ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Путин: "Мы в сложной ситуации". Профицит утекает вместе с крепким рублем

Путин: "Мы в сложной ситуации". Профицит утекает вместе с крепким рублем


5-10-2013, 15:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Путин: "Мы в сложной ситуации"

РИА Новости, Сергей Гунеев
На заседании Госсовета президент Владимир Путин признал, что дела в экономике не так хороши, как хотелось бы, и потребовал от правительства держать порох сухим - до последнего беречь антикризисные резервы

Москва. 4 октября. FINMARKET.RU - Правительство в очередной раз прошлось по сусекам, чтобы найти источники пополнения государственного бюджета. Свежим взглядом решили взглянуть на налоговые льготы, зарплаты бюджетников, производительность труда и расходы на содержание чиновников и государственные нужды. Ревизии подвергнутся и госпрограммы. "Финмаркет" предлагает выдержки из выступления президента РФ и членов правительства на заседании Госсовета, посвященного повышению эффективности бюджетных расходов.

Президент РФ Владимир Путин: резервы правительства будут сформированы в большем объеме на случай ухудшения ситуации

"Единственное, на что обратил бы внимание, и чего просил бы не трогать - резервы правительства. Они будут сформированы больше, чем планировалось, по моей просьбе. Мы в сложной ситуации. Не наша страна в сложной ситуации, а мировая экономика в сложной ситуации. Считаю, что у правительства должно быть больше возможностей оперативного влияния на ситуацию, если она будет меняться в ту сторону, в которую нам бы не хотелось.

За счет этого источника невозможно решить всех проблем в экономике РФ, но у правительства должен быть серьезный инструмент влияния на ситуацию".

Глава Минфина Антон Силуанов: государство не может наращивать расходы на соцсферу и чиновников прежними темпами

"За последние 10 лет расходы всех бюджетов на отрасли социальной сферы, государственного и муниципального управления в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, выросли в 2,5 раза. Но мы больше не можем такими темпами наращивать расходы.

Достижение целей, поставленных в президентских указах от 7 мая 2012 года, возможно только при условии кардинального изменения подходов к использованию имеющихся ресурсов, повышении производительности труда, снижении издержек. Здесь имеются значительные резервы.

По численности занятых в бюджетном секторе в расчете на 1 тыс. жителей Россия опережает наиболее развитые страны, входящие в ОЭСР, в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития - в 2,5 раза. У нас более раздутая бюджетная сеть, даже если сравнивать с советским периодом. Это касается данных по числу работников образования, здравоохранения и других бюджетников. За последние 5 лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тыс. человек.

Повышение оплаты труда в бюджетной сфере должно сопровождаться повышением объема и качества услуг, производительности труда, выявлением внутренних резервов, за счет которых должно быть изыскано не менее 30% необходимых финансовых ресурсов.

Социальная поддержка граждан - это одно из крупнейших направлений бюджетных расходов, однако эффективность здесь еще не высока. Так, по экспертным оценкам, среди граждан, получающих различные виды социальных пособий, менее половины относятся к категории нуждающихся. Можно добиться гораздо большей эффективности социальной поддержки граждан, если те же финансовые ресурсы направить на помощь наиболее уязвимым социальным группам граждан.

В сентябре 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предоставляющий субъектам РФ право оказывать социальную поддержку гражданам с учетом их нуждаемости. Считаю необходимым ускорить его принятие, потому что от этого зависит эффективность оказываемой социальной поддержки граждан на всех уровнях.

Необходимо уточнить методику определения среднего уровня заработной платы в отраслях бюджетной сферы. С 2015 года необходимо перейти к формированию государственных заданий для бюджетных учреждений на основании единых нормативов на оказание госуслуг, включая затраты на оплату труда с учетом достижения целевых показателей средней заработной платы в соответствующих отраслях. Методика должна учитывать и почасовую нагрузку, и длительность отпусков, и интенсивность труда, и квалификацию, и льготы, которые сегодня имеют те или иные работники.

Надо подумать о том, чтобы усилить ответственность организаций по НДФЛ в случае несвоевременного перечисления в бюджет. Стало общей проблемой, когда НДФЛ у работников удерживается, но в бюджет не перечисляется. По сути, организация получает бюджетный кредит по ставке рефинансирования Банка России.

