ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Всё моё — сказало злато. Вот те хрен! — сказал булат

Всё моё — сказало злато. Вот те хрен! — сказал булат


3-06-2013, 10:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Всё моё — сказало злато. Вот те хрен! — сказал булат

crustgroup

Я уже когда-то писал о золоте и о его роли в эволюции цивилизации. Золото — это лишь один из эпифеноменов цивилизации.

Эпифеномен — это придаток к к какому-либо основному явлению, побочное явление, сопутствующее другим аспектам физического мира, но не оказывающее на них никакого влияния.
Именно таким, в общем-то незначащим моментом цивилизационного развития и является презренный жёлтый металл.

Но, в силу нашего восприятия мира нашим несовершенным сознанием мы часто тянем в сторону золота совершенно невозможные свойства, которые отнюдь не являются уникальными или исключительными для данного металла. Одним из таких свойств является пригодность и незаменимость золота в виде единого эквивалента стоимости. На самом деле, несмотря на длиннейшую историю золота, как такового эквивалента — это лишь один из возможных вариантов единого эквивалента, причём отнюдь не самый удачный.

Вы хотели послушать о золоте? Рассказываю. Любой эквивалент стоимости необходимо "держать на плаву". В первую очередь — в собственном сознании. Потому что он — эквивалент. Ну а потом уже "единый" и "стоимости". Это уже определение и дополнение к основному подлежащему, коим и является "эквивалент". Почему я вдруг обратился к языкознанию для описания золота?

Потому что эпифеномен золота это типичнейший репликатор. Второй или третий — уже можно спорить, но то, что любовь к золоту и восприятие его, как некой сверхценности задаётся не от рождения, я думаю, понятно и без каких-либо дополнительных объяснений.



Если кто подумал, что это сусальное золото — спешу вас разочаровать. Это — нитрид титана. Хорошая штука для того, чтобы осознать, что такое ценность золота. И да, нитрид титана гораздо лучше сусального золота с точки зрения архитектурного декора — поскольку кристаллы нитрида титана, при их напылении на металл "луковок" православных храмов, ещё и защищают их впоследствии от коррозии. То есть, по факту, вопрос ценности золота в нашей культуре — привитой, наносной и индуцированный. С чем это связано?

По факту, ценность денег и любого эквивалента стоимости нами воспринимается не напрямую, а опосредованно. По результатам использования денег или любого эквивалента стоимости мы получаем некоторые, уже реальные феномены нашей повседневной жизни. Феномены приятные, которые мы уже можем считать некими мотивациями для себя лично. И феномены наблюдаемые. Ещё раз — деньги не есть ценность или стоимость сами по себе. Они лишь отражение реальных вещей и не могут быть самодовлеющей единицей. Они — не более, чем эпифеномен, фата-моргана и плод нашего собственного ума. Мем, который стал самоценностью и самоцелью для многих. Но, на самом деле, деньги всегда — не более, чем бумажки. А золото всегда — не более чем тяжёлый жёлтый металл.

И, если пример с бумажками всегда у нас перед глазами в какой-нибудь стране мира, то пример с золотом отнюдь не столь очевиден. Поэтому, сначала отделим мух от котлет, а потом займёмся всё-таки нашими "золотыми мушками".

Есть несколько теорий мотивации, но я, с подачи уважаемого stelazin полюбил модель Стивена Рейса. Сама модель была получена Рейсом путём опросов и наблюдений за 10 000 респондентов со всего мира, то есть это эдакий deux ex machina, где в роли "господа" выступают наши поступки, а виде "машины" — наш собственный мозг. То есть, модель Рейса абсолютно эмпирическая — никакой внятной теории под неё пока нет, но одно сказать можно точно — она работает.

Итак, Рейс выделил 16 базовых мотиваций. Принципиально их можно рассовать по уровням "пирамиды Маслоу", но в модели Рейса они идут скопом, без слишком строгого разбиения на уровни.
То есть, моделью Рейса вполне можно объяснить и Диогена, который не особо парился своим жилищем, но явно был заточен на самовыражение. И да, золото его тоже совсем не интересовало.

