Неадекватность в экономической сфере жизнедеятельности.
В каждой сфере деятельности общества сформировались и продолжают расти серьезные, глубинные трудности. Однако, эти трудности обществом не решаются, общество закрывает глаза на их существование и продолжает катиться по наклонной в сторону деградации. Для того, чтобы это увидеть, возьмем основные сферы жизнедеятельности общества, проанализируем их состояние и проследим существующие тенденции.
1. Неадекватность в экономической сфере жизнедеятельности.
Разные теоретики от экономики много пишут про разные экономические системы. Миллионы людей по всему миру завязаны в бесконечных прениях, выясняя какая-же из этих систем является лучшей. Это все глупости. Нет сегодня никаких экономических систем. Говорить о существовании экономической системы возможно только в том случае, если экономика является элементом надсистемы, то есть общества и выполняет те функции, которые общество ей назначило. Пожалуй, лишь в некоторой степени к тому, чтобы называться экономической системой, приближалась экономика СССР в определенный период его существования. Сегодня же, исходя из этого критерия, никаких экономических систем в мире не существует.
Всматриваясь в саму экономику, взглянем на финансовый сектор. Финансовый сектор превратился, фактически, в надсистему для всей экономики и все больше вторгается ненужным посредником в совершенно не экономические области деятельности (здравоохранение, образование и т.д.). Не экономика определяет назначение финансового сектора, а финансовый сектор определяет назначение экономики, и все больше жизнь всего общества. Очень часто можно слышать трескотню политиков о том, что не хватает денег на какие-то необходимые обществу проекты и социальные нужды. Это вот как раз демонстрация того, как разумное видение мира сужается до примитивного. Причем, речь идет не о тех людях, кто это говорит, а о тех людях кто этому верит. Вообще, в общественнном сознании с деньгами произошла удивительная метаморфоза, впрочем, об этом будет в заключительных выводах. Возвращаясь к финансовому сектору, просто заметим, что этот сектор содержит огромное количество людей (притягивая при этом новых) занятых совершенно бесполезной и даже вредной для реальной экономики и всего общества деятельностью. При этом остается неясным как долго еще остальное общество будет находиться в зомбированном состоянии, кормя и обслуживая этих паразитов, и продолжая внимать их бессмысленным и малопонятным заклинаниям.
Прогрессивная экономическая братия на своих международных экономических тусовках и заседаниях признает наличие глубоких проблем в экономике и озабочена их влиянием на общество. Однако эта озабоченность больше похожа на стеб над общественным мнением. По крайней мере, вполне можно так считать наблюдая полное отсутствие действий направленных на изменение ситуации на системной основе. Возможно, причина заключается в нежелании тусовки перестраивать сложившиеся связи, возможно из-за того, что они не представляют как это сделать. Твердо очевидно одно: глубинные проблемы не решаются. Все принимаемые сегодня меры это меры по переносу этих проблем в будущее, в расчете на то, что решать их будет кто-то другой или все разрешится само. Собственно, весь этот бубнеж на всех этих форумах о деньгах, процентных ставках, ликвидности, финансовых инструментах и прочих деривативах бубнится просто для запудривания мозгов простым людям. Проблемы экономики решаются за ее границами, а именно тогда, когда обществом будут поставлены правильные цели, и экономика превратится лишь в один из инструментов для их достижения.
Подытоживая, можно сказать следующее: экономика, как сфера деятельности сегодня несостоятельна, а смысл экономической деятельности людьми не понимается начисто.
Деградация в социальной сфере жизнедеятельности.
Для начала нужно немного описать эту сферу, так как если с пониманием содержания экономической сферы жизнедеятельности у большинства людей, в общем, все в порядке, то на вопросы о том, что представляет собой социальная сфера жизнедеятельности большинство людей ответить затрудняется. Собственно, затруднения с ее пониманием испытывают даже главные государственные лица, предлагая привлечь в нее бизнес и создать там “живительную конкуренцию”.
Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и те отношения между ними, которые возникают в ходе воспроизводства обществом самого себя. Есть еще определение: совокупность социальной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми. Понятного мало, конечно, что в первом, что во втором определении.
Вообще, к слову, многие гуманитарные науки в этом плане неслабо загоняют. Вместо того, чтобы добиваться интуитивной понятности своих определений, да и вообще предмета своего изучения для большинства людей - они делают так, что большинство людей испытывает предельное отвращение сразу после первого знакомства с ними. Едва лишь взглянув на подобные определения... Есть такое предположение, что люди которые наполняют эти науки, специально пичкают свои труды разной терминологией, стремясь сделать их как можно малопонятнее для простого смертного весомее в научном отношении. Это глупое и ненужное занятие, наука работает не ради самой себя, а ради всего общества. Какой смысл в существовании научных трудов, которые в состоянии осилить лишь незначительная часть людей (к тому же все более сокращающаяся)?
Возвращаясь к определениям. По первому определению можно сказать, что раз уж речь идет о сфере деятельности общества, то и определять ее нужно не через отношения, а через деятельность. Также видится, неправильным акцент на социальных общностях. Социальные общности рождаются и умирают, это формы, у них есть свой срок жизни. Сегодня в цивилизованном обществе не получится найти такие социальные общности как род, племя и т.д. Исчезли даже такие огромные социальные общности на которых выстраивались теории общества - исчез пролетариат, исчезло крестьянство и т.д. На протяжении совсем небольшого отрезка времени значительную трансформацию претерпела и претерпевает семья и т.д. Второе определение тоже ясности не добавляет - вместо одного непонятного феномена возникает сразу три. Поэтому, нужно оставить в покое все эти устойчивые общности со связями и попытаться простым человеческим языком объяснить - что же из себя эта сфера деятельности представляет.
