ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Почему Россия отстает от БРИКС и что из их опыта ей поможет
Почему Россия отстает от БРИКС и что из их опыта ей поможет13-08-2013, 11:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Страны БРИКС замедляются, Россию все чаще называют "слабым звеном" неформального союза развивающихся стран. Чтобы не вылететь с позором из их когорты успешных, Россия должна научиться привлекать инвестиции, как Бразилия, создавать крупные инфраструктурные проекты, как Китай, совмещать рыночное и плановое, как Индия и расширить права женщин, как ЮАР
Москва. 7 августа. FINMARKET.RU - Последнее десятилетие страны БРИКС были центром притяжения инвесторов. Даже во время кризиса 2009 года, когда развитые страны скатились в рецессию, развивающиеся экономики показывали неплохие результаты: экономика Индии выросла на 5%, Китая - на 9%, Бразилии - на 1,5%. Но только не Россия. Она оказалась хуже не только БРИКС, но и развитых стран, падение экономики в 2009 году составило 7%. Тогда же начались разговоры, что России больше не место в союзе таких успешных стран. Экономисты Нуреэль Рубини и Ян Бреммер на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявили, что в аббревиатуре БРИКС Россию стоит заменить Индонезией или Турцией. Бывший министр финансов Алексей Кудрин признает, что Россия - самое слабое звено БРИКС. В ближайшее время на долю России выпадет еще одно испытание. ВВП Китая прибавил в первом квартале этого года в сравнении с предыдущим всего 7,5%. В Бразилии экономика в прошлом году выросла лишь на 0,9%, а в 2013 году, по оценке МВФ, ожидается рост всего на 2,5% - в 2010 рост был в три раза быстрее. Темпы рост Индии сократятся в два раза по сравнению с 2010 годом. Российский ВВП, по мнению МВФ, упадет как минимум вдвое, но вполне возможно, что результат окажется еще хуже, и тогда вопрос исключения России из БРИКС решится сам собой. Для того, чтобы догнать Бразилию, Индию, Китай и ЮАР и не вылететь с позором из числа перспективных экономик, российскому правительству пора засучить рукава и начать работать. "Рекомендации для руководства Российской Федерации" подготовил ученый коллектив из основных российских научных школ, в который вошли Аскар Акаев, Андрей Коротаев, Сергей и Артемий Малковы, Леонид Исаев, Леонид Гринин, Юлия Зинькина, Анатолий Акимов и Олег Маляров, Альберт Хаматшин и Сергей Баринов. Они выпустили крупнейшую монографию по странам БРИКС в рамках проекта "Математическое моделирование глобальной и региональной динамики в условиях модернизации системы науки и образования" (программа президиума РАН "Экономика и социология науки и образования"). "Финмаркет" ознакомился с советами Владимиру Путину и представляет их краткое изложение. Авторы исследования не склонны верить в частную инициативу, поэтому большинство их советов связаны с необходимостью активного вмешательства государства в экономику.
Строим жилье и дороги, как Китай
Плановая экономика и продразверстка, как в Индии
Каждому региону - свой инвестор, как в Бразилии
Больше прав женщинам и предпринимателям, как в ЮАР
Андрей Коротаев, Институт востоковедения РАН, Институт Африки РАН, Факультет глобальных процессов МГУ
"Демографические проблемы в России будут очень серьезным барьером для развития. Эти же проблемы возникнут в Китае, но несколько позже, через 15-20 лет. Бразилия отстает на 30 лет. России нужно срочно принимать меры по повышению рождаемости до уровня 2,1 и больше бороться с крайне высокой смертностью, а Китаю - срочно отменять политику "одна семья - один ребенок". В этом была особенность БРИКС - у них был демографический бонус, но Китай его заканчивает получать, а Бразилия закончит через 10-15 лет, а в России - закончился несколько лет назад и ситуация становится угрожающие. Здесь как раз Россия должна показать Китаю и Бразилии пример, как бороться с этим. Мы думаем, что все-таки у Китая есть чему поучиться больше всего. Прежде всего экономику могли бы вытащить масштабные инфраструктурные проекты. Для России это ликвидация бездорожья. Нужно предоставлять льготы и так далее, но такие проекты могут действительно стать главным драйвером роста. У Индии можно поучиться гармоничному сочетанию плановой и рыночной экономике. Индикативное планирование подошло бы России. В Бразилии интересен опыт привлечения инвестиций и опят борьбы с неравенством, а у ЮАР - система развития инноваций".
