Скандал вокруг попавшей в прессу информации о владельцах зарегистрированных в офшорах компаний поставил в целом под вопрос будущее офшорного управления активами. Швейцарские банки, очевидно, были частью этой системы. В Швейцарии банковская система стала в последние годы куда прозрачнее. Сохранит ли Конфедерация свою банковскую тайну?
«Что меня во всем этом скандале особенно удивило, так это тот факт, что, оказывается, существуют каналы, по которым налоговая и банковская информация очень быстро может доходить от властей к журналистам», - говорит Марко Бернаскони (Marco Bernasconi), доцент кафедры налогового права Университета Люцерна. «До последнего времени обмен банковской информацией базировался исключительно на двусторонних межгосударственных соглашениях, а налоговые власти должны были всегда, осуществляя обмен такими данными, придерживаться жестких и зачастую очень неповоротливых процедур, так что получить данные о тех или иных «налоговых грешниках» было очень порой непросто». Теперь современные средства информации и коммуникации позволяют любому во мгновение ока стать обладателем бездонного моря информации, говорит ученый. «Отсюда перед нами встает теперь задача поиска адекватных подходов к такого рода инструментам, потому что контролировать их вообще мы не в состоянии. Информационные пути становятся все более широкими, а лазейки для ухода от налогов, соответственно, все более узкими», - подчеркивает М. Бернаскони. Напомним, что недавно Швейцария сама столкнулась с новой ситуацией в сфере получения налоговых данных, когда на рынке вдруг оказывались носители информации (в основном, компакт-диски) с огромным количеством ворованных данных, раскрывающих идентичность владельцев счетов в Швейцарии, на которых «запаркованы» незадекларированные деньги. Эти диски стали очень «ходовым товаром», и многие страны, такие, как Германия, охотно покупали их и использовали, совершенно не обращая внимания на такие вещи, как принцип швейцарской банковской тайны. Но на сей раз, очевидно, мы имеем дело не просто с парой-тройкой дисков. Теперь утечка конфиденциальной банковской информации приобрела совершенно космические масштабы. Данные, опубликованные «Международным консорциумом журналистов-расследователей» («ICIJ»), охватывают около 120 тыс. «фирм-почтовых ящиков», 12 тыс. финансовых посредников-консультантов и примерно 130 тыс. частных лиц в 140-ка странах, в том числе в Швейцарии и России.
Offshore-Leaks
В раскручивании «офшорного скандала» «Международный консорциум журналистов-расследователей» сотрудничал, в частности, с такими СМИ, как «The Guardian» и «BBC» (Великобритания), «Le Monde» (Франция), «Süddeutsche Zeitung» и ТРК «Norddeutscher Rundfunk» (Германия), «The Washington Post» (США), ТРК «CBS» (Канада), «Новая газета» (Россия). В прошлом году «ICIJ» получил в свое распоряжение носитель информации с почти 2,5 миллионами единиц банковской и прочей финансовой информации. На протяжении последних месяцев журналисты 58-ми изданий занимались разбором этой горы данных, вскрыв, в итоге, разветвленную глобальную систему «оптимизации налогов». Данные, опубликованные «ICIJ», охватывают около 120 тыс. «фирм-почтовых ящиков», 12 тыс. финансовых посредников-консультантов и примерно 130 тыс. частных лиц в 140 странах, в том числе в Швейцарии и России. В центре расследования «ICIJ» стоит деятельность двух главных регистраторов оффшоров: «Portcullis TrustNet» из Сингапура и «Commonwealth Trust Limited» («CTL») с Британских Виргинских островов. При помощи этих фирм капиталы, в том числе из Швейцарии и России, «освобождались» от налогов путем перевода их на счета специально создаваемых трастов и фирм - «почтовых ящиков», число которых превышало многие тысячи. В этом скандале участвуют и швейцарские банки «Credit Suisse» и «UBS». По имеющимся данным, среди российских фигурантов скандала присутствуют, в частности, олигарх Михаил Фридман, супруга первого вице-премьера России Игоря Шувалова, два топ-менеджера «Газпрома», а так же Лейла и Арзу Алиевы, дочери азербайджанского президента Ильхама Алиева.