Итак, в самом общем плане социальная сфера жизнедеятельности это деятельность людей направленная на сохранение и воспроизводство общественной жизни. Традиционно к этой сфере причисляют здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение. Хотя, например, деятельность органов внутренних дел, вполне можно причислить к социальной. Так как их деятельность тоже направлена на сохранение общественной жизни, только с “обратной” стороны - через недопущение или наказание за антисоциальные действия. Поддержанием и совершенствованием условий в которых протекает общественная жизнь занимается жилищно-коммунальное хозяйство тоже зачастую причисляемое к социальной сфере. Это вызывает сомнения, так как в вышеперечисленных областях люди вступают во взаимодействие друг с другом, а в ЖКХ такого взаимодействия нет.
Социальная деятельность, вопреки сложившимся в нашем обществе представлениям, это прерогатива не только государства. Здесь как-раз таки не нужно полностью подчиняться патерналистским настроениям и сидеть на жопе ровно в ожидании помощи целиком полагаться на милость государства. Общественные организации и тем более добровольные объединения простых граждан куда-как мобильнее и динамичнее в плане решения каких-то социальных вопросов локального характера. Тут есть подвижки, например самоорганизация штаба в Москве по оказанию помощи задержанным во время демонстраций, или практически мгновенная организация волонтерских движений для оказания помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае, показывают на освобождение от патерналистских настроений и зарождение разумных социальных отношений. Собственно, в интересах общества, государству не нужно гасить эти инициативы, а нужно поддерживать их, или хотя бы не мешать.
Однако, это капля в море. В целом общество плывет по течению под воздействием разрушающих его процессов. Осознанного понимания того, что такое социальная деятельность, что такое общество, почему оно должно воспроизводиться и развиваться у людей нет. Общественная жизнь кое-как идет под воздействием традиций и стереотипов, ее сознательное конструирование практически отсутствует. Здравые завоевания советского общества в социальной сфере, такие как общедоступное и качественное образование, разнообразное культурное развитие молодежи, доступная медицина, и др, продолжают стремительно деградировать, а новых завоеваний в этой сфере общество не приобрело. Деньги, материальные ценности прочно заняли место в общественном сознании и заставляют людей добывать их там, где их добывать не нужно. Образование профанируется: за деньги и ради денег люди дают и получают образование, и слабо себе представляют для чего еще оно может понадобиться как не для их зарабатывания. Досуг и обще-культурное развитие детства и юношества все больше приходят в упадок, потому что финансовые потоки обходят эти виды деятельности стороной как бесперспективные. Врачи на госслужбе, будучи поставлены государством в такие условия, что не принимая от пациентов “благодарностей” можно забыть о нормальном существовании, эту благодарность принимают. И похоже, уже даже перестают сомневаться в неправильности таких действий. Если вести речь о частной медицине - тоже нет никакой уверенности в том, что там тебя именно лечат, а не вытягивают деньги. Органы внутренних дел все больше закрывают глаза на проявления антисоциальных действий: беззаконие власть имущих и имеющих деньги стало уже обыденным явлением. Зацикленность на материальных ценностях среди прочих вмешивается даже в такие могучие феномены, как инстинкт размножения, который люди обуздывают по надуманным во-многом соображениям. И т.д., можно привести еще много примеров деградации социальной сферы.
Почему так?
Люди неразумны - это самый общий ответ. Если перейти на более частный уровень то ответ таков - люди не осознают общества и его институтов, представление об этих понятиях кусочны и обрывочны. При слове “общество” люди не видят в нем себя и своих интересов, поэтому, не возникает смысла прикладывать свои усилия в этом направлении.
Во-многом это происходит по причине неразвитости абстрактного мышления, тяжело управляться с абстрактными понятиями. Массовому сознанию нужно что-то конкретное, чтобы зацепиться, вот например, семья. Хотя это тоже абстрактное понятие, семьи в реальности не существует, однако оно не совсем абстрактное, элементы составляющие это понятие (муж, жена, дети) вполне конкретны, их можно пощупать и даже поговорить с ними. Общественному сознанию удалось взять этот барьер, осмыслить это понятие и уложить его в систему ценностей. Легло хорошо и прочно, ценность семьи признает каждый нормальный человек. А вот дальше у подавляющего большинства людей дело пока не идет. Понятие “общество” - это пустой звук практически для каждого, и осмыслять его людям крайне непросто, (это ощущается прямо физически) - здесь уже потрогать нечего и поговорить не с кем, чего-то конкретного связанного с этим понятием нет.
Вот поэтому, все то, что происходит за пределами круга семьи мало кого интересует. Деградация социальной сферы с которой люди сталкиваются каждый день – никого не пугает и не заставляет задуматься. Людям кажется что все это пройдет мимо и уж их-то – точно не затронет, или вообще все само собой образуется. Не образуется… И затронет, еще как затронет. Не поможет даже пистолет под подушкой (чего добиваются активисты легализации огнестрела, думая защитить себя и свою семью от ухудшающейся ситуации в обществе). Неужели для того, чтобы начать думать нужно дождаться прихода уже системных катастроф, которые сполна затронут каждую семью?
Деградация политической сферы деятельности
Политика (греч. politikē) - искусство управления государством.Вообще, здесь нужно уточнить, государство слово русского происхождения, изначально слово соотносилось с понятием “полис”, распространенной в древней Греции формой организации общественной жизни. Полисы в Древней Греции были самыми разными, от совсем небольших с населением в несколько сотен человек, до такого полиса, как Афины, с численностью населения больше 100 тыс. человек. Полис это общество в миниатюре, уникальная в каждом случае организация людей занимающихся разными видами деятельности в одно целое. В лаконичности и одновременно емкости данного определения грекам конечно не откажешь - предельно просто и предельно понятно. Для сравнения, вот определение из новейшего философского словаря: политика - сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. Норм определение, чо. Две тысячи лет прошло, а выражать свои мысли “новейшие философы” стали так, что Аристотель выгнал бы их нафиг овец пасти. Смысл понятия не раскрыт, все нагромождено и запутано. Греки понимали необходимость устанавливать связь слов с существующей реальностью, новейшие философы громоздят свою собственную, никому кроме них непонятную. Возможно, впрочем, что и им самим тоже.
