ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Трудовая миграция в Россию: великое переселение рабочих

Трудовая миграция в Россию: великое переселение рабочих


25-06-2013, 13:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Трудовая миграция в Россию: великое переселение рабочих

 

 

По данным ФМС, в мае 2013 года на территории России находилось почти 11 млн иностранцев. Это примерно 7% от всего населения страны. Большую часть из них составляют так называемые "экономические мигранты", приехавшие на заработки из стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии и Белоруссии. Объективными предпосылками для формирования прочных миграционных связей с бывшими республиками СССР остаются общность менталитета, культуры, языка, открытость границ, а также емкость российского рынка труда.

Гастарбайтеры. Стройка, дома
По оценкам экспертов, более трети всех иммигрантов работает в Московском регионе. Второй центр притяжения иностранной рабочей силы - Уральский федеральный округ, что объясняется особой привлекательностью нефтяных территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Здесь работает каждый шестой трудовой мигрант. Третьим стал Дальний Восток, который притягивает 10% иностранных работников, в нем преобладает рабочая сила из Китая, КНДР и Вьетнама.

Неудивительно, что иммигрантов так манит Первопрестольная - именно там их ждет большое количество рабочих мест, а также шанс получить более высокую зарплату. По данным УФМС РФ по Москве, в столице постоянно присутствуют 800 тыс. иностранных граждан. Однако это официальные данные, очевидно, что фактическое число больше. Ряд экспертов называет цифру в 1 млн человек, исходя из нее, иностранцы составляют около 8,3% московского населения.

Последствия трудовой миграции и мифы о ней

Мигранты России объективно нужны, на это есть демографические и экономические причины. Трудоспособное население в РФ убывает более чем на 1 млн человек в год и при сохранении тенденции будет убывать так еще довольно долго. Без мигрантов на ряде должностей работать будет просто некому, заявляют некоторые эксперты.

Одним из минусов присутствия большого числа мигрантов является то, что заработанные ими в России деньги не остаются работать на её же экономику, а отправляются семьям на родину. Так, по данным ЦБ, в 2012 году переводы из России в страны СНГ составили $18,21 млрд (для сравнения, обратно - $2,28 млрд). Больше всего переводов осуществляют жители Узбекистана - $5,7 млрд, Таджикистана - $3,6 млн, Украины (2,7), Киргизии (1,8), Армении (1,4) и Молдовы (1,2). При этом переводы являются значительным вкладом в бюджеты этих стран, например, для Таджикистана они составили 47% от ВВП страны за 2011 год. В то же время, по данным ФМС, в 2012 году мигранты принесли федеральному и региональному бюджетам РФ 32,8 млрд рублей, что на 25% больше, чем в 2011 году. Это деньги от госпошлин, патентов на работу и штрафов.

Тема миграции, "чужаков" традиционно остро воспринимается российскими обывателями и успела обрасти некоторыми мифами. Например, миф о том, что мигранты "занимают наши места". Во-первых, не секрет, что они замещают на рынке труда больших городов специфические ниши, как правило те, на которые неохотно идут россияне. Прежде всего это тяжелая, монотонная работа: строительство, ЖКХ, торговля и сфера услуг. Кроме того, безработица в России находится на историческом минимуме (в мае 2013 года - 1 млн человек). Некая конкуренция с местной рабочей силой присутствует, но в большинстве сфер она минимальна, считает старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян.

Более того, чтобы совсем устранить соперничество, ФМС планирует ввести систему, при которой иностранцы займут лишь те места, на которые не претендуют российские граждане. Работодателю будет вменяться публикация вакансии в открытом доступе, и при отсутствии отклика россиян на место придёт иностранец. Такая мера, по мнению экспертов, способна обеспечить на рынке труда приоритетность российских граждан.

 

Гастарбайтеры на стройке
Еще один распространенный миф - низкооплачиваемый труд мигрантов понижает заработные платы по всей стране. Согласно исследованию 2012 года за авторством бывшего ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева и профессора Йельского университета и Российской экономической школы Олега Цывинского, увеличение числа мигрантов в России на 1 млн приведет к уменьшению заработной платы в целом по стране на 0,17%. В свою очередь депортация всех нелегальных мигрантов увеличила бы заработную плату всего на 0,6%. Влияние мигрантов на заработную плату низкоквалифицированного местного населения немного больше: увеличение доли мигрантов на 1% уменьшает заработную плату на 0,215%. При этом депортация всех нелегальных мигрантов увеличила бы заработную плату таких работников всего на 1,1%.