Вершина айсберга
Бруно Гуртнер (Bruno Gurtner) руководил до недавнего времени международной неправительственной организацией «Tax Justice Network» («TJN»), вот уже почти десять лет борющейся против офшоров и систематического уклонения от налогов. Последние разоблачения, с его точки зрения, имеют позитивный эффект. «Я очень доволен всем случившимся, а также тем, что эта публикация привлекла к себе такой интерес во всем мире, пусть даже пока речь идет только о вершине айсберга. Ведь по нашим данным в настоящий момент в так называемых «налоговых гаванях» от налогов укрыто до 32 тысяч миллиардов долларов». Опубликованные документы показывают, что очень важно, технологию увода гигантских средств поверх всех границ и барьеров на офшорные счета. «Вся эта информация касается даже не столько маленьких островов с особенно мягкими налоговыми законами. Ведь большинство укрытых на этих островах тайных состояний берут свое начало в важнейших финансовых центрах мира, таких, как Лондон, Нью-Йорк, Цюрих и Сингапур», - указывает Б. Гуртнер. «Речь идет при этом о прекрасно организованной и разветвленной системе, элементами которой являются предприятия, богатые владельцы капиталов, посредники-консультанты, финансовые центы и «офшоры» по всему свету. И все это происходит в ущерб государствам, а значит, обществам. Уход от налогов – это прямое ограбление людей». Б. Гуртнер надеется, что публикации и разоблачения в рамках скандала, уже прозванного «Offshore-Leaks», приведут к усилению давления на главных игроков на международной арене и заставят их, наконец, действовать. Но сначала налоговые власти должны пролить свет на все уже вскрытые случаи ухода от налогов при помощи офшорных компаний, и привлечь к ответственности виновных. Во-вторых, считает он, государства и правительства должны ужесточить меры в борьбе против уклонения от налогов, создав, в частности, как можно большую степень прозрачности там, где речь идет об учреждении трастов, холдингов, инвестиционных фондов, фирм-«почтовых ящиков» и прочих инструментов и структур, традиционно используемых для увода средств из-под контроля налоговых органов.
Теперь не только Швейцария
Швейцария в качестве важнейшего мирового финансового центра, давно уже находится под прицелом как европейских властей, так и налоговых институтов в США. Нынешний новый офшорный скандал не обошел Конфедерацию стороной. В опубликованных документах фигурируют, по меньшей мере, три сотни богатых вкладчиков из Швейцарии, около 70-ти компаний и фирм, 20 банков и десятки швейцарских адвокатов и управляющих активами из Швейцарии. Удивлять это не должно, потому что следует учитывать, что самые большие в мире объемы зарубежных финансовых и иных активов находятся на счетах двух крупнейших швейцарских банков – «Credit Suisse» и «UBS». Тем не менее, министр финансов Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf) заявила, что она рада тому факту, «что теперь вопросы, связанные с оффшорами и уходом от налогов обсуждаются не только применительно к Швейцарии, и что теперь предметом дискуссии оказались и другие мировые финансовые центры». По ее мнению, новейший скандал показывает, насколько важна инициированная в свое время правительством Швейцарии «стратегия чистых денег», цель которой – очистить Швейцарию от репутации укрывателя нечестных капиталов. Кроме того, заявила министр, этот скандал показывает, что Швейцария должна продолжать процесс адаптации и реализации международных, разработанных ОЭСР, стандартов в деле борьбы с укрывательством от налогов. Попав под сильное международное давление и став объектом судебных преследований и процессов, многие швейцарские банки уже начали этот процесс в частном порядке. Так, всего лишь несколько дней назад швейцарские банки «Credit Suisse» и «Julius Bär» заявили, что от немецких, в частности, клиентов, они теперь намерены принимать вклады только при условии, если вкладчик имеет четкие документальные доказательства налогов, уплаченных с вкладываемых средств.
Одиночество Швейцарии
Премьер–министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) заявил на днях, что его страна намерена ввести с 1-го января 2015 года систему автоматического обмена банковскими данными с иностранными налоговыми органами. Не исключено, что такой же шаг предпримет и Австрия. Таким образом, Швейцария, до сих пор настаивающая на сохранении принципа банковской тайны, рискует остаться в Европе в полном одиночестве, даже несмотря на то, что в последние несколько лет Конфедерация пошла на ряд серьезных уступок в этой области, серьезно ослабив банковскую тайну. В частности, одна из уступок заключалась в отказе от практики различения таких понятий, как «налоговый обман» и «уход от налогов». Увеличилось и количество удовлетворенных Швейцарией ходатайств иностранных государств об оказании правовой помощи в делах об уклонении от налогов. В 2013 году правительство Швейцарии намерено в общих чертах закончить программу реализации новых, международно признанных, стандартов в деле глобальной борьбы с уклонением от налогов и отмыванием преступных к капиталов.
