ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Оттаявшая надежда Арктики

Оттаявшая надежда Арктики


5-09-2013, 13:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Оттаявшая надежда Арктики

Около 30 % нераз­ве­дан­ных ми­ро­вых за­па­сов при­род­но­го газа и 13 % нераз­ве­дан­ных за­па­сов нефти на­хо­дят­ся в Арк­ти­ке. Здесь также есть за­ле­жи угля, же­ле­за, урана, зо­ло­та, меди, ред­ко­зе­мель­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и мно­гое дру­гое, в том числе, ко­неч­но, рыбы. Для круп­ней­ших эко­но­мик Азии это воз­мож­ность, ко­то­рую они не могут по­те­рять.

Арк­ти­ка тает быст­рее, чем ожи­да­лось. Толь­ко было со­об­ще­но, что пло­щадь мор­ско­го льда в этом году ми­ни­маль­ная за все вре­ме­на. И, пре­взой­дя преды­ду­щие еже­год­ные по­ка­за­те­ли ав­гу­ста, она про­дол­жит со­кра­щать­ся в сен­тяб­ре.

С 1951 года тем­пе­ра­ту­ра Арк­ти­ки уве­ли­чи­ва­ет­ся при­мер­но вдвое быст­рее, чем в сред­нем по миру. Таким об­ра­зом, по­след­ний ре­корд яв­ля­ет­ся тре­вож­ным при­зна­ком даль­ней­ше­го про­дви­же­ния из­ме­не­ний кли­ма­та. Тем не менее, для мно­гих людей в Азии в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве жад­ность пре­вос­хо­дит страх. Та­я­ние на се­ве­ре от­кры­ва­ет пер­спек­ти­вы как до­сту­па к несмет­ным бо­гат­ствам по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, так и к го­раз­до более ко­рот­ких мор­ских путей в Ат­лан­ти­че­ские моря.

Гео­ло­ги­че­ская служ­ба США под­счи­та­ла, что около 30 % нераз­ве­дан­ных ми­ро­вых за­па­сов при­род­но­го газа и 13 % нераз­ве­дан­ных за­па­сов нефти на­хо­дят­ся в Арк­ти­ке. Здесь также есть за­ле­жи угля, же­ле­за, урана, зо­ло­та, меди, ред­ко­зе­мель­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и мно­гое дру­гое, в том числе, ко­неч­но, рыбы. Для ре­сур­со­ем­ких эко­но­мик Се­ве­ро-Во­сточ­ной Азии — Китая, Япо­нии и Южной Кореи — ис­поль­зо­вать эти бо­гат­ства ка­жет­ся такой воз­мож­но­стью, ко­то­рую нель­зя упу­стить.

Так же есть на­деж­да, что Се­ве­ро-Во­сточ­ный про­ход над Рос­си­ей, также из­вест­ный как Се­вер­ный мор­ской путь ( СМП ), и Се­ве­ро-За­пад­ный про­ход от Ат­лан­ти­че­ско­го моря над верх­ней ча­стью Се­вер­ной Аме­ри­ки ста­нут су­до­ход­ны­ми в те­че­ние несколь­ких ме­ся­цев каж­дый год. Ис­поль­зо­ва­ние СМП умень­шит про­тя­жен­ность рейса из Шан­хая в Гам­бург на 6400 км (4000 миль) по срав­не­нию с южным путем через Ма­лакк­ский про­лив и Су­эц­кий канал. Се­вер­ный путь будет еще ко­ро­че, когда ста­нет воз­мож­ным сло­мать лед через Се­вер­ный полюс.

К тому же, эк­ва­то­ри­аль­ные порты, ко­то­рые вы­рос­ли на южном пути в Син­га­пу­ре и Ма­лай­зии, и порт Хам­бан­то­та на Шри-Лан­ке, долж­ны бес­по­ко­ить­ся о своем бу­ду­щем.

Из всех ази­ат­ских стран, при­смат­ри­ва­ю­щих­ся к Арк­ти­ке, Китай про­яв­ля­ет наи­боль­ший ин­те­рес, и это вы­зы­ва­ет бес­по­кой­ство по мно­гим при­чи­нам. Китай — огром­ная стра­на, от­ча­ян­но стре­мя­ща­я­ся обес­пе­чить себя энер­го­но­си­те­ля­ми и дру­ги­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Стра­на также нерв­но ре­а­ги­ру­ет на про­бле­му своей стра­те­ги­че­ской за­ви­си­мо­сти от Ма­лакк­ско­го про­ли­ва: че­ты­ре пятых ее им­пор­та энер­го­но­си­те­лей про­хо­дят через этот узкий про­лив у Син­га­пу­ра.

Таким об­ра­зом, Китай ин­ве­сти­ру­ет фи­нан­со­во и ди­пло­ма­ти­че­ски в Арк­ти­ку. В ста­тье Малта Хум­пер­та и Ан­дре­а­са Рас­пот­ни­ка из Арк­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та в Ва­шинг­тоне го­во­рит­ся, что Китай тра­тит боль­ше средств на по­ляр­ные ис­сле­до­ва­ния, чем Аме­ри­ка (хотя, Южная Корея де­ла­ет это также). Китай имеет на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую стан­цию на ар­хи­пе­ла­ге Шпиц­бер­ген, ко­то­рый яв­ля­ет­ся самой се­вер­ной ча­стью Нор­ве­гии, и стро­ит ко­рабль — близ­нец Xue Long, ко­то­рый долж­ны сдать в экс­плу­а­та­цию в 2014 году.

