В Демократической Республике Конго в небольшом городке, испытывающем проблемы с электричеством и водоснабжением, я наткнулся на вуз, на фасаде которого виднелась оповещающая об этом вывеска. Мне стало интересно, и я сказал своему гиду, что хочу посмотреть этот университет. Меня проводили к месту, где он был расположен. Мы остановились напротив трехэтажного здания, построенного отдельно от жилого района. Надпись у главного входа говорила о том, что это был факультет коммуникаций. Я поинтересовался, есть ли где-нибудь поблизости такие социальные пространства, как библиотеки, кинотеатры, театры, культурные центры.
Гид ответил: «Единственная социальная активность в этом городе — исполняемая его жителями живая музыка, но библиотеки, кинотеатры, театры, культурные центры — все это возможно в крупных городах».
Рост числа университетов повышает количество образованных людей в странах, обладающих молодым и многочисленным населением, и это, несомненно, важная динамика. Количество людей, получающих образование, с каждым годом растет, при этом создания новых сфер занятости не происходит. Это, в свою очередь, ведет к увеличению числа дипломированных безработных.
Многие университеты и относящиеся к высшей школе отделения в слаборазвитых и развивающихся государствах были созданы без учета физических условий места их расположения, хотя в процессе воспитания молодежи наравне с учебным заведением важна и окружающая его обстановка.
Какими могут быть карьерные стратегии выпускников факультетов или профессиональных училищ, основанных в маленьком городе? Вывески с наименованиями университетов можно встретить в городишках Азии и Африки, где, как в вышеприведенном примере, существуют проблемы с электричеством и водоснабжением. Но у молодых людей, получающих образование в этих вузах, практически нет шансов на конкурентоспособность в условиях глобальной экономики.
В повседневной жизни можно видеть, как практически все должности, будь то кассир, продавец, водитель микроавтобуса, проводник автобуса или помощник механика, заняты выпускниками университетов. В беседе с ними вы можете узнать, что по причине отсутствия возможности найти работу, они вынуждены заниматься этой деятельностью, в связи с чем не испытывают ничего, кроме недовольства. С одной стороны, некачественное образование, с другой — обеспокоенность неспособностью найти работу или недовольство имеющейся работой являются основными источниками разочарования молодежи.
Важнейшими участниками локальных или привлекающих внимание всего мира протестных акций являются именно эти безработные с высшим образованием. Об этом свидетельствуют результаты исследований: значительная часть участников — или студенты, или выпускники университетов.
Молодой тунисец Мухаммед Буазизи, который считается основоположником «арабской весны» 2011 года, был уличным торговцем, хотя получил специальность компьютерного инженера. Он принял решение о самосожжении в знак протеста против конфискации его товара полицией. Этот инцидент стал пусковым механизмом, положившим начало восстаниям и гражданским войнам, волны которых прокатились по арабскому миру.
Примеры созданных в западном мире Apple, Facebook или Twitter далеки от того, чтобы вдохновить университетскую молодежь на участие в демонстрациях. Все это нацелено только на то, чтобы свои будущие надежды молодые люди связывали с западными странами, например, с Америкой — «страной возможностей».
В таких густонаселенных странах, как Китай и Индия, вместо высококвалифицированной рабочей силы, предпочтение зачастую отдается низкооплачиваемым кадрам или небольшому количеству сотрудников.
Таким образом, вводимые властями образовательные инновации, события, происходящие в области коммуникаций и технологий, с одной стороны, обеспечивают создание новых университетов, с другой — наносят удар по качеству образования, увеличивая количество безработных обладателей дипломов о высшем образовании.
Ежегодно составляется рейтинг 500 лучших университетов мира. За исключением одного — двух изменений, в списке всегда представлены одни и те же вузы.
В мире, где ожесточается безжалостная конкуренция в области экономики, действительно назрела необходимость в профессионально подкованных кадрах. Какими бы талантами ни обладали молодые люди, у них нет шансов составить конкуренцию, пока они не получили качественное образование.
Основная опасность, поджидающая страны с молодым и многочисленным населением, — стремительный рост безработных студентов. А одна из главных проблем современности — безработные выпускники вузов.