Возвращаясь к определению.Государство в общепринятых представлениях - надстройка созданная и поддерживаемая обществом с целью эффективного служения его интересам. Нужно знать и помнить об этом, а то есть риск скатиться в обслуживание интересов государства, а потом и его управленческого аппарата, как это происходит сегодня. Таким образом, можно дать более правильное определение политики - в самом общем плане, это деятельность людей по выявлению, оформлению и реализации интересов общества. Здесь однако есть один нюанс. Интересы общества, это все конечно крайне пафосно и внушает, но эти интересы тоже нужно фильтровать и отслеживать, нельзя слепо идти на поводу интересов большинства, иначе такое движение очень быстро закончится вместе с самим обществом. Например, сегодня, большая часть общества обеими руками проголосует за то, чтобы вообще никуда не двигаться. Объединяющий все общество интерес сегодня это сбежать от вызовов реальности и забыться в состоянии эмоционального комфорта.
Политика - это непросто. Это умение балансировать на тонкой грани под напором общественных интересов; умение определять приоритетные в данное время интересы и не ущемлять при этом остальные; это умение разрешать конфликты интересов; умение увидеть интересы там, где их никто не видит; умение соединять интересы и синтезировать из них общие; это умение прозреть в будущем те общественные интересы, которые пока никому не видны и шаг за шагом приближаться к ним не бросая начатое под давлением обстоятельств. Это умение избегать абсолютных оценок и категоричных наклонений там где они не нужны и бить ими наотмашь там где это требуется. Политика это умение видеть события как результат взаимодействия двух и более сил. Политика это умение всюду видеть системы и комплексы и выстраивать их там, где их не хватает. Политика это искусство видеть и слышать людей дальше и глубже произносимых ими слов, это умение превратить заблуждающегося врага в верного делу развития соратника и увидеть в соратнике врага мешающего развитию. Etc...
Что можно сказать с уверенностью - нет сегодня никакой политики и никаких политиков, все запущено в этом плане. Сегодняшние “политики” это не политики, они вряд-ли обладают хотя бы парой-тройкой из перечисленных качеств. О комплексе и говорить нечего. У большинства сегодняшних политиков мозг заплыл жиром и главная мозговая функция нарушена omnino et modo irrevocabili. На руководящих постах эти “политики” десятилетиями имитируют деятельность на благо общества, являясь фактически деятельными лишь в вопросах личных интересов. Внимание, факт: большинство сегодняшних политиков просто тупы, для того, чтобы грести под себя - мозгов много не нужно. В силу тупости политиков и весь государственный институт сегодня настолько тяжел и неповоротлив, что реализовать какие-то нужные и полезные обществу проекты - просто невозможно. Любые здравые проекты и инициативы глубоко и безвылазно тонут в бюрократической трясине, в которой погряз весь государственный аппарат. Простые и рутинные вещи, вроде отчетности о бизнес-деятельности, получения в кабинетах каких-то справок или оформление каких-то документов, все то, что должно быть отработано в считанные минуты по факту представляет собой жесткий многодневный хардкор, выматывающий нервы и самое главное - отнимающий время жизни. Государство с завидной периодичностью меняет формы отчетности и документации, вносит бесконечные поправки в законы, обновляет разного рода инструкции - за всем этим потоком изменений уследить просто невозможно. Невозможно не ужасаться глядя в век компьютеров и Интернета на всю эту бюрократическую бумажную тягомотину появляющуюся при необходимости решения самых простых вопросов. Системная информатизация данных во всех областях деятельности, переход к электронным госуслугам, максимальное сокращение сроков выдачи документов, максимальное упрощение отчетности бизнесу - все это вопросы самого насущного характера.
Внешняя политика характеризуется отсутствием самостоятельной внятной стратегии и вяло плывет в кильватере происходящих событий. Авторитет и определенное влияние России в международных отношениях держатся лишь на остатках военной мощи бывшего СССР. Большинство внешне-политических завоеваний Советского Союза растрачены, большинство союзников потеряно, а единственным направлением, на котором присутствует активное движение, является лоббирование интересов добывающего сектора, уж тут олигархия и сросшаяся с ней государственная мафия своего не упустят. Что касается всего остального - то называть это внешней политикой нельзя. У страны нет своей позиции, нет цельного комплекса интересов, нет своей идеологии, на которую нужно опираться и говорить правильные собственные слова. Сегодня, Россия говорит чужими.словами. Нетрудно представить веселье работников госдепартамента США слушающих это неуверенное бормотание о правах и свободах. Ганьба!
Подытоживая. Ни одного крупного достижения ни во внешней политике ни во внутренней наше общество в последние десятилетия не завоевало, а достижения завоеванные обществом ранее - тупо про#@*ло. Во всех сферах деятельности налицо тренд к бездумному копированию и внедрению западных моделей: в экономике, в культуре, в социальной сфере. Самостоятельного поиска, самостоятельных усилий в определении и реализации именно собственных идей и интересов в обществе наблюдается все меньше и меньше. Смысл политической деятельности людьми не понимается начисто.
Деградация духовной сферы деятельности
Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем,
имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе на основе
каких-либо ценностных моментов и ради них.
