг».

Очевидно, что вызванные этими мерами сокращение рабочих мест, рост безработицы, финансовое обескровливание экономики окончательно подорвут и без того слабую покупательную способность, ввергнув экономику в коллапс, запустив цепочку банкротств отечественных предприятий, ориентированных на внутренний рынок и уничтожив таким образом, сам внутренний рынок. На эту тему уже весьма жестко и справедливо высказался видный депутат-регионал, глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах: «Возобновление сотрудничества с МВФ, безусловно, важно, однако следует помнить, что акцент на урезании социальных выплат очень опасен — такая политика может просто заморозить экономику. Поэтому правительству необходимо убеждать, что в условиях нашей страны более надежным выходом из кризиса является стимулирование экономического роста, в том числе путем увеличения платежеспособности граждан».

Вообще-то, рецепты, навязываемые Украине МВФ и ВБ, являются более чем спорными в самих так называемых развитых странах и предлагаемом виде там либо не применяются, либо их использование влечет за собой негативные последствия. Спор о том, использовать для преодоления кризиса политику жесткой бюджетной экономии и затягивания поясов или, наоборот, кредитно-денежное стимулирование, уже давно является важнейшим противоречием между лидерами двух «локомотивов» Евросоюза германским канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом, и к консенсусу они так и не пришли. В целом же, политика жестокой бюджетной экономии как рецепт вывода стран Евросоюза из кризиса себя не оправдала, поскольку ведет к углублению рецессии, падению покупательского спроса и уровня жизни, сворачиванию социальных программ, росту безработицы и так далее. Достаточно сказать, что в ряде стран, в которых реализуются подобные рецепты, например, в Испании, Португалии, Греции, странах Балтии, частично в Италии, безработица превысила 25% трудоспособного населения, а среди молодежи зашкалила за 50%, до чего даже Украине, при всей нашей бедности, еще очень и очень, слава Богу, далеко.

Кстати, недавно промелькнула информация о том, что в МВФ признали: режим жесткой экономии как рецепт выхода из кризиса не только не сработал, но и оказался крайне вредным, усугубившим и без того тяжелое положения ряда стран. Но миссия МВФ продолжает настаивать на старом, и складывается впечатление, что в фонде, образно говоря, «левая рука не ведает, чем занята правая нога»…

В то же время, экономика США, с рядом оговорок, чувствует себя намного лучше европейской именно по причине того, что за океаном намного меньше «заморачиваются» ростом расходов даже с учетом «разборок», которые периодически возникают между республиканцами и демократами по поводу наращивания лимита госдолга исключительно по политическим соображением. Рано или поздно потолок долга повышается, и под эти лимиты казначейство выпускает долговые обязательства, которые, в конечном итоге, покрываются эмиссией Федерального резерва, и все это называют умным словом «количественное смягчение», хотя по сути – это накачка мировой экономики американскими денежными знаками, выполняющими также функцию «мировых денег», в результате чего США экспортирует бумажки под названием доллары, а весь мир покрывает долги Америки. На самом деле, здесь все несколько сложнее, но в целом важно то, что подобная система диаметрально противоположна тому, что навязывают Украине и другим странам с так называемой переходной экономикой.

Внятной реакции правительства Януковича-Азарова на рекомендации МВФ пока нет. Есть только «сливы» в СМИ. Если верить одному из них, Янукович якобы уже согласился сразу на 60% (!) повысить тарифы на газ для населения, правда, только для тех, кто потребляет более 3500 кубов топлива в год. При этом непонятно, кто и как эти кубы будет считать, а также кто в эту категорию попадет, поскольку, например, в городах подавляющее большинство квартир не оснащено приборами учета газа, и есть опасность, что все это выльется в масштабный «развод на бабки» населения на предмет установки счетчиков конкретными фирмами в интересах «конкретных» персонажей. Кроме того, Янукович якобы готов перейти на тотальное урезание социальных льгот и бюджетных расходов, в результате чего, как обычно, могут пострадать самые незащищенные, а о субсидиях на тарифы ЖКХ, которые вырастут из-за повышения цен на газ, придется забыть. О сокращении бюджетников, а также их и без того нищенских зарплат информации пока не поступало.

Между прочим, меры, рекомендуемые МВФ, явочным порядком уже вовсю используются властью Януковича. Напомним, что местные бюджеты месяцами не могут выбить у Госказначейства положенные им по закону средства на обеспечение своей деятельности. Чем не бюджетная экономия? А последнее время все более широкое распространение получает еще один способ «экономии» – невыплата зарплаты работникам организаций и предприятий, финансируемых из бюджета. Да курс гривны за последнее время «под шумок» съехал до 8,20 грн/долл.