Принуждение к морали
«Швейцарские банки должны в будущем очень тщательно относится к своей репутации», - подчеркивает М. Бернаскони. «И даже не в связи с международным давлением, а по причине растущего риска утечек информации. Еще несколько лет назад перевести свои деньги на какой-нибудь офшорный счет можно было довольно просто и без особенного риска. Сегодня же всё тайное становится явным куда быстрее. Защитить свои секреты сегодня – задача не из простых. Согрешить и остаться ненаказанным – не так просто, как это было раньше». Многие эксперты уверены, что если Швейцарии удастся распрощаться со старыми финансовыми технологиями и создать себе новый имидж «чистого финансового центра», то тогда из нынешнего кризиса она сможет выйти в качестве одного из главных победителей. «Особенно это касалось бы больших банков, которые смогли бы серьезно укрепить свои заметно пошатнувшиеся позиции», - считает женевский юрист Даглас Хорнунг (Douglas Hornung). «Тем не менее, многим частным банкам придется сполна заплатить по своим счетам, а все потому, что в прошлом они часто были не особенно разборчивыми и имели дело с незадекларированными состояниями европейских клиентов». По словам Д. Хорнунга, тяжелые времена ожидают и так называемых «финансовых посредников-консультантов» (адвокатские конторы, управляющих активами и т.д.). Многие из них ведут в Швейцарии активный бизнес в сфере т.н. «оптимизации налогов». И если правительство Швейцарии на самом деле хочет соответствовать нормам ОЭСР, то оно должно будет в недалеком будущем принять законы, которые сделали бы невозможными прямые связи таких «посредников» с налоговыми преступлениями и с отмыванием капиталов. «В будущем любой «посредник», помогавший клиентам выстраивать схемы ухода от налогов, может стать объектом уголовного преследования по делу об отмывании преступных средств. Это может произойти даже в случае, если посредник всего лишь только знал о том, что его клиент уходит от налогов, но не сообщил об этом властям», - разъясняет Д. Хорнунг.
«Над всеми, кто работает в этой сфере, теперь висит настоящий дамоклов меч. И чем так рисковать, лучше уж заниматься разводами и наследственными делами…».
Армандо Момбелли (Armando Mombelli), swissinfo.ch Перевод с немецкого и адаптация: Игорь Петров.
**********************************************************************************************************************************
Банковская тайна под давлением ЕС
Перейти к стратегической обороне или же занять активную позицию, лишив международное сообщество причин оказывать давление на Швейцарию и ее банковскую тайну? Такая альтернатива во все большей степени определяет характер общественных дискуссий в Конфедерации на тему ее будущей роли в качестве мирового финансового центра.
До последнего времени довольно успешным средством решения проблемы злоупотреблений швейцарским налоговым и финансовым «гостеприимством» выступал так называемый «расчётный налог» или анонимный «налог на сбережения», взимаемый с капиталов, располагаемых нерезидентами на счетах в швейцарских банках («Abgeltungssteuer» или «retention tax»). Теперь Германия официально отвергает такой подход, а Франция видит в нем всего лишь «форму амнистии в отношении тех, кто уклоняется от уплаты налогов». Соглашения о взимании такого налога пока у Швейцарии заключены только с Австрией и Великобританией. Европейский союз вот уже который год требует от Швейцарии перехода к системе автоматического обмена банковской информацией. В этом случае швейцарские финансовые институты были бы обязаны дважды в год информировать соответствующие иностранные налоговые органы о процентах, которые «набежали» на капиталы, размещенные их гражданами на счетах в этих банках. С некоторых пор усилия в плане перехода к такой системе, хотя бы в среднесрочной перспективе, предпринимаются и в рамках ОЭСР, членом которой является Швейцария. Что же касается США, то здесь Швейцария практически уже согласилась в одностороннем порядке предоставлять американским налоговым органам банковскую информацию в соответствии с известным законом FATCA. Люксембург, который до последнего времени был самым надежным соратником Швейцарии в борьбе за сохранение банковской тайны внутри ЕС, намерен уже очень скоро подписать, также с опорой на FATCA, соглашение с США об обмене банковскими данными. Если (и когда) это произойдет, то ЕС начнет требовать от Люксембурга установления с собой такого же информационного режима, что может привести к дальнейшему росту давления на швейцарскую банковскую тайну и к еще более громким требованиям со стороны Брюсселя в адрес Берна перейти, наконец, к автоматическому обмену банковской информацией.