Николай Лосский,
«Ценность и бытие»
Духовная сфера деятельности. - это деятельность людей направленная на осмысление и распространение в обществе духовных ценностей. Довольно много людей, услышав слова “духовные ценности” скептически ухмыляются, однако делают они это совершенно зря. Ценности существуют и именно они лежат в фундаменте любого общества. Более подробно о том, что такое ценности будет расписано ниже, а также будут выделены причины, исходя из которых можно утверждать о деградации духовной сферы.
Сначала, уже традиционно, можно сказать о заморочках, которые отмечаются при понимании этой сферы деятельности. Так, к ее институтам обычно причисляют науку, хотя делать этого совершенно не нужно. Наука, в первую очередь, занимается объяснением окружающего мира, а не производством и распространением духовных ценностей. Науку имеет смысл выделить в отдельную 5-ю сферу деятельности общества (науке и неполадках в ней будет посвящена 5 часть).
Что такое ценности?
Ценности - некие внутренние предпочтения, которые влияют на поведение человека. Ценности неразрывно взаимосвязаны с мотивами и существуют в комплексе. Именно мотивы и ценности оказывают первичное влияние на действия человека и рассмотрение любых человеческих действий нужно начинать с рассмотрения мотивов и ценностей. Возможно, в будущем, науки изучающие человека и общество продвинутся дальше, установят и дадут названия новым опорным конструкциям от которых берет начало человеческая деятельность, однако на сегодняшний момент мотивы и ценности являются единственным общепризнанным фундаментом, отталкиваясь от которого ведется изучение поведения человека и жизнедеятельности общества.
Как появляются ценности?
Изначально у человека появляются определенные абстрактные представления о модели личностного поведения. Эти представления еще не являются ценностями, как думают некоторые психологи и социологи. Для того, чтобы эти представления превратились в ценность, необходима их проверка в условиях реальной жизни. И лишь тогда, когда эта проверка произошла, когда человек на собственном опыте убедился в правильности выбранной модели поведения, после того, как он получил от психики положительное подкрепление выбранной модели поведения, только потом из этих абстрактных представлений формируется ценность которая становится частью мировоззрения. Мировоззрение человека с приходом новой ценности расширяется, вокруг ценности кипит интенсивная деятельность - происходит ее осмысление. Устанавливаются новые связи с уже известными ценностями и мотивами, образуются новые смыслы, возникают новые цели. Идет процесс внутреннего развития.
Почему ценность “ценна”?
Потому, что с самого начала, начиная с того момента, как человек поселил в сознании некие представления о своем поведении в той или иной ситуации и до того момента, когда он увидел в реальности результат и получил от психики “вознаграждение” - весь этот путь пройден им самостоятельно. Человек самостоятельно акцентировал внимание на чьем-то поведении в кино, книге или при общении с друзьями. Самостоятельно долгое время размышлял и примерял на себя, то как он будет действовать в похожем случае. Самостоятельно в нужной ситуации все-таки решился и сделал выбор в пользу обдумываемой ранее модели поведения. Все с самого начала пройдено и достигнуто самостоятельно, исключительно путем своего собственного труда и усилий.
Все, что сказано выше о ценностях, относится лишь к осознанной постановке личных устремлений, ценности становятся “ценными” лишь в результате осознанного поведения. Лишь проходя самостоятельно этот непростой путь и на личном опыте убеждаясь в реальности ценностей человек в конце концов делает свою жизнь осмысленной - он увязывает в одно целое свои ценности и мотивы, он знает чего хочет, что ему нужно и к какому результату приведут его действия. Большая же часть людей в современном обществе довольно далеки от этого, и вообще, по уровню своего внутреннего развития не вышли из детского возраста - они инфантильны и эгоцентричны, а число осознанных и осмысленных ценностей у них можно пересчитать по пальцам. Все остальное чем руководствуются в своих действиях современные люди нельзя называть ценностями. Основой мировоззрения человека в современном обществе является потакание эмоциональным импульсам и желаниям, стремление к эмоциональному комфорту. Мотивы весомого числа действий совершаемых людьми непонятны даже им самим, не говоря уже о том, чтобы обрисовать эти мотивы словами. Заглянуть внутрь себя, исследовать себя, выявлять и устранять свои недостатки, совершенствоваться в положительных качествах - для большинства людей все это очень далеко от протоптанных тропинок которыми ежедневно ходят их мысли. При этом, смутные и неясные ощущения неправильности происходящего периодически у людей все-же возникают, однако разобраться и внести ясность в эти смутные ощущения у людей не хватает желания и настойчивости. Все уныло в этом направлении, большинство людей откладывает все решения на потом, многие даже не знают о наличии собственнного внутреннего мира, а отдельные деградирующие открыто отказываются исправлять свои недостатки, находя опору в неправильно понимаемых высказываниях, типа: “Я такой/такая как есть. Ломай Принимайте меня полностью”. Собственно, именно в условиях когда отсутствует духовное развитие только и могло сформироваться общество потребления. Люди потому стремятся к приобретению новых вещей, что их внутренний мир не приносит им радости. Потому что отсутствуют внутренние достижения и открытия, потому что отсутствует внутренний поиск. Покупка новых вещей на короткое время спасает ситуацию, однако чувство новизны от обладания вещью постепенно притупляется и человек устремляется за новым фетишем...