Мотивации модели Рейса:
1. Принятие — потребность как принимать окружающий мир, так и видеть одобрении себя окружающими.
2. Любопытство — потребность в обучении и поисковой активности.
3. Пищевая мотивация — потребность в восполнении своих физических затрат.
4. Семья — потребность в воспитании детей и образовании устойчивой социальной группы.
5. Честь — потребность проявлять лояльность к традиционным и неформальным ценностям какой-либо социальной группы.
6. Идеализм — потребность в социальной справедливости.
7. Независимость — потребность к проявлению индивидуальности
8. Социальный порядок — потребность иметь организованное, упорядоченное и предсказуемое окружение.
9. Потребность в физической активности — потребность осуществлять
10. Власть — потребность влиять на других и навязывать свои желания и выборы.
11. Любовно-сексуальная потребность — потребность испытывать чувство привязанности к лицу другого пола.
12. Сохранение — потребность собирать и сберегать ценности (как с утилитарной целью, так и в рамках коллекционирования).
13. Социальный контакт — потребность в дружеских и прочих близких взаимодействиях. При этом, что важно, это не сексуальные и не родственные отношения, а именно отношения дружеской, равноправной природы.
14. Социальный статус и значимость — потребность в получении места в иерархии социальной группы.
15. Безопасность — потребность в сохранении своего физического и социального статуса.
16. Возмездие — потребность мстить и побеждать, наказывать своих обидчиков и поощрять помощников.


Как видите, в списке нет денег. Почему нет денег? Да потому что деньги это не мотив. В самом деле, деньги, как мы помним — это смешные цветные пластмассовые кружочки, которые нам раздали экспериментаторы, чтобы нормировать у нас потребность в сладком винограде. Да-да, ту самую. Номер три. Ну а мы уже потом сразу воспроизводим с помощью денег уже полный набор всех наших мотиваций — и власть, и любовь, и семью, да и вообще — весь список. От номера один и до номера шестнадцать. У кого какой из номеров больше болит в данный конкретный момент.

Между тем деньги являются несомненным и очевидным стимулом, причем одним из ведущих. Как такое получается? Такое получается, потому что деньги не являются ни ценностью, ни наградой, ни мотивацией, но являются символом и универсальным обозначением награды. Если кто забыл, что такое стимул — то я напомню. Стимул (от лат. stimulus) — это острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка запряженного в повозку). То есть деньги, золото или любой другой эквивалент стоимости (да хоть бы и ракушки каури) — это то, что стоит между нашими бесконечными мотивами и весьма конечными ресурсами, которые доступны нам на пути к нашим бесконечным мотивациям.

Помните? Можно ли заработать все деньги мира? Ну да. И трахнуть всех женщин? Мотивация номер 11 и её универсальный символ.

Зачем же люди придумали деньги? Практически любое социальное взаимодействие мозг автоматически расценивает как набор неопределенностей и вероятностей. И в таких условиях психика с энтузиазмом ухватывается за возможность обрести какой-то устойчивый стимул и неизменную мерную единицу. Поэтому всем нравятся деньги, будь то купюра в сто долларов, кусок золота или ракушка каури.





Вы никогда не думали, почему на автосалонах-выставках возле дорогих машин ставят красивых женщин?  Ведь ценники с их стоимостью, по идее, были бы гораздо более правильным мотивом...

Спроси любого человека, и он скажет, что хочет стать миллионером. Ну или на худой конец — миллиардером. Но он не хочет стать ни миллионером, ни миллиардером, он на самом деле хочет чего-то другого. По приведенному выше списку. Он даже не хочет блэкджека со шлюхами, преферанса с поэтессами или красного "Феррари" с фотомоделями, потому что с перемещением из точки А в точку В абсолютно так же удачно справляется старый, разбитый "Запорожец", а секс и вовсе бесплатен и доступен всем без ограничений — достаточно найти себе верного спутника жизни. А человек обычно хочет удовлетворения какого-то мотива по своему списку.

Фотомодели? Да нет, совсем не номер 11. Скорее — номер 14 или номер 10. А может быть — номер 2. Кто его знает, может быть человеку просто любопытно, как там у фотомоделей. Может и поперёк.

Причем сравнение того, что мы получаем в обмен на деньги — всегда субъективно, а объективен лишь мотив и реальная награда, которую мы получаем за деньги. Это извечный парадокс — все существует только здесь и сейчас, и все познается в сравнении. Мы имеем только реальность «как она есть», а оцениваем её как «до и после, было и стало, есть и будет». Поэтому весь прошлый пост я и распинался в деталях объясняя всем, что нефть, успешно закрывающая своими применениями весь список мотивов — от номера один и до номера шестнадцать — вполне подходит для эквивалента стоимости, а вот золото — уже нет.