Еще одна тема - повышение прозрачности консолидированных групп налогоплательщиков для финансовых органов. Считаю целесообразным ввести обязанность для таких групп раскрывать величину налоговых баз по налогу на прибыль, приходящихся на каждый субъект РФ. Такая мера позволит повысить качество бюджетного планирования".

Еще одно предложение - предоставление субъектам РФ права вводить налог на недвижимое имущество на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Это необходимо сделать как для физических лиц, так и для организаций.

Сейчас "физлица и отдельные категории организаций выплачивают налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объектов". При этом определение инвентаризационной стоимости с 1 января 2013 года прекращено.

Необходимость перехода к взиманию налогов на основе кадастровой стоимости давно назрела. Без этого мы просто теряем доходы от имущественных налогов, а это существенный ресурс для бюджетов РФ.

Считаю также необходимым сократить льготы, не влияющие на развитие бизнеса, а также повысить эффективность администрирования региональных и местных налогов. Взять тот же самый транспортный налог: масса субъектов, по которым величина транспортного налога на одно транспортное средство различается в 20 и более раз, такие субъекты обращаются к нам за финансовой помощью и не имеют устойчивой ресурсной базы бюджета".

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: надо вести уголовную ответственность за выплату зарплат в конвертах.

"Экспертные оценки говорят о том, что при имеющемся дефиците бюджета суммы недобора по этому налогу (НДФЛ) во всех субъектах страны просто астрономические - до 2 трлн рублей. Причины две: зарплата в конвертах и отсутствие в действующем законодательстве ответственности налоговых агентов за нарушение сроков уплаты НДФЛ, кроме начисления пени.

Необходимо также установить для налоговых агентов обязанность предоставлять в банк вместе с документами о перечислении заработной платы документы о перечислении НДФЛ. Такая практика у нас существовала прежде, и непонятно никому из профессионалов, почему ее отменили".

Эти меры приведут к серьезному пополнению региональных бюджетов".

Премьер-министр Дмитрия Медведев: распространять налоговые каникулы на все без исключения малые предприятия нецелесообразно

"Распространять соответствующие возможности на все виды деятельности было бы точно преждевременно. Мы должны поддерживать те виды деятельности, которые нам наиболее нужны - это производственные и инновационные компании.

В недавней статье в "Ведомостях" Медведев предложил дать регионам право устанавливать налоговые льготы для малого бизнеса.

"Считаю целесообразным дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определённых, прежде всего производственных, сферах деятельности", - говорилось в статье.

По словам премьера, использование этой меры, применявшейся во многих странах, "сопряжено с рисками ухода от налогов недобросовестными лицами", однако "при должной системе контроля эти риски можно минимизировать".

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: надо проанализировать систему налоговых льгот

"Считали бы правильным поставить вопрос о необходимости комплексного анализа эффективности всей системы льгот и преференций, чтобы нацелить их на стимулирование экономического развития, решение социальных проблем и укрепление доходной базы бюджетов всех уровней.

Счетная палата в 2013 году подвела итоги нескольких контрольных мероприятий, которые касались темы эффективности налоговых льгот. "Они показали недостаточную эффективность предоставляемых льгот, отсутствие прямой связи между их получением и достижением социально-экономических результатов, таких как осуществление инвестиций, создание рабочих мест, внедрение инноваций и так далее. Из 128 действующих налоговых преференций по 117 вообще не предусмотрена какая-либо конкретная результативность применения.

Сформированные государственные программы не соответствуют параметрам проекта федерального бюджета, внесенного в Госдуму. С 1 января программы должны работать в тех параметрах бюджета, которые будут утверждены до конца года в форме закона. На сегодняшний день, к несчастью, пока эти мероприятия государственных программ не соответствуют тем параметрам бюджета, которые являются пока проектировками. Если в ближайшее время они не будут доработаны, тогда невозможно будет исполнять мероприятия программ с 1 января 2014 года.

Цели, задачи и мероприятия отдельных госпрограмм не всегда увязаны с заявленными стратегическими приоритетами. Так, показатели программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" отклоняются от показателей документов государственного стратегического планирования по 22 показателям из 32.

Сформированные программы в значительной степени являются набором расходных требований, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами и показателями. Кроме того, по отдельным госпрограммам отсутствует положительная динамика планируемых показателей даже в случае увеличения финансового обеспечения.