Правда, вскоре после «слива» информации анонимного источника о вынашивании властью подобных планов, последовал столь же анонимный «слив» опровержения предыдущей информации и уверений в том, что ничего подобного не планируется, а слухи распространяют злобные недруги Януковича, денно и нощно пекущиеся лишь о том, как бы опорочить его честь и достоинство. Наблюдая за подобной «информационной корридой», досужая публика изрядно веселилась…

Тем более, что для устранения бюджетных дисбалансов, на которые, в целом, справедливо указывает МВФ, кроме повышения тарифов, урезания социальных выплат и зарплат, существует еще масса других возможностей. О некоторых из них власть вынуждена был вспомнить, например, об уже завязшем в зубах законе о трасфертном ценообразовании, что в переводе на нормальный язык означает устранение ухода от налогов посредством оффшоров и других способов. Почему-то забыли еще об одном «долгоиграющем баяне» – налоге на роскошь, который никак не введут, хотя уже три года обещают.

Наблюдатели справедливо обращают внимание на другие «черные дыры», которые МВФ почему-то не замечает, а власть предпочитает не упоминать. Речь идет приближенных к власти конвертационных центрах и контрабанде топлива в особо крупных размерах, дерибане огромных средств из бюджета и государственных фондов на госзакупках, о других схемах вывода многомиллиардных средств.

Если же отвлечься от всей этой суеты и перейти в систему координат старого-доброго марксизма-ленинизма, то вопрос можно сформулировать следующим образом.

С одной стороны, интересы отечественной компрадорской экспортно-ориентированой олигархии и транснационального капитала, стоящего за МВФ, объективно совпадают в том, чтобы «зачистить» Украину от «лишнего» народонаселения, не задействованного в производстве сырья и полуфабрикатов для нужд глобальной капиталистической системы, попутно освободив огромные массивы пока еще плодородной земли, в которой крайне заинтересованы такие скученные и перенаселенные регионы, как Европа или Китай. В то же время, не смотря на то, что численность трудовых мигрантов из Украины оценивается от 1,5-2 до 5-7 миллионов, возможностей для дальнейшего существенного роста трудовой миграции по примеру Польши или Прибалтики в Украине нет. Безвизовый режим с Европой, а тем более возможность свободного трудоустройства там гражданам Украины в обозримом будущем «не светит», в том числе по причине кризиса, а надежды на Россию в этом плане еще меньше. Таким образом, сценарий «зачистки» страны от «лишних ртов» путем повышения тарифов, сокращения социальных гарантий и выплат, снижения уровня жизни будет повышать температуру в обществе с перспективой социального взрыва. В то же время, трудовая миграция, которая будет неуклонно нарастать, даже не смотря на визовые преграды, приведет к депопуляции страны. И если поначалу экспорт трудовых ресурсов обеспечивает поступление в страну денежных переводов, что вполне устраивает власть и олигархию, поскольку они получают ресурс «на шару», ничего не вкладывая и не создавая рабочих мест, то со временем семьи трудовых мигрантов также уезжают, денежные переводы иссякают, и социальную систему некому содержать – доказано Прибалтикой!

С другой стороны, отечественная олигархия, ориентированная на внутренний рынок и те же транснациональные корпорации заинтересованы в том, чтобы население как можно больше потребляло их товаров и услуг, в чем между ними разгорается конкуренция. Отсутствие на это средств у нищего населения можно компенсировать кредитованием под залог земли, недвижимости и прочих объектов. В отличие от той же Европы, в Украине еще имеется много активов, не заложенных под кредит и вообще не вовлеченных в товарно-денежный обмен. Влезание в долги по примеру той же Греции в перспективе тоже чревато социальными взрывами. Достаточно напомнить кое-что из отечественной истории: одной из движущих сил знаменитой Колиивщины была борьба с «лихварями», то есть процентщиками, опутывавшими народ долговой кабалой.

Примерно к таким сценариям ведут игры клерков МВФ и отечественной властно-олигархической клики. Эксперты МВФ, как известно, кроме кредитов и процентов, мало что понимают и «за базар», то есть за социальные последствия своей деятельности, никогда не отвечают. Да оно им, собственно, и не надо – ведь им не жить в этой стране! Что касается отечественной «элиты», то там, как известно, преобладают «проФФесора», которые специализируются преимущественно на дерибане и – если что! – надеются вовремя «свалить за бугор»…

Полная авторская версия материала


Вернуться назад