ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Алмазная сокровищница России
Алмазная сокровищница России25-08-2013, 12:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Алмазная сокровищница России“Asahi Shimbun”, Япония
Россия, Республика Саха, город Удачный, сейчас здесь сезон белых ночей. Примерно в двадцати километрах к северу начинается полярный круг. Тайга переходит в тундру, на краю низкорослого редкого леса внезапно нашему взору открывается гигантская котловина. Максимальный диаметр котловины – примерно 2,4 километра, глубина – 640 метров, кажется, что сейчас эта дыра тебя поглотит. Пред нами трубка Удачная – одно из самых выдающихся алмазных месторождений в мире. Внутренние стены котловины исполосованы насыпной дорогой, которая бесконечными кольцами тянется до самого дна. На дне виднеется тяжелая техника, предназначенные для копания руды.
©
Трубкой управляет государственная корпорация «АЛРОСА», которая добывает самое большое количество алмазов в мире. Разработка открытого типа практически исчерпала себя, добыча алмазов будет продолжаться в подземной шахте, расположенной неподалеку. До 2011 года ежегодно здесь производилось более 10 миллионов карат, что составляло практически 10% от общего объема добычи алмазов в мире. Это самое большое месторождение в России, оно выдает продукцию стоимость в несколько десятков миллиардов иен.
Недалеко от карьера находится город Удачный с 12 тысячами жителей. Город был построен исключительно в целях добычи алмазов. До середины 1990-х годов эта местность имела особый статус, и въехать сюда без разрешения не могли даже граждане РФ.
Фактически весь город работает на горно-обогатительном комбинате Удачнинский, который принадлежит компании «АЛРОСА». За обрабатывающим цехом, в котором происходит процесс извлечения алмазов из руды, стоят цеха по ремонту экскаваторов и грузовиков. АЛРОСА выстроила в городе школы, клиники, православную церковь, 90% населения города в большей или меньшей степени связаны с работой на корпорацию «АЛРОСА». Директор комбината Махрачев гордо заявляет: «Качество наших алмазов превосходное, в них мало примесей».
В 2009 году АЛРОСА обошла и отобрала первое место по объему добываемых алмазов у компании De Beers, которая на протяжении целого века безраздельно владела мировым рынком, обосновавшись в Великобритании, Южной Африке и других странах. В прошлом году объем добычи составил примерно 34,4 миллиона карат, что составляет 27% от мирового совокупного объема в 126 миллионов карат. Десять рудников в Республике Саха производят 97% алмазов всей России, местные алмазы отличаются высоким качеством, они бесцветны и прозрачны. На международном рынке увеличивается присутствие бриллиантов из Республики Саха.
Во всех концах света бриллианты одинаково завораживают своим предательским сиянием людей любого поколения. Среди производителей алмазов намечаются большие изменения.
Новая алмазная Россия рушит монополию
Добившись особого разрешения, мы попали в подземный рудник Интернациональный, расположенный в городе. Открытые разработки достигли своего предела, и добыча была перенесена под землю. Самая глубокая часть находится на глубине в тысячу метров под землей, длина прорытых туннелей составляет примерно 35 километров.
Мы облачаемся в рабочую форму, надеваем на голову каски, также нас обязали носить с собой «спасательное устройство», по форме напоминающее небольшую коробочку, которое должно обеспечить подачу воздуха в экстренных ситуациях. Двухэтажный лифт, рассчитанный на 120 человек, быстро опускает нас на уровень 600 метров под землей. Здесь есть рабочие, которые приехали из Монголии, Киргизии и Японии.
Мы выходим из лифта и попадаем в шахту диаметром 5-7 метров, которая тянется в горизонтальном направлении. Мы садимся в вагонетки для рабочих и едем до места, где шахты разделяются и больше напоминают лабиринт. Где-то в середине пути тоннель начинает кольцами опускаться вниз. Создается впечатление, будто мы попали в огромный подземный город.
Мы добираемся до участка добычи, где кимберлитовая трубка с вкраплениями алмазов выходит наружу. На дорогу с поверхности земли ушло примерно сорок минут. Бурильные машины, поднимая пыль, вгрызаются в камень.
«Вот! Алмазы», – показывает нам специалист компании «АЛРОСА», геолог Курнев. Руда на сколе камня засверкала. Очень редко можно заметить алмазы на срезе, так как их количество на одну тонну руды совсем незначительное. Курнев объясняет: «Жила имеет примерно сто метров в диаметре, ее размеры небольшие, но по содержанию алмазов она находится на самом высоком уровне в мире».