С чьей-то легкой руки в социологии, психологии, да и вообще в повсеместном употреблении сложилась практика использования словосочетания “система ценностей”. Очень правильная практика с далеким прицелом. Неизвестно чья это задумка и когда она вошла в жизнь, но человек который придумал это словосочетание - безусловно, значительно опережал свое время. Суть в том, что практика употребления этой словесной конструкции хоть и сложилась, однако подавляющему большинству людей, как сказано выше, непонятно ни что такое ценности, ни что такое система, ни уж тем более то, что стоит за синтезом этих двух понятий. И хоть некоторые вполне в состоянии формально растолковать содержание этих терминов, от просто слов до понимания на уровне мировоззрения - довольно большое расстояние. Именно с “системой ценностей” в сознании на протяжении вообще всей человеческой истории жили лишь единицы. Человеку будущего еще только предстоит осуществить огромную внутреннюю работу: осмыслить ценности и увериться в их реальности, сложить из этих ценностей систему и идти по жизни отталкиваясь от выстроенного своими собственными усилиями. Твердо зная в каждый момент времени, что правильно, что неправильно; что нужно, а что нет; быть готовым к любым радостям и неприятностям. Человек будущего - это творец самого себя в прямом смысле этого слова.
С ценностями сегодняшнего общества сложилась следующая ситуация. Эмоциональные ценности предыдущей эпохи больше не способствуют духовному развитию общества, уровень на котором они работали пройден и вычерпан полностью. Сегодня уже происходит перегиб при распространении этих ценностей, идут процессы их деформации и искажения. Общей характеристикой всех общественных институтов занимающихся распространением ценностей (религиозные институты, различные виды искусства) является то, что их деятельность становится все более неадекватной, все сильнее отрывается от своего назначения и от реальности.
Религия
Религиозные институты (независимо от вида религии) сегодня осуществляют экстенсивное накачивание общества ценностями предыдущей эпохи, призывают к любви и смирению, пропагандируют давно устаревшие догмы. При этом, нетрудно увидеть, что эта деятельность становится все более масштабной, навязчивой и даже агрессивной, характеризуясь при этом практически полным отсутствием положительных сдвигов. Здравомыслящим людям претит подобное бестолковое накачивание, подобная одержимая деятельность есть признак неразумности. Разумный человек находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, отслеживая сигналы обратной связи от своих действий. Если от действий нет ожидаемого эффекта, значит есть какой-то просчет в представлениях человека об окружающей действительности. Разумные люди корректируют свои представления и ищут другие пути и решения, деятельность же сегодняшних представителей религии отличается практически полным отсутствием ее осмысления, а их мышление - лютой степенью догматизма и средневекового невежества.
Искусство
Искусство это область деятельности с растянутыми во времени результатами. Отдельные результаты творческих усилий оказываются востребованны в обществе столетиями, а то и тысячелетиями. Люди, например, до сих пор слушают оперы и симфонии 18,19 веков, читают произведения Шекспира и Данте, восхищаются красотой античных статуй и т.д. Если искусство идет в неверном направлении, результаты этого тоже не быстро проявятся, хотя мерять столетиями уже не придется.
Сегодня искусство все более утрачивает ряд одних своих функций и чрезмерно раздувает другие. Нет баланса функций, нет системного воздействия искусства на общество. Социальное, воспитательное и познавательное воздействие искусства сегодня уже мало и продолжает снижаться, зато чрезвычайно раздувается его гедонистическое воздействие. Это есть ответ искусства на востребованную среди людей потребность к эмоциональному комфорту. Люди идут в театры, на концерты, в кино не для того, чтобы увидеть, задуматься, осмыслить что-то новое и обсудить потом друг с другом. Они идут за тем, чтобы получить удовольствие и убить время. Многие виды искусства погрязли в пережевывании эмоциональных ценностей, и в этом плане их деятельность не сильно отличается от деятельности религиозных институтов - это повторение хорошо уже всем известных истин. Любовь, например, замылили до предельной степени, причем, чем сильнее ее качают с экранов, страниц и подмостков - тем менее видно ее среди людей в реальной жизни. Вместо любви все более наблюдается старательное воспроизводство стереотипов и штампов массовой культуры, а редкие проявления настоящей любви иногда просто не находят понимания.
Отдельно, нужно отметить такую тенденцию в исторически новых видах искусства, как довольно явственный откат к пропаганде ценностей значимых в ту эпоху, когда в отношениях между людьми преобладало право сильного. Особенно это касается современного киноискусства, и еще более особенно - его гегемона в лице американского кинематографа. Американское кино вообще не отличается широким разнообразием поднимаемых тем, однако, в последнее время, ситуация стала уже предельно нездоровой. Значительное большинство кинопродуктов в той или иной степени нагнетает атмосферу страха, насилия, ненависти и боязни, пропагандирует культ силы в отношениях между людьми и необходимость постоянной борьбы за существование. При всем этом, реальный мир пока еще отличается от создаваемого в кино и пока еще живет по другим правилам, но долго ли это будет продолжаться? Накачиваясь подобным образом, общество рано или поздно перейдет критическую черту и сложившиеся в сознании людей представления потребуют выхода. Учитывая, что данное направление является магистральным в американском киноискусстве, а само киноискусство, пожалуй, наиболее массовым и влиятельным видом искусства среди остальных - можно с уверенностью говорить о тупике в развитии искусства и того общества, которое его рождает. Америка, перед которой коленопреклоняются некоторые недалекие граждане, болеет весьма серьезно и на самом глубинном уровне. Вся сегодняшняя мощь Америки и всего Запада вдребезги рассыпается при системном взгляде на западное общество и чуть более далеком проецировании процессов текущих в нем сегодня...
Еще одним наблюдаемым феноменом, довольно сильно взаимосвязанным с предыдущим, является тенденция к полному отрыву поднимаемых искусством тем от окружающей действительности. Это касается уже не только кинематографа, но и литературы, изобразительного искусства, игровой компьютерной индустрии. Литература в целом беднеет большими и серьезными произведениями и прирастает всяким одноразовым ширпотребом не требующим мыслительных усилий для понимания. Авторы подстраиваются под мировоззрение массового читателя, это дает бонусы к продажам произведения, но, как правило лишает его художественной ценности. Научная и социальная фантастика, например, будучи крайне популярными каких-то полвека назад сегодня практически исчезают как жанры. Если, довольно много фантастов начала и середины 20-го века заглядывая в будущее отталкивались от современных на тот момент научных достижений, а социальные фантасты старались увидеть человека в будущем, предположить какими будут его ценности, как изменятся взаимоотношения людей в необычных и суровых условиях космоса и других планет, как люди будут вести себя при встрече с иным разумом, то сегодня ситуация поменялась. Твердая научная фантастика и попытки осмысления социальных отношений вытесняются из искусства, а их место занимают примитивные фэнтези, хорроры, боевики и прочая сказочная дребедень лишенная любых точек соприкосновения с реальностью. Причем, лишенная даже тех функций, которую несут детские сказки.