Казалось бы, раз труд мигрантов дешев, производимая ими продукция также должна быть дешевле обычного, что поспособствует снижению инфляции. Но, по подсчетам тех же экспертов, депортация всех нелегалов из России увеличила бы цены в секторах с высокой занятостью мигрантов всего на 1%. Таким образом, миграция (или ее отсутствие) не оказывает значительного влияния ни на цены, ни на зарплаты.

Из области мифов и то и дело озвучиваемые в СМИ грандиозные цифры о преступности иммигрантов. Официальная статистика их никак не подтверждает. Так, по данным МВД РФ, в 2012 году в Москве было раскрыто около 47,3 тыс. преступлений. Из них 17% (8 тыс.) приходится на долю граждан стран ближнего и дальнего зарубежья и 4,5% ( 2,1 тыс.) - относятся к категории тяжких и особо тяжких. В то время как обычно полиция и политики озвучивают цифры о преступлениях мигрантов на уровне 40-50%. В стремлении ограничить эту преступность, ФМС планирует выдворять иностранцев после второго правонарушения. Симптоматично, что намерение политиков очистить столицу от мигрантов стало особенно популярным в преддверии выборов мэра Москвы. При этом кандидаты не гнушаются оперировать непроверенными цифрами. Все это подстегивает и без того высокий градус ксенофобии в обществе.

Проблема нелегальной иммиграции

Реальной проблемой для экономики РФ является нелегальная иммиграция, в том числе трудовая. По последним данным ФМС, всего в России находятся около 3 млн нелегалов. Если говорить о приезжих из стран Средней Азии, с которыми действует безвизовый режим, то практически все они пересекли границу РФ легально. Нелегалом гость становится тогда, когда истекает 90 дней, в течение которых он может пребывать на территории РФ, не имея разрешения на работу. Если же разрешение есть, срок продлевается. Соответственно, нелегальным трудовым мигрантом он становится, когда начинает незаконно работать.

Некоторые потери из-за нелегальных трудовых мигрантов несет российский бюджет. Статистических данных об этом нет, ввиду сложности оценки масштаба явления. Однако глава ФМС России Константин Ромодановский в 2011 году имел смелость заявлять о сумме в 40 млрд рублей. Это убытки от неуплаты налогов иммигрантами и их работодателями. Теряет бюджет и тратясь на соцгарантии для легальных трудовых иммигрантов, однако это не такие большие суммы. Также Ромодановский оценил, что вклад труда мигрантов составляет почти 8% от ВВП РФ.

Главную роль в существовании нелегальной трудовой миграции играет российский работодатель. Ведь трудовым нелегалом приезжий становится тогда, когда работодатель устраивает его на работу, пренебрегая обычными нормами. Иностранных работников сейчас выгодно нанимать потому, что они нелегалы, считает доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН Сергей Рязанцев. "Они сильно зависимы от работодателя, на оплате их труда можно экономить (платить меньше или вообще не платить), их легче держать в подчинении из-за отсутствия регистрации, разрешения на работу, запугивать невыплатой заработной платы. Но если повышать зарплату в секторах, которые концентрируют в массовом количестве иностранных работников, то часть мест может быть занята местным населением", - пишет эксперт. Но не все работодатели готовы повышать зарплату и соблюдать трудовое законодательство, поэтому очень велик соблазн существенно сэкономить на издержках на оплату труда.

Учитывая это, совсем неудивительно, что в последнем опубликованном Госдепом США докладе о торговле людьми Россия отнесена к странам, которые не соответствуют минимальным условиям в этой области. По данным 2011 года, каждый пятый из пяти нелегальных мигрантов в РФ трудится в рабских условиях. Но стоит отметить, что и сами мигранты прибегают к ухищрениям, чтобы остаться в России подольше - приехав, прячут свои паспорта, а в случае депортации, вернувшись на родину, меняют документы и имя, чтобы вновь двинуться за заработком.