Предварительная экспертиза госпрограмм свидетельствует об отсутствии обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учетом рисков, в том числе рисков недостаточного финансирования. А с учетом того, что параметры бюджета, который сейчас внесен в Государственную думу, достаточно жесткие, эти требования выходят на первое место.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский: экономить на арестантах

"Необходимо развивать практику домашнего ареста, чтобы также не расходовать бюджетных средств, и отменить центральное отопление, а установить в каждом доме свой котел".

 

 

Профицит утекает вместе с крепким рублем

РИА Новости, Сергей Пятаков
Платежный баланс России за третий квартал преподнес неприятный сюрприз: профицит текущих операций серьезно сократился, а госдолг вырос. Отток капитала продолжается, риски для рубля растут

Москва. 4 октября. FINMARKET.RU - Центробанк опубликовал приблизительную оценку платежного баланса за третий квартал. Большинство показателей получились хуже прогнозов экономистов.

  • Профицит текущего счета исчез в третьем квартале. Он составил всего $1,1 млрд – это меньше 0,2% ВВП, значительно ниже ожиданий. Согласно консенсус-прогнозу профицит должен был составить 8%. А по прогнозу HSBC – 8,5%.
  • Профицит коммерческой торговли составил $42,8 млрд, это выше прогноза HSBC в $41,1 млрд. Импорт услуг и доходы нерезидентов существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы нерезидентов выросли на $4 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • В третьем квартале вырос импорт туристических услуг - на $4,6 млрд по сравнению с третьим кварталом прошлого года.
  • В третьем квартале чистые прямые иностранные инвестиции были негативными. Исходящие ПИИ, которые делали иностранцы, выросли в третьем квартале на $10 млрд.
  • Домохозяйства вновь начали покупать валюту: чистые покупки наличной валюты в третьем квартале выросли на $0,4 млрд.
  • "Сомнительные" сделки, которые, по мнению ЦБ, используются для перевода капитала за границу, сокращаются уже третий квартал подряд. Но все равно их уровень остается значительным - $6 млрд.
  • Статья "ошибки и пропуски" оказалась негативной на уровне $5,5 млрд. Вместе со сомнительными сделками это, в итоге, дает $11,5 млрд.
  • Чистый отток капитала в третьем квартале составил порядка $12,9 млрд.
  • Иностранный долг в третьем квартале вырос до $719,6 млрд. Рост квартал к кварталу составил $13,5 млрд, а в годовом выражении - $83,2 млрд.
  • Госдолг вырос на $7 млрд благодаря выпуску евробондов в третьем квартале.
  • Примерно 26% российского госдолга номинировано в рублях, что указывает на сделки со связанными сторонами.
  • ЦБ также пересмотрел в сторону снижения оценку того, какой долей рынка ОФЗ владели иностранцы во втором квартале с 27% до 24,5%. В третьем квартале, по предварительной оценке, доля иностранцев выросла до $26,5 млрд. Доля нерезидентов осталась неизменной.

Александр Морозов, банк HSBC

"Очень низкий профицит текущего счета в третьем квартале – это плохая новость с учетом того, что чистый отток капитала остается слабым. Более того, с учетом того, как ЦБ раньше пересматривал данные о текущем счете, нынешняя оценка будет пересмотрена в сторону понижения. Поэтому итоговая оценка может быть негативной.

Структурно сокращение профицита текущего счета вызывает опасения. Рост выплат нерезидентам, который отражать постоянный рост российского внешнего долга, - это устойчивая тенденция, которую нельзя легко повернуть вспять. Если базовые процентные ставки в ближайшие месяцы или годы вырастут, то бремя этих платежей со временем лишь вырастет.

Рост платежей российских туристов за границей отражает то, что в основе роста российской экономики до сих пор лежит потребление. Зарплаты и доходы до сих пор быстро растут как в рублях, так и в долларах.

Слабые данные платежного баланса за третий квартал отражает серьезные риски для рубля. Возможно, не сразу, но платежный баланс существенно улучшится в четвертом квартале 2013 и первом квартале 2014 года на фоне сезонных факторов – тогда он достигнет двузначных чисел. Вряд ли рубль сможет вернуться до середины диапазона валютного коридора ЦБ в 35,3-36,3 руб за корзину.

Из платежного баланса есть и благоприятные новости. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ стабилизировалась на уровне чуть ниже пика в 25%. Это значит, что рынок ОФЗ защищен от внезапного оттока нерезидентов".


Вернуться назад