ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Отпетые мошенники: как топ-менеджеры разоряют своих акционеров и компании
Отпетые мошенники: как топ-менеджеры разоряют своих акционеров и компании13-08-2013, 11:16. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Подделка отчетности, фальсификации, взятки аудиторам и бессмысленные поглощения стали нормой корпоративной культуры, благодаря новому поколению наемных руководителей-жуликов. Экономисты из Университета Теннесси раскрыли почти все секреты оборотней в дорогих костюмах
Ноксвилл. 9 августа. FINMARKET.RU - Эра корпоративных скандалов началась в США задолго до кризиса 2008 года. В 2001 году ныне несуществующая энергетическая компания Enron - гигант отрасли и одна из самых прибыльных компаний за всю корпоративную историю страны - в одночасье разорилась. Как оказалось, "история успеха" Enron была дутой: наемные топ-менеджеры регулярно фальсифицировали отчетность, раздувая на бумаге прибыль, в итоге, компания обанкротилась, многие ее акционеры попросту разорились. Еще один пример - телекоммуникационная компания WorldCom, в настоящее время - часть гиганта Verizon Communication. В 1990-е годы WorldCom была одной из самых крупных телефонных компаний. Агрессивная стратегия развития вывела компанию в национальные лидеры, но кризис на рынке интернет-компаний ее подкосил. Акционеры настояли на расследовании, и оказалось, что с 1999 по 2002 руководство компании подделывало отчетность, в 2003 году WorldCom объявила себя банкротом. Кризис 2008 года как будто вскрыл огромный нарыв на теле корпоративной Америки: оказалось, что десятки инвестиционных банков, строительных и финансовых компаний, страховщиков и девелоперов обманывали своих клиентов и друг друга. Большинство дел не дошли до суда, но расплачивались за грехи эффективных менеджеров акционеры - компании или разорались, или платили многомиллионные штрафы. Ли Биггерстафф из Университета Теннесси и его коллеги разработали специальную методику, которая позволяет вычислить нечистых на руку топ-менеджеров еще до того, как они смогут обогатиться и разорить доверчивых акционеров. Главный совет, который экономисты дают акционерам, - не приглашать топ-менеджеров со стороны, а растить собственные кадры. Именно "варяги" чаще всего оказываются жуликами и мошенниками, они воруют сами и заражают всю компанию вирусом безответственности и жульничества.
Если CEO печется только о своей выгоде, то он, скорее всего, мошенник
Первое и самое распространенное мошенничество со стороны руководителя компании - манипуляции с опционами на покупку акций компании-нанимателя. Опционы на покупку акций - самый распространенный способ поощрения американских топ-менеджеров, это финансовый инструмент, который дает право купить или продать актив по заранее определенной цене в определенный момент времени. Именно на этом свойстве этой ценной бумаги и играли мошенники. Согласно законодательству, компания или получатель опциона должны сообщить о его получении в течение 45 дней после окончания финансового года. Топ-менеджеры манипулировали датами реализации опционов, чтобы купить акции подешевле или перепродать их подороже. По некоторым оценкам, с 1996 по 2002 год так поступали руководители 2000 компаний. Затем законодательство ужесточили, но и тогда до 20% руководителей продолжали это делать, хотя закон прямо им это запретил.
Как часто CEO манипулируют датами
Данные для своего исследования экономисты взяли из Thompson Financial Network Insider Filing Data Feed. В выборку попали компании, один из руководителей которых был заподозрен в том, что указал ложную дату реализации опциона.
Мелкие манипуляции ведут к крупным мошенничествам
Экономисты проверили, насколько фирмы, руководители которых жульничали с датами реализации опционов, склонны к другим манипуляциям. Теоретически, для таких подозрений есть основания: доходы таких руководителей зависят от динамики акций на рынках. А для этого финансовые результаты компаний должны быть выше прогнозов аналитиков и ожиданий рынка.
Фирмы, уже участвующие в манипуляциях, чаще выдают бравурную отчетность
Если пригласить начальника со стороны, то финансовые результаты почти всегда будут лучше прогнозов
Боитесь мошенников? - Не зовите топ-менеджеров со стороны!
Чаще всего прибыли компаний завышают с помощью искусственного снижения издержек. Чаще всего это происходит в компаниях, руководство которых манипулирует с датами реализации опционов.
Экономисты изучили данные по компаниями, которые полностью поглощают фирму, а объем сделки превышает $5 млн. Фирмы, в которых начальники жульничают с опционами, поглощают другие компании чаще, чем компании с честным топ-менеджментом.
Фактически, все это означает, что топ-менеджеры начинают с манипуляций с опционами, а затем пускаются во все тяжкие: подделывают статистику и покупают ненужные компании за большие деньги.
Как манипуляторы разваливают компании
Получив такие результаты, экономисты решили ответить на "вечный" вопрос: что было раньше - курица или яйцо? Компании с плохой корпоративной культурой специально ищут топ-менеджеров с повадками жуликов или жуликоватые CEO наряжаются в овечьи шкуры и разлагают хорошие компании? Экономисты подробно изучили 65 компаний из "группы риска" и 539 компаний из контрольной группы "чистых". Они изучили статистику по ним за пять лет до прихода нового начальника и за пять лет после.
Вернуться назад |