Детская литература и все те направления искусства, что связаны с развитием детства и юношества находятся в серьезном упадке - практически ничего нового и стоящего в этом плане за годы прошедшие с развала СССР не родилось. Есть очень неплохие и толковые произведения, но их единицы и они теряются в массе ширпотреба и произведений чужих культур. Это тревожный знак, особенно на фоне того подъема в искусстве, который был в последние десятилетия существования СССР. Именно в этот период, в искусстве, особенно в детском направлении рождались по настоящему ценные произведения. Ряд фильмов и мультфильмов того времени дети до сих пор смотрят с удовольствием и, что важно, они по прежнему несут в себе воспитательный, познавательный смысл. На 1-е сентября, на детских утренниках и представлениях, в детских театрах до сих пор играют песни написанные в советское время. Даже в современных китайских игрушках встречаются популярные мелодии известных детских песен советской эпохи. Советский Союз оставил в качестве наследства не только фабрики с заводами которые прибрали в частные руки всякие жулики и проходимцы. Он оставил и весомое культурное наследство, ценность большей части которого нельзя недооценить. Именно это наследство во-многом сдерживало и пока еще сдерживает окончательную победу культурной безвкусицы, пошлости, примитива, откровенного вреда, вообщем всего того, что всплыло и плавает на поверхности культурной жизни на протяжении уже целого поколения.
Деградирует изобразительное искусство. Разрывается преемственность с классикой, уходит душа из творчества и смысл из произведений. Тренд современного изобразительного искусства лежит в том, чтобы быть непонятным, эпатажным и шокирующим. Современные художники все менее стремятся коснуться зрителя, отразить в картине пропущенные через себя впечатления, переживания, оставить часть себя на полотне. Стараниями недоразвитых и закомплексованных граждан массовую популярность обретают картины психически больных людей. Разрастаясь модными техниками, сочиняя для себя новые названия, впаривая людям пышную бутафорию, которую те не в состоянии распознать в силу своей неразумности - подавляющая часть всех этих новых направлений не несет в себе правильного содержания. Все эти ново-модные веяния в изобразительном искусстве, все эти арт-брюты и поп-арты, аутсайдерские течения, примитивизмы и пр. перфомансы, в которых смещен акцент на формальную сторону действа и произведений - это не истинное искусство.
Деградирует музыкальное искусство. Огромное количество стилей и направлений существующих сегодня не должны вводить в заблуждение и заставлять думать что музыка сильно шагнула вперед, по сравнению с прошлым. Музыка сильно преуспела в разрастании своей структуры и формы, в техническом плане, но вовсе не в своем внутреннем содержании. И хоть, за последнее столетие наблюдались весьма серьезные попытки развить и обогатить фундамент классической музыки: возникали отдельные направления такие как симфонический рок; возник жанр рок-оперы. Например, весьма продвинутой как в плане музыки, так и смысловой нагрузки и взаимосвязи с с реальностью была рок-опера “The Wall” группы Pink Floyd. Однако, новые направления не расширялись далее, либо вообще умирали не успев родиться - массовый вкус требовал иного “творчества”. И оно не замедлило прийти. Плеера, экраны и концертные сцены заполнены примитивными формами музыки и песни, отчетливо видны процессы упрощения мелодии и текстов в песнях, композиторы все более прогибаются под массовый вкус. При этом, подавляющая часть людей, которая этим “вкусом” обладает, вообще не видит в музыке необходимую составляющую духовного развития человека. Современные люди не в состоянии правильно понимать и чувствовать музыку и песню - воспринимать через них духовный мир и переживания человека их создававшего, находить в них нечто новое для саморазвития. В свою очередь и увидеть нечто новое и стоящее в современной музыке сегодня становиться очень непросто. Сегодня лишь единицы поэтов, композиторов и исполнителей наряду с небольшой частью общества которая их слушает не текут в этом потоке массового безвкусия и бессмыслицы.
Мало чего стоящего может предложить компьютерная игровая индустрия. Собственно, те люди которые придумывают компьютерные игры в большинстве своем не понимают значения игры и игрового процесса для человека. Идея, смысл, приближенность игр к реальному миру уходят из них, оставляя доминанту формы над содержанием и упор на действия без осмысления игрового процесса. Сегодня отчетливо видны тенденции упрощения содержательной составляющей игр, по сравнению даже с тем, что было в играх 90-х и начала 2000-х. Все сильнее в идейной и смысловой составляющей игр проявляется стремление людей разрушать, а не созидать. Все большую популярность в сравнении с другими жанрами обретает action, разнообразный своими поджанрами, но с одной и той же конечной целью - убить врагов и выжить самому. Все популярнее становятся бессмысленные онлайн-игры со сказочными сюжетами и полным отсутствием конечных внутриигровых целей. Компьютерные технологии в формальном отношении сильно приблизили игры к реальности, графика, физика движущихся объектов в некоторых играх практически не отличается от реальной жизни, однако с приближением к реальности содержательной составляющей игр дела обстоят не очень впечатляюще. При том, что Интернет и уровень технологий открывают перед игровой индустрией грандиозные возможности по ее совершенствованию. Компьютерные игры нужно приближать к реальности, а не отрывать от нее. Если, например, создается автосимулятор, то вполне можно создать какой-то конструктор, который на основе гуглоулиц будет конструировать для игры карты. Таким образом, гоняясь в игре на машинах, люди паралельно могут изучать улицы своего города. То же самое, в принципе, подходит и всяким шутерам. Или, например, разного рода экономические стратегии, вполне можно привязать к реальному миру, собрав информацию о реальных предприятиях в городе, районе, области, р.егионе и развивая их с учетом конкретных потребностей и особенностей каждой территории в режиме постоянной. обратной связи. И т.д., простор для деятельности здесь весьма широк.
