ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Дальний Восток без налогов и таможни, но с мостом на Сахалин: о реальных и нереальных планах «восточного министра»

Дальний Восток без налогов и таможни, но с мостом на Сахалин: о реальных и нереальных планах «восточного министра»


17-06-2013, 12:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Дальний Восток без налогов и таможни, но с мостом на Сахалин: о реальных и нереальных планах «восточного министра»

 
Полина Лаврентьева

Беспошлинный ввоз высокотехнологичного современного оборудования лоббирует глава Минвостокразвития Виктор Ишаев. Свою позицию он обозначил 14 июня на правительственном часе в Госдуме. 

Министр полагает: давным-давно пора принять решение, что приобретение новейших технологий, новейшего оборудования должно поощряться, а «не наказываться в виде таможенной пошлины». Всё новейшее оборудование, новейшие технологии должны завозиться беспошлинно. Только в этом случае можно оснастить экономику и добиться более высоких показателей, в том числе и показателя производительности труда. 

Также Ишаев считает, что улучшить ситуацию в регионе поможет снижение налоговых сборов, в том числе налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль, на землю и пр. Эти меры позволят повысить доходность производственных предприятий. «Если доходность предприятий не будет составлять у нас хотя бы 30%, а на соседних территориях составляет 50%, добиться, чтобы Дальний Восток развивался достаточно активно очень и очень сложно», — заявил министр.

Кроме того, он настаивает на постройке моста через Сахалин, который даст третий выход на остров, что даст импульс развитию территорий и сделает Россию более транзитной территорией.

В тот же день министерство и корпорация «Газпром» заключили договор о сотрудничестве сроком до 2018 года. Целью заключения договора является повышение интенсивности социально-экономического развития ДФО и реализация Восточной газовой программы.

Напомним: в мае прошлого года президент РФ ВладимирПутин поставил перед правительством задачу активизировать развитие Дальнего Востока. Тогда же было создано новое министерство, руководителем которого стал Виктор Ишаев. В феврале 2013 года министерством была предложена программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Однако президент не одобрил этот документ по причине несовпадения запросов ДВ и реальных возможностей бюджета.

По словам директора института Стратегического планирования Александра Гусева, данные инициативы Минвостокразвития заслуживают всяческого поощрения, однако, по его убеждению, одними лишь государственными дотациями регион жить не может, необходимо привлекать иностранные инвестиции.

— Если говорить вообще о развитии Дальнего Востока, то, безусловно, те средства, которые были запланированы в рамках государственной программы по развитию региона,  реализуются, но для тех объёмов работ, которые запланировало правительство, их будет даже недостаточно. Что касается выделения средств в рамках госкорпорации Дальнего Востока, то развитие региона должно быть связано не только с конкретной программой, не только с конкретной госкорпорацией, которая работает на площадке дальневосточных субъектов Российской Федерации, но и носить более конструктивный и более системный характер.

Заявления, подобные заявлениям о строительстве моста на Сахалин, сложно оценивать. С одной стороны, это, конечно, привлекательное строительство, с другой же — нужно себе хорошо представлять условия, в которых этот мост должен быть построен, оценивать все сложности. Возможно, стоит обойтись без таких больших и достаточно амбициозных проектов. Хотя я прекрасно понимаю, что японцы давно уже предлагают построить мост, инвестировать в этот проект.

Системных проблем на Дальнем Востоке сегодня очень много. Прежде всего это, конечно, громадная утечка кадров, потому что, хотим мы того или нет, но внутренняя миграция, когда часть людей уезжает на большую землю, налицо. Поэтому для нас очень важно открывать там рабочие места, строить предприятия.

Мосты — это хорошо, это транспортная инфраструктура, но когда нет предприятий, когда нет рабочих мест, когда люди не могут работать, а там очень много молодёжи, не имеющей работы — мосты едва ли нужны. Страдает в основном молодёжь, недавно получившая дипломы. Эта проблема гораздо важнее сейчас.

Что касается льготного налогообложения в регионе, то я абсолютно поддерживаю эту идею, потому что Дальний Восток является приоритетным с точки зрения экономического и политического развития страны. Это, конечно, отделённый регион, но это наш регион.

Развивая инфраструктуру Дальнего Востока мы должны исходить из экономической составляющей. Что позволит сделать льготное налогообложение? Эта мера позволит привлечь дополнительные инвестиции. Причём речь идёт об инвестициях не только российских компаний. Ведь мы понимаем, что денег, которые выделяются сейчас на реализацию программы по Дальнему Востоку, недостаточно, а это где-то 3 трлн рублей.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе инвесторы очень сильные и мощные. Это Китай с его мощнейшей экономикой, да и японцы с удовольствием придут в этот регион, Корея. И всё должно быть прозрачно. Почему инвесторы боятся приходить на эти территории? Они боятся непрозрачности, понимая, что до 50% будет украдено и никто им эти деньги потом не вернёт.

Так что надо построить производственные предприятия, надо создать транспортную инфраструктуру, дороги и надо обеспечить рабочие места. Поэтому все нововведения, предоставляющие льготы предприятиям: малому, среднему, крупному бизнесу на Дальнем Востоке — необходимо только приветствовать и давать им «зелёный свет».


Вернуться назад