Попытки контроля

Все 2000-е годы Россия ведет борьбу с нелегальной миграцией. Важным шагом стало введение в июле 2010 года патентов — специальных разрешений на работу иностранцам из безвизовых стран, работающих в частном секторе. В 2012 году их получили почти 1,3 млн человек, разрешения на работу - также 1,3 млн человек. Сергей Рязанцев называет патенты "революционным прорывом", но считает, что введение столь гибких инструментов на фоне сохранения в целом негибкой системы регулирования трудовой миграции чревато серьезными деформациями рынка труда. Исследования показали, что мигранты приобретают патенты не потому, что работают у частников, а потому что сделать это проще, чем получить разрешение.

Стена между Мексикой и США
Стена между Мексикой и США
При этом разрешение на работуостается для них недоступным и дорогим. Оно выдается территориальными структурами ФМС на основе квоты, которую ежегодно утверждает правительство, а затем Минтруда распределяет между регионами России, а также различными профессиональными группами мигрантов. Однако система выдачи разрешений на работу в России как для работодателей, так и для мигрантов бюрократизирована, инертна и непрозрачна. Фактически в стране сложилась теневая система торговли квотами на иностранную рабочую силу, отмечают эксперты. Но ФМС учитывает свой опыт и уже намерена отказаться от идеи квот, разработав механизм определения потребности в рабочей силе.

В целом, в России система регулирования трудовой миграции находится в зачаточном состоянии. Государство, скорее, фиксирует этот поток, чем управляет им, отмечают эксперты. Особенно активно в сфере контроля стало в последнее время ФМС Москвы, за январь-май 2013 года служба выявила 11,4 тыс. работавших без разрешения человек, 3,9 тыс. человек было выдворено. Однако разумнее было бы наладить слабую на данный момент систему легализации трудовых мигрантов, нежели проводить их бесконечные поимки и выдворение.

Наиболее эффективные меры по борьбе с нелегальной миграцией и незаконным трудоустройством носят, прежде всего, экономический характер, говорится в исследовании экспертов ЕАБР. Это установление простых и прозрачных процедур привлечения и использования иностранного труда, вытеснение теневых практик оформления трудовых отношений, ужесточение ответственности работодателей за незаконный наем иностранных работников, уголовная ответственность за случаи трудового рабства и торговли людьми, формирование четких и прозрачных каналов легального трудоустройства для иностранных граждан, что обеспечит восполнение дефицита на российском рынке труда за счет законно нанимаемых мигрантов, уравненных в правах с местными работниками. Рязанцев предлагает снизить ставку налога с дохода физических лиц для трудовых мигрантов — иностранных граждан из стран СНГ — с 30 до 13%, что позволит вывести из "тени" значительные финансовые средства. Кроме того, создать госцентры обучения трудовых мигрантов в странах СНГ, в программу которых включить преподавание русского языка и основ законодательства России; увеличить помощь мигрантам со стороны профсоюзов.

Эксперт уверен, что миграционная политика логически должна вытекать из демографической политики государства. В частности, количество постоянных и временных трудовых мигрантов из-за рубежа должно быть привязано к параметрам социально-экономического и демографического развития России. Имеет смысл отдавать предпочтение людям с высокой квалификацией и учебным мигрантам. Также правительству РФ стоит уделять больше внимания демографической политике, направленной на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми. Только такой комплексный подход сможет урегулировать проблемы трудовой иммиграции в Россию.

В последнее время поднимается вопрос о введении визового режима со странами СНГ, но ФМС относится к такой мере настороженно. И ведомство и эксперты, выступая против виз, называют две основные причины: вероятное усложнение задач внешней политики в Средней Азии и нехватка рук на рынке труда РФ. К тому же введение виз потребует немалых ресурсов со стороны бюджета, отмечает Алексей Бессуднов, научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ. "В ближайшее время визового режима не будет", - делает вывод эксперт. Никита Мкртчян в свою очередь считает, что все вводимые ограничения, скорее, наоборот способствуют росту нелегального сектора, потому что мигранты никуда не уезжают, они просто переходят из легального состояния в нелегальное.

России стоит учесть и опыт других стран. США пошли на крайние меры, построив на границе с Мексикой стену длиной в 1,1 тыс. км, которую стережет вооруженный патруль, однако даже под угрозой отстрела и смерти в пустыне мигранты все равно проникают в Штаты в погоне за необходимым для выживания заработком. Стены и визы проблемы безработицы не решают - люди просто вынуждены ехать в другие страны, чтобы содержать свои семьи. А раз миграцию нельзя остановить, нужно её "возглавить" - разумно упрощать процесс, переводя его в контролируемое русло.

Ожигина Анастасия (Finam.ru)


Вернуться назад