Сергей Малков, Институт экономики РАН
"Наиболее близкой к России из стран БРИКС является Бразилия. Основной доход она получает от экспорта сырья в Китай, в отличие от экономики Китая и Индии. Но в России более сильный научный потенциал и более высокий уровень образования. Бразилия находится в ловушке Латиноамериканских стран, в которой системы науки и образования не связаны, и они сильно зависимы от передовых стран. Отдельные отрасли, конечно, можно подтянуть до мирового уровня - авиастроение и нефтедобыча. Зато страна находится на подъеме, как Китай. Это высокие темпы роста, поэтому население смотрит в будущее с оптимизмом. В России же раскол в обществе, много социальных проблем. У населения и элиты нет общих целей и задач. В Бразилии даже несмотря на волнения и более низкий уровень доходов, население больше хочет работать и настроено позитивно. Население России не верит, что в жизни что-то можно решить без взяток. Слишком много институциональных проблем, и участники с той стороны и с иной пытаются решить их взятками. Уровень коррупции высок во всех странах БРИКС. Везде, где велико влияние государства, у чиновников возникает искушение. Но с этим надо бороться. В Китае расстреливают, и там боятся. У нас нет неотвратимости наказания: есть задержания, но мало кто получает реальные сроки. А в инновациях не нуждается сама промышленность - вот в чем проблема. Правительство, конечно, осознало необходимость. Но промышленность не восприимчива. Кто готов вкладывать и развиваться? Сырьевая отрасль. Но они покупают отработанные технологии на Западе и не создают сами ничего нового. У обрабатывающей промышленности нет денег - их уровень рентабельности практически нулевой. Вот и получается коллапс: Сколково будет готовить специалистов, а применения им нет. Готовим высококвалифицированные кадры для других стран. Нужно улучшать не только образование, но и переориентировать промышленность, чтобы они сами начали финансировать научно-технический прогресс".
Леонид Исаев, Лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Высшей школы экономики
"Каждая из пяти стран БРИКС имеет свои особенности, стимулирующие развитие их экономик. Скажем, в Китае - это дешевые трудовые ресурсы, в Индии - ресурсы, связанные с интеллектуальной собственность, в России - экспорт углеводородного сырья. В этой связи важно вспомнить историю создания БРИК в 2001 г., когда Дж. О'Нил из инвестиционного банка Goldman Sachs впервые опубликовал в банковском бюллетене свою аналитическую записку "Building Better Global Economic BRICs". В ней, в частности, обосновывались специфические черты каждой из стран. Так, в отношении России и Бразилии говорилось следующее: обе страны обладают существенным ресурсным потенциалом, в частности, энергоносителями; тенденция увеличения спроса на энергоносители (особенно со стороны Индии и Китая) способствует постепенному росту цен на них, что стимулирует экономики России и Бразилии; правительства России и Бразилии проводят грамотную экономическую политику. Однако излишняя ориентация российской экономики на доходы от продажи углеводородов является и одной из основных ее проблем, наряду с такими "традиционными" для нашей страны проблемами, как плохой инвестиционный климат и необходимость децентрализации доходов среди регионов. Конечно же, опыт взаимодействия России с ее партнерами в рамках БРИКС - огромное преимущество для нашей страны. Каждая из этих стран способна найти друг у друга положительный опыт разрешения той или иной проблемы. Мне кажется, что представленные в нашей книге рекомендации являются полезными в отношении России. Скажем, обращение к опыту Китая в развитии крупномасштабных инфраструктурных проектов и импортозамещения является крайне актуальным для современной российской экономики. Политика Бразилии и Индии по привлечению иностранных инвесторов и эффективное взаимодействие с иностранными финансовыми структурами также могла бы способствовать решению этих злободневных для России вопросов. Не вызывает сомнений и важность привлечения частного бизнеса в область науки и технологий и в этой связи мы могли бы обратиться к опыту ЮАР, где была введена программа налогового стимулирования НИОКР. Здесь важно подчеркнуть следующее. Обозначенные нами рекомендации носят, скорее, общий характер. Необходимо понимать, что механическое копирование опыта других стран не приведет к положительным изменениям. Его необходимо переосмысливать и концептуализировать с учетом российской специфики". Вернуться назад |