Ну и напоследок нужно сказать о том, что объединяет разные виды искусства. Искусство в целом подверглось влиянию денежного фактора. Люди искусства, в отношении которых сложились стереотипы что они не “от мира сего” и в запале творческих усилий забывают про пищу и сон, сегодня большей своей частью очень даже ни про что не забывают. Стремление к материальным ценностям явно доминирует в искусстве и встает в разрез его действительным целям и задачам.
Обобщая ситуацию в духовной сфере деятельности можно с уверенностью сказать, что смысл деятельности по распространению и осмыслению ценностей людьми практически не понимается.
Деградация науки
Сознание и материя являются различными
аспектами одной и той же реальности
(К. Вайцзеккер).
Наука (от древнеруск. “укъ” - учение) - сфера человеческой деятельности направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний о мире. Или, если по простому, наука объясняет устройство окружающего мира. Объяснение делает окружающий мир понятным и дает человеку возможность с ним взаимодействовать, (это нужно отметить особо, в настоящее время до взаимодействия с окружающим миром человечеству еще очень далеко). Собственно, процесс научного познания в своей сути не отличается от процесса обыденного познания - и тот и другой направлены на совершенствование человеком своих представлений о себе и о мире. Просто в науке ученые мужи придумали определенные правила строго очерчивающие рамки и этапы этого процесса с целью не допустить искажений в научных представлениях. Знание этих правил и следование им как раз и отличает научное познание от обыденного.
Прогресс в науке является одним из краеугольных камней всего общественного прогресса, хотя большинство людей в наше время ошибочно отождествляют их, даже сложилась поговорка, что наука - двигатель прогресса. Отчасти это так, однако и здесь должна быть система, двигателем общественного прогресса наука станет тогда, когда будет являться элементом системы состоящей из всех сфер общественной жизнедеятельности.
Наука не всегда была такой как сегодня, и речь здесь идет не о технической вооруженности, а о ценностях и мировоззренческом фундаменте людей которые ею занимались. На протяжении эпох менялось мировоззрение и ценности людей и одновременно с ними менялась наука - менялись ее подходы, методы, парадигмы, менялась научная картина мира. Сегодня с наукой большие и серьезные трудности и первопричина этого лежит в неверном характере мышления, в неверных и искаженных ценностях, в различных недостатках мировоззрения людей. Деятели науки в той или иной степени демонстрируют все те глюки и дефекты которые присущи эмоционально-мыслящим людям. Не будем далеко ходить, прямо из определения возьмем три составные части процесса научной деятельности и рассмотрим их подробнее.
Условно, началом научного познания можно считать наблюдение за миром. (Условно потому, что в этом взаимосвязанном течении событий под названием жизнь не получится однозначно сказать где начало какого-либо процесса, а где его конец. Один процесс всегда цепляется за другой, у любого следствия всегда есть причина). К наблюдению за миром человека подталкивает стремление расширить или углубить уже существующие у него представления, которые он получил в ходе предыдущих наблюдений, к которым в свою очередь его подтолкнуло несовершенство более ранних представлений и т.д. Этап наблюдения более достойно проходят естественные науки, потому что объекты их наблюдения находятся в “объективной реальности”, как любит называть ее наука. В этом случае, если что-то не понятно, то всегда можно посмотреть еще раз. Лимон, к примеру, в этой реальности желтый и кислый для всех людей, процесс деления клеток будет одинаковым как в Америке так и в России, а в результате реакции кислоты и щелочи всегда будет появляться соль. А вот в гуманитарных науках возникают трудности. Наблюдаемые в них объекты и явления ученые описывают всяк по разному, кто во что горазд. С одной стороны понятно, почему это описание вызывает сложности: во-многом это вызвано отсутствием единого описательного и понятийного фундамента исследуемых явлений; каждое наблюдаемое явление или феномен здесь уникальны. Однако, с другой стороны это связано во-многом и с тем, что сам процесс наблюдения искажается из-за особенностей мировоззрения наблюдателя. Наблюдение процесс далеко не простой и далеко не каждый человек к нему расположен, а уж качественное научное наблюдение без вариантов затребует человека определенных качеств. Настоящий наблюдатель подобен буддийскому монаху в медитации; самоотрешен как японский самурай перед харакири; а просветленнные мастера наблюдения вообще становятся тем процессом или объектом за которым сами же и наблюдают. Здесь есть куда стремиться, самоотстранение от самого себя, успокоение мешающих мыслей требуют изрядной практики даже при определенной предрасположенности.
