Россия, лишившись во времена «тучного десятилетия» статуса должника, приобретает статус страны, предоставляющей финансирование в долг. Как правило, основными реципиентами «помощи» выступают страны-соседи. Но то, на что РФ даёт деньги и под какие проекты (цели), зависит от статуса получателя в евразийских интеграционных проектах, а также долгосрочных интересов РФ.
Впрочем, не только члены ТС могут рассчитывать на помощь России. Так, оперативно организованный синдицированный кредит Украине (о нём ниже) спасает республику от дефолта, заявил в конце прошлой недели помощник президента России Сергей Глазьев.
Украина
Учитывая тот факт, что Украина пока что не является членом ТС, республике не стоит рассчитывать на особую благосклонность российских кредиторов. Полученные от ВТБ и Сбербанка кредиты на «проедание» (закрытие бреши в госфинансах) планово пролонгируют под выгодные проценты. Каковы условия получения новых займов — непонятно.
Совсем недавно, в начале сентября 2013-го, стало известно о двухлетнем займе российских банков, который привлекает украинский Минфин под 6,5% годовых. При этом размер комиссии за привлечение займа снижен радикально (с 3,02% до 0,5%). За что такие привилегии — загадка. Вокруг самой сделки — завеса таинственности: в течение 45 дней до и после участники не имеют права её комментировать. Известно лишь, что одним из организаторов синдицированного кредита выступил Sberbank CIB.
Из средств, выделенных на инфраструктурные проекты, стоит упомянуть строительство завода по фабрикации ядерного топлива. Деньги российской стороной выделены под госгарантии. Любые другие вливания — исключительно корпоративные инициативы, направленные на развитие украинских «дочек», предприятий и филиалов.
Пока что необходимое госбюджету фондирование украинское правительство ищет (и находит) преимущественно на внутреннем рынке. За восемь месяцев текущего года привлечено в пользу госбюджета 33,7 млрд гривен и 3,7 млрд долларов США. Насколько этот источник не иссякнет в будущем — вопрос. Считается, что до 2015 года (год следующих президентских выборов) должно хватить.
Белоруссия
В пояснительной записке к бюджету-2013 Республики Беларусь речь шла о росте выплат республики по госдолгу (кредиты привлекались во времена кризиса, чтобы избежать дефолта). Из 6,2 млрд долларов США основная часть — это госзаимствования кредитов антикризисного фонда ЕврАзЭС, а также от РФ для строительства АЭС. Весь государственный внешний долг Белоруссии по состоянию на 1 июля 2013 года составляет 12,4 млрд долларов США.
Но вот что самое интересное в кредитной истории экономики России и Белоруссии, так это долги хозяйствующих субъектов и тенденция, которая имеет место быть. Согласно подсчётам, около 60% просроченной дебиторской задолженности РБ (738,7 млрд рублей и 1330 млрд рублей соответственно) — российская доля. И главенствующее место здесь — у промышленности, субъекты которой переносят сборочные предприятия своих производств на территорию РФ, с целью облегчить сбыт продукции.
Интеграция, как видим здесь, имеет центробежную силу, ведь издержки нужно сокращать. Что особенно актуально в условиях продолжающейся рецессии.
Казахстан
России нет среди основных кредиторов Казахстана. У этой республики менее 5% из общего объёма долга в 137 млрд долларов. США оставляет госдолг, но корпоративный долг тесно завязан на госгарантии. Прежде всего, это касается госкомпаний.
Самые большие объёмы внешнего госдолга Казахстана у Нидерландов — более 32 млрд долларов, Великобритании — примерно 21,1 млрд долларов (плюс 1 млрд обязательств перед Каймановыми и 3,6 млрд перед Британскими Виргинскими островами), Китая — 14,6 млрд долларов, США — 14,3 млрд, Франции — 7,8 млрд.
Казахстанскую задолженность отличает то, что львиную долю долга перед западными странами составляет межфирменная задолженность, тогда как подавляющая часть обязательств перед Китаем и Россией носит немежфирменный характер: 13,4 млрд и 3,5 млрд долларов соответственно. При этом кредитная экспансия Поднебесной постоянно растёт: Китай впервые потеснил США с третьего места в списке основных кредиторов Казахстана, а долг перед КНР из расчёта на душу населения уже достиг 863 долларов. При этом специфика заключённых с Китаем кредитных договоров указывает если не на прямую, то на косвенную гарантию государства по китайским займам. А это опасно зависимостью в будущем.
Как видим, самое большое кредитное влияние Россия оказывает на Белоруссию, поддерживая как госфинансы, так и инфраструктурное развитие. Украина и Казахстан зависят от РФ значительно слабее. Здесь Россия проигрывает, с одной стороны, международным финансовым организациям, а с другой — Китаю, который играет всё более важную роль в экономике стран Средней Азии.