Во время сбора материала в головном офисе АЛРОСА главный инженер Письменный, входящий в состав совета директоров, поделился своей уверенностью: «В мире идет тенденция сокращения объемов добычи, но мы сможем сохранять объемы в течение нескольких лет. Если рассматривать дальнейший рост цен в 5%, то объем выручки будет расти».
Каналы продаж, в том числе и в Японии
В 1954 году в западной части Республики Саха была обнаружена трубка Зарница. Затем открытия последовали одно за другим, в 1980-х годах Советский Союз стал одним из крупнейших мировых производителей, но все алмазы, помимо промышленных, продавались компании De Beers. Дело в том, что технологии огранки не были развиты, кроме того, не существовало каналов продаж на Запад.
В 1991 году с развалом СССР ситуация в корне изменилась. Переговоры по продаже алмазов между АЛРОСА и De Beers зашли в тупик. АЛРОСА начала независимую продажу алмазов, а с 2009 года реализует все свои продукты самостоятельно.
В Якутске, Республика Саха, находится совместный российско-японский завод по огранке. Российские и китайские рабочие в полном молчании шлифуют алмазы. В 2004 году в районе Сумида Токио была основана ювелирная компания Saha Diamonds, для того чтобы высококачественные алмазы из Республики Саха могли напрямую поставляться в Японию. Это было одним из достижений компании АЛРОСА по освоению собственных каналов продаж.
Производства, входящие в группу компаний АЛРОСА, поставляют руду, затем подвергают алмазы обработке, а затем ограненные бриллианты экспортируются в китайскую компанию группы. Произведенные там украшения отправляются в магазины Saha Diamonds. Эта компания реализует ювелирные украшения через торговые точки и телемагазины. Глава японской компании Имано говорит: «С ростом АЛРОСА De Beers больше не может манипулировать ценами. Думаю, что с этой точки зрения рынок стал более здоровым».
Не смотря на это АЛРОСА, потерявшая своего крупнейшего покупателя в лице De Beers, теперь нуждается в построении своей собственной сети продаж. В конце мая этого года АЛРОСА подписала протокол о бизнес партнерстве с крупным американским аукционом Sotheby’s. Это сделано с намерением продавать через Sotheby’s особо крупные бриллианты и редкие ценные бриллианты, обработанные одной из дочерних компаний АЛРОСА.
Особенно акцентируется внимание на долгосрочных контрактах с крупными ювелирными предприятиями. В ноябре прошлого года был подписан долгосрочный договор о поставке бриллиантов с дочерней компанией американского премиального ювелирного бренда Тиффани, а также двухлетний контракт с крупнейшим гонконгским ювелирным производителем Chow Tai Fook. На церемонии подписания контракта с Chow Tai Fook президент компании АЛРОСА Андреев заявил следующее: «Нашей важнейшей задачей является заключение долгосрочных контрактов с крупными предприятиями, которые могут гарантировать стабильные закупки».
Справочные материалы
Есть информация о том, что еще до начала нашей эры в Индии добывались алмазы. Количество их было ограниченно, так как применялся самый примитивный способ по вымыванию кристаллов из фрагментов руды, вынесенных на берег реки в результате эрозии.
Механизация добычи и модернизация способов разработки началась в конце XIX века в Южной Африке. В 1888 году была основана компания De Beers, она скупала месторождения, разрабатывала новые, прибрала к рукам сеть реализации алмазов, таким образом сложилась монопольная сеть. Компания владела многочисленными месторождениями в Африке и Канаде, учредила международную алмазную биржу в Лондоне и собрала вокруг себя всех покупателей. До середины 1990-х годов компания держала в своих руках 80-90% мирового рынка алмазов, управляя им за счет поддержания цен путем регулирования поставок.
«Сияние алмазов вечно», – таков был слоган De Beers в мировой рекламной кампании по повышению спроса на бриллианты.
Однако в 1990-х годах произошел поворотный момент. Помимо начала самостоятельной реализации компанией «АЛРОСА» добывающие компании Австралии, недовольные сделкой с De Beers, начали отправлять свои алмазы на огранку индийским предприятиям. К тому же антимонопольные службы Европы и США заняли непримиримую позицию против вполне законных способов монополизации рынка De Beers, в результате чего доля компании резко сократилась. Монопольная сеть De Beers распалась, но за этим не последовало обвала цен на алмазы. Даже несмотря на снижение мировых продаж после финансового кризиса 2008 года, быстрый рост спроса на ювелирные украшения в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, вернул цены на прежний уровень, а сейчас прогнозируется продолжение тренда роста цен. Вернуться назад |