Обмен банковскими данными
В соответствии с продвигаемой Европейским союзом моделью швейцарские банки два раза в год должны были бы информировать финансовые и налоговые ведомства соответствующих стран ЕС о доходах своих клиентов – их граждан. Среди таких данных находились бы имя, адрес и доходы в форме начисленных процентов. 24 из 27-ми государств – членов ЕС вот уже восемь лет практикуют автоматический обмен банковскими и налоговыми данными. Доклад ЕС от марта 2012 года, в котором подводятся промежуточные итоги такой практики, рисует довольно неутешительную картинку. Единый европейский номер налогоплательщика (TIN) ввести в ЕС не удалось, а потому зачастую налоговые органы просто не в состоянии элементарно идентифицировать нерадивого налогоплательщика. Большинство стран – участников Евросоюза, за исключением Дании, не уверено в том, что система автоматического обмена данными обязательно приведет к повышению степени налоговой порядочности граждан. Остается, правда, неоспоримый эффект устрашения. Тот факт, что налоговый уклонист будет знать, что данные о нем попадут в распоряжение налоговых властей на его родине, может привести к улучшению ситуации со сбором налогов на 40%.
Министр финансов и осиное гнездо
Официальная Швейцария пока твердо придерживается модели взимания анонимного «налога на сбережения». Это означает, что банки взимают со всех доходов с капиталов, расположенных на данном банковском счете, налог и переводят его потом налоговым органам соответствующего иностранного государства. Недавно Федеральный совет (правительство) Швейцарии поручил группе экспертов проанализировать ситуацию и разработать стратегию превращения Швейцарии в такой мировой банковский центр, к которому практически невозможно было бы предъявлять в будущем какие-либо претензии. Одна из таких стратегий – это как раз переход к автоматическому обмену банковской информацией. Когда пару недель назад министр финансов Швейцарии Эвелинн Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf) предложила не прятать голову в песок и серьезно подумать над этой опцией, в политических кругах Швейцарии, и, прежде всего, в стане бюргерских и правых партий, поднялась буря возмущения. Нередко было слышно мнение, что, мол, произнося такие слова, министр «предаёт» все правительство в целом и, что, поэтому, налоговое досье вообще следовало бы изъять из сферы ее компетенции.
«Налог на сбережения»
Из-за массированного давления на принцип банковской тайны Швейцария стремится заключить Договоры об избежании двойного налогообложения, в рамках которых проблема бегства от налогов решалась бы с опорой на модель сбора «налога на сбережения», с как можно большим количеством иностранных государств. Тем самым в силе остался бы фундаментальный фактор, образующий суть швейцарской банковской тайны – анонимность банковского клиента. ОЭСР и ЕС, со своей стороны, делают ставку на автоматический обмен банковскими данными. Соглашения о взимании «налога на сбережения» пока у Швейцарии заключены только с Австрией и Великобританией. Эти документы вступили в силу 1-го января 2013 года. В Германии проект такого соглашения потерпел поражение из-за отрицательной позиции Бундесрата (палаты федеральных земель парламента ФРГ). Против такой схемы выступает и Франция.
Выгода для банков
«В последние сорок лет Швейцария предпочитала ждать и реагировать вдогонку событиям. Теперь такая позиция стала совершенно неадекватной. И произошло это на наших глазах за последние четыре-пять лет». Такого мнения придерживается Петер Кунц (Peter V. Kunz), профессор экономического и сравнительного права Университета г. Берн в интервью порталу swissinfo.ch. «Я считаю, что Швейцария проспала выгодный момент, когда можно было бы изменить стратегию в налоговой и банковской сфере – но пока еще не все потеряно. Время еще есть. По моему убеждению, мы должны перейти к активной политике, и я очень надеюсь, что группа экспертов, созданная Федеральным советом, разработает пакет предложений, направленный именно в эту сторону». Под словом «сторона» профессор П. Кунц понимает как раз автоматический обмен банковскими данными. Такая модель, считает он, «принесет банкам экономические выгоды. Они ведь смогут тогда просто брать информацию и переправлять ее дальше соответствующему получателю. Сегодня же, в рамках взимания «налога на сбережения», они вынуждены заниматься бесконечной арифметикой, рассчитывать ставки налогов, собирать эти налоги и переводить их потом за рубеж».