Ведь мы же, по сути, уже не обезьяны, которые западают на пластмассовые кружочки или золотые бирюльки. Мы люди, которые вполне уже могут посмотреть в суть вещей.

А суть вещей у нас такая. Золото — совершенно неудобный посредник между нами и нашими мотивациями. И столь же хреновый стимул. Потому что само золото оказывается отягощённым своей материальной природой. Вот структура расходов на геологоразведку на протяжении последних лет. Источник, если что, вот этот:



Йо! Что мы видим! Миру, оказывается, не хватает золота, а отнюдь не урана или какого-нибудь индия, германия или меди с цинком. Я вам тут талдычу о нехватке базовых металлов, о пике урана, а инвесторы-долбовесторы по всему миру вкладываются в разведку золота. Начиная с 1980-х годов получается, что от 40 до 60% всех мировых усилий направлены отнюдь не на решение каких-либо насущных проблем по списку человеческих мотиваций (от номера 1 и вплоть до номера 16 — кому чего надо), а на поиски "рыжья". Наверное, не иначе, как нитрид титана для покрытия "луковок" церквей закончился. Хотя нет, даже на ХСС — именно он. Значит, не попы виноваты — а кое-кто другой.

Следующая картинка демонстрирует нам наличие золота в недрах нашей многострадальной планеты. Золота, надо сказать, у нас всё меньше и меньше и стоит оно всё дороже и дороже. Если в "Безумном Жонглёре" я вас порадовал весёлыми картинками с 200-тонными грузовиками, то тут у нас — сухой график:





Если кто не понял — шкала ординат на графике логарифмическая. То есть в реальности падение идёт не линейное, а с ускорением. То есть по всем прогнозам нам предстоит отрабатывать руды золота с содержанием золота в 0,5-1 грамм золота на тонну породы уже завтра. Ну а послезавтра — и того меньше. Неудивительно, что расходы золотодобывающих компаний демонстрируют нам совсем другой график:



Кто-то думает, что золото у нас бесплатно и доступно? Жёлтая линия — цена золота на бирже, красная линия — расходы золотодобытчиков. Впечатляет? Данные хоть и в текущих ценах, но прирост на 187% за 6,5 лет говорит сам за себя. Смело выходим на экспоненту, товарищи поклонники "золотого стандарта"! Кто-то испуган инфляцией в 6,5% в год на бумажных деньгах, испорченных идиотской политикой монетарных властей США? Попробуйте на вкус реалии "золотого стандарта". Ну и на закуску — инвестиции и прирост запасов золота в мире:



Да, именно. Инвестиции — экспонента, а прирост запасов — кот наплакал. В общем, спасибо камраду giovanni1313, всё по полочкам разложил.

Однако, чёрт с нею, с будущей экспонентой в стоимости золота. Не будем думать о том, что скромное золотое колечко на пальце вашей невесты — это с десяток тонн пустой породы и отравленные пруды с цианидами где-то в степях Казахстана. Посчитаем для себя себестоимость нашего стимула и универсального обозначения награды.

По состоянию на конец 2012 года на каждую унцию золота золотодобытчики тратили по 750 $. Стоили та же унция чуть дороже — в районе 1600 $. В процентах себестоимость добычи золота — около 46%. Вы согласны столько платить за виртуальный конструкт? За мем, который есть ничто более, нежели порождение вашего разума? Вы всё ещё бредите "золотым стандартом"? Он не спасёт вас. Как не спас в своё время и Древний Рим. Ибо "испортить" золотую или серебряную монету на самом деле ничуть не сложнее, чем превратить сто зимбабвийских долларов в сто триллионов зимбабвийских долларов.

Кончайте качать у себя мотивацию номер 12, коллеги. Вы не сохраните золото ни во времена спокойной жизни ни, тем более, во времена бури и натиска. Бросайте мостик от настоящих ограничителей к своим мотивациям напрямую. Ну или иначе — вы так и останетесь рабами чужих мемов. Символ России — кованный булат, а совсем не златой телец. Ныне, присно и во веки.

 

 

crustgroup 
 


Вернуться назад