Ли­де­ры стра­ны яв­ля­ют­ся ча­сты­ми го­стя­ми в ре­ги­оне; как и осталь­ные де­вять стран, вклю­чая Япо­нию, Син­га­пур и Южную Корею, Китай лоб­би­ру­ет по­лу­че­ние ста­ту­са по­сто­ян­но­го на­блю­да­те­ля в Арк­ти­че­ском Со­ве­те.

Совет яв­ля­ет­ся глав­ным меж­пра­ви­тель­ствен­ным фо­ру­мом для пяти стран, име­ю­щих выход к Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну — Аме­ри­ки, Ка­на­ды, Дании, Нор­ве­гии, Рос­сии и трех дру­гих, рас­по­ло­жен­ных за По­ляр­ным кру­гом ( Фин­лян­дии, Ис­лан­дии и Шве­ции). Китай так за­бо­тит­ся о рас­смот­ре­нии своей за­яв­ки на встре­че ми­ни­стров в мае сле­ду­ю­ще­го года, что даже готов про­гло­тить свою ярость на Нор­ве­гию за при­суж­де­ние в 2010 году Но­бе­лев­ской пре­мии мира Лю Сяобо, за­клю­чен­но­му ки­тай­ско­му дис­си­ден­ту.

Между тем, в ки­тай­ской прес­се и на­уч­ных кру­гах были про­ве­де­ны несколь­ко несдер­жан­ных де­ба­тов по арк­ти­че­ским «пра­вам» стра­ны.

Од­на­ко, пра­ви­тель­ство не вы­ска­за­ло свою офи­ци­аль­ную по­зи­цию. Оно стал­ки­ва­ет­ся со мно­ги­ми огра­ни­че­ни­я­ми. Во-пер­вых, боль­шая часть ре­сур­сов в Арк­ти­ке — 88 % по ки­тай­ским оцен­кам и 95 % по дан­ным од­но­го дат­ско­го ис­сле­до­ва­ния — будут на­хо­дить­ся в пре­де­лах 200-миль­ной ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоны, ко­то­рая раз­де­ле­на в со­от­вет­ствии с Кон­вен­ци­ей по мор­ско­му праву Ор­га­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций ( UNCLOS ) между пятью при­бреж­ны­ми стра­на­ми, среди ко­то­рых Рос­сия.

Труд­но пред­по­ло­жить, что Китай же­ла­ет ис­поль­зо­вать Арк­ти­ку, чтобы бро­сить вызов UNCLOS, ко­то­рый стра­на ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла, как и все дру­гие члены Арк­ти­че­ско­го со­ве­та, кроме Аме­ри­ки. У Китая слиш­ком много мор­ских спо­ров, чтобы иметь же­ла­ние по­ста­вить себя пол­но­стью вне за­ко­на. Китай также не имеет опыта в бу­ре­нии и до­бы­че ис­ко­па­е­мых в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях. Он дол­жен будет со­труд­ни­чать с дру­ги­ми стра­на­ми Арк­ти­ки.

Воз­мож­ность про­хож­де­ния СМП не яв­ля­ет­ся также оче­вид­ным бла­гом. Даже когда путь будет пол­но­стью от­крыт для су­до­ход­ства, пе­ре­ход будет оста­вать­ся до­воль­но опас­ным. Рос­сия может вы­ста­вить непло­хие цены за тран­зит и лоц­ман­ские услу­ги. Кроме того, век­то­ры тор­гов­ли в Се­ве­ро — Во­сточ­ной Азии сме­ща­ют­ся к осталь­ной части Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки, и здесь рас­ши­ре­ние Па­нам­ско­го ка­на­ла будет иметь боль­шее вли­я­ние, чем та­я­ние Арк­ти­ки. Ди­лем­ма Ма­лакк­ско­го про­ли­ва оста­нет­ся.

Разве это ра­зум­но?

Кроме того, Син­га­пур будет оста­вать­ся там, где его ос­но­вал Стэм­форд Раф­флз — на пол­пу­ти между двумя круп­ней­ши­ми ази­ат­ски­ми эко­но­ми­ка­ми Индии и Китая. Арк­ти­ка оста­ет­ся где-то очень да­ле­ко. Неко­то­рые чи­нов­ни­ки го­во­рят, что они бес­по­ко­ят­ся, но не более, чем о пла­нах стро­и­тель­ства ка­на­ла через пе­ре­ше­ек Кра, узкий кло­чок суши тай­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Об этом ка­на­ле го­во­рят уже на про­тя­же­нии 350 лет, и еще столь­ко же вре­ме­ни может по­тре­бо­вать­ся, чтобы его по­стро­ить.

Впро­чем, труд­но не со­гла­сить­ся с тем фак­том, что та­я­ние арк­ти­че­ских сне­гов не яв­ля­ет­ся риском для Син­га­пу­ра или для осталь­ной части земли. По­сколь­ку гло­баль­ное по­теп­ле­ние на­ру­ша­ет по­год­ные усло­вия, по­вы­ша­ет уро­вень морей и вы­зы­ва­ет мас­со­вые ми­гра­ции, более быст­рый путь из Йо­ко­га­мы в Рот­тер­дам может по­ка­зать­ся лишь неболь­шой ком­пен­са­ци­ей, а споры от­но­си­тель­но до­бы­чи ми­не­ра­лов из раз­мо­ро­жен­ных от­хо­дов могут по­ка­зать­ся на­сто­я­щей глу­по­стью.


Вернуться назад