Негативный опыт
Анализируя практику взимания «налога на себережения» цюрихский банковский эксперт Мартин Янссен (Martin Janssen) не видит ровным счетом никаких оснований для перехода к режиму автоматического обмена банковской информацией. «Мы же ведь готовы переводить деньги иностранным государствам. И если эти государства начинают вдруг выступать с дополнительными требованиями, то это означает, что речь в данном случае идет не о финансах, а о репрессиях в отношении их собственных граждан. Помогать им в этом мы не обязаны». Официальный представитель швейцарского Госсекретариата по международным финансовым вопросам Марио Туор (Mario Tuor) указал в интервью порталу swissinfo.ch, что и сам Европейский союз вынес более чем негативный опыт из попыток на деле реализовать систему автоматического обмена банковскими данными. Это однозначно следует из соответствующего доклада, опубликованного недавно Брюсселем. Начать с того, что такую систему пока ввели не все государства ЕС. А там, где это произошло, власти зачастую не в состоянии переработать обрушившуюся на них информационную лавину. «Многие терпят поражение, предпринимая всего лишь попытку проанализировать эту информацию на предмет характера содержащихся в ней данных. А ведь львиная ее доля касается честных людей. И требуются воистину титанические усилия для того, чтобы выявить тех, кто на самом деле уклоняется от налогов. Не говоря уже о том, что информация поступает во всех возможных, часто несовместимых между собой, форматах», - резюмирует М. Туор.
Договоры должны соблюдаться
А вот система «налога на сбережение» позволяет добраться до каждого, потому что соответствующая сумма «просто снимается со счета, не говоря уже о том, что в данном случае налогооблагаемую базу составляют не только проценты на капитал, но и дивиденды по акциям и прочие формы доходов. В случае автоматического обмена обеспечить такой охват невозможно. Кроме того, усилия по расчёту такого налога не ложатся на плечи замученных иностранных властей, но остаются на усмотрение аккуратных швейцарских банков», - указывает М. Туор на, - с его точки зрения, - решающее преимущество системы взимания «налога на сбережение». Он убежден также, что такой анонимный налог был и остается самым разумным решением, причем, что очень важно, еще и с точки зрения уголовно-правовой. Нельзя ведь просто взять и выдать соответствующим странам клиентов банков, пусть даже они и в самом деле не уплатили со своих капиталов всех налогов. Потому что тогда бы мы имели дело с нарушением условий заключенного договора оказания услуг. А среди этих условий, при открытии счета, всегда оговаривается, что банк обязан сохранять тайну вклада и персональной информации», - подчеркивает М. Янссен. С точки зрения профессора П. Кунца система взимания «налога на сбережения», в самом деле, учитывает обязанность банков четко выполнять условия заключенных с клиентами договоров, а потому она является «довольно рациональной концепцией», но особенно, если речь идет о проблеме легализации «черных капиталов», размещенных в Швейцарии в прошлые годы и десятилетия. И если в будущем придется все-таки от такой системы отказаться, то тогда Швейцария должна будет договориться с иностранными государствами относительно проведения своего рода генеральной амнистии для затронутых владельцев таких счетов.
Амнистия
А вообще, считает профессор Кунц, переход к автоматизму неизбежен, «ведь нам, в конечном итоге, должно быть совершенно все равно, как, скажем, германское государство обращается с собственными налогоплательщиками. Если страна плохо обходится со своими же гражданами, то это не наша проблема, а проблема германских граждан, которые могут, если захотят, изменить ситуацию при помощи политических инструментов, имеющихся в их распоряжении». Впрочем, признает ученый, одна проблема, все-таки, для швейцарских банков останется. «Если банки начнут передавать информацию, например, в Германию, то тогда налоговые ведомства этой страны наверняка захотят узнать, когда был открыт тот или иной счет – сегодня, вчера или сорок лет назад». Решить проблему «старых капиталов» можно было бы, по его мнению, «либо взиманием «налога на сбережения», либо, опять же, проведением налоговой амнистии».
Андреас Кейзер (Andreas Keiser), swissinfo.ch Перевод с немецкого - Игорь Петров.
http://www.swissinfo.ch/rus/detail/content.html?cid=34706882
Вернуться назад
|