Далее, наблюдаемые факты или явления наука должна сложить в цельную и непротиворечивую картину, в науке эта картина называется теория и вот здесь нужно остановиться чуть подробнее. В современной, да и пожалуй, во всей западной науке подавляющая часть ученых просто не научена мыслить категориями синтеза. И не только в науке - у всех на слуху профессия аналитика, но днем с огнем не сыщещь синтетика, или интегратора. Практически вся западная наука заточена под операцию анализа, это хорошо видно: вся материя разобрана наукой до мельчайшего кирпичика, накоплено огромное количество фактов о самых разнообразных объектах, феноменах и явлениях окружающего мира. Сегодня все это огромное количество фактов и кусочных описаний настойчиво нуждается в большом синтезе. Однако с операцией синтеза в науке серьезные трудности. Работающие теории в науке - это результат прорыва редких одиночек, причем за 6 столетий расцвета западной науки этих одиночек было не так уж и много. Основная же масса людей в науке только и занята тем, что собирает и описывает. Этому есть объяснение: операция синтеза для мышления во-многом сложнее, чем операция анализа, так как требует длительного удержания в сознании определенного перечня объектов, из которых требуется составить цельную и непротиворечивую картину. Операция синтеза по сути является сборкой системы из ряда элементов (объектов, процессов, последовательностей действий и т.д.) и встраиванием ее в иерархию других систем. Здесь реальные трудности у людей, в общении совершенно отчетливо ощущается как трудно у них движется мысль в этом направлении. Тем не менее, все преодолимо, в будущем мыслительная операция синтеза станет для людей такой же привычной как и анализ. У человечества уже появились определенные движения в этом направлении - системный подход (немыслимый без операции синтеза) сформировался в методологии научного познания; системная инженерия помогает людям в строительстве крупных объектов энергетики, промышленности и т.д. Но это частные шаги, необходим массовый переход к системному мышлению. Системы повсюду, мы живем в мире систем и даже свои повседневные действия стараемся выстроить системным образом. Необходимо лишь поставить это дело на сознательную основу. К сожалению, отсутствие системного взгляда на мир, отсутствие цельной и непротиворечивой картины мироздания среди ученых это скорее правило, чем исключение. К примеру, совершенно очевидно, что клетка - это система, понимания этого в биологии нет. Нет понимания целей клетки, нет понимания ее управляющего начала. Да что там, в генетике еще совсем недавно 95% человеческого генома на полном серьезе считалось “генетическим мусором”. Ха-ха, жалкие, ничтожные люди, эволюция смеется над подобной надменной и спесивой самоуверенностью. Вот уж, воистину, отличная картина того, как качества характера влияют на профпригодность.
Далее, нужно отметить еще один важный момент, а именно - связь научных представлений с реальностью. За исключением, пожалуй математики, такая связь должна присутствовать во всех остальных науках - все научные теории должны иметь обратную связь и подтверждаться реальностью. Сегодня это условие все больше игнорируется, а теории становятся “вещью в себе” - формально она может быть выстроена правильно, но стоит соотнести ее с реальным миром и вся ее правильность тут же разрушается. Это касается, например, ряда теорий фундаментальной физики, погрязшей в конструировании нелепых фантомов типа теории относительности или теории струн. А затем весь этот бред массово льется в уши школьникам и студентам. Это вообще удивительно насколько физика, являясь в определённом смысле основой естественных наук, смогла так сильно деградировать за короткое время. Объяснение большего числа проявлений реальности принятое у современных физиков просто рассыпается под натиском обычного здравого смысла.
Еще одним весьма важным моментом, который характеризует всю сегодняшную науку является вытеснение из нее содержания под натиском формы. Формальные критерии оценки новизны и ценности научных трудов, формальная деятельность вместо подлинной вытесняют истинную науку. Формализм проник в науку и разлагает ее, люди пишут шаблонные диссертации, создают в своих работах пустые аналогии, приводят какие-то установления, подсчеты, описания, ссылаются на авторитетов, получают в итоге звания, степени - вот только собственно науки нет в подобной деятельности.
Какие-то безумные рейтинги университетов составляются, типа какой-же университет в мире самый лучший. Наверняка американцы придумали в очередной раз продемонстрировав комплекс неполноценности. Это бред по сути: какой самый главный орган у человека? Какой самый важный элемент в автомобиле? На эти вопросы нельзя ответить, а значит и задавать их не нужно! В науке нет никакого первенства, вся наука это преемственность и взаимосвязанность: открытия совершаются через изучение накопленных знаний и точно также совершенными сегодня открытиями будут пользоваться следующие поколения ученых. Рейтинги, если уж и составляются, то по другим критериям и не с целью покрасоваться первенством, а с целью выявить отстающих.
Дальше хуже. Появилась наукометрия недавно, а в ней появились всяческие индексы. Смысл всех этих индексов в том, что они выступают как таблица оценок для тех кто тупой и не разбирается в предмете, выделяет финансовые средства на научную деятельность. Самим ученым мужам этот индекс не нужен, они смотрят на то, что написано в самом научном труде, на те идеи которые он несет. Однако, те, кто сегодня выдают финансирование в научных идеях не разбираются, но зато хорошо разбираются в цифрах. Выше цифра индекса - значит этому человеку/коллективу можно дать денех. Да, пока все довольно строго, высокий импакт-фактор пока еще у действительно серьезных научных журналов с рецензентами с мировыми именами; да, в некоторой степени индекс цитирования отражает востребованность, новизну и качество научного исследования. Но грантососы далекие от науки и владельцы журналов ищущие финансового благополучия уже ворвались в струю и обрастают индексами. Про индекс Хирша, лучше вообще ничего не говорить, нужно быть совсем тупым, думая что он хоть как-то приближен к реальности. И вообще, со всей этой наукометрией нужно очень осторожно, бездумное использование ее данных чревато для науки.
Отдельно здесь хочется коснуться наших чиновников, которые эту западную систему индексов и рейтингов используют как основание для финансирования науки в своей! стране. Недоразвитые и трусливые люди играющие по чужим правилам - вот кто эти наши чиновники, гнать их нужно в три шеи.
Еще одним моментом, который стоит отметить является отсутствие ответственности среди ученых за собственные действия. Вот, например, соглашательство ученых с корпорациями в деле создания ГМО. Великолепный образец того, как один из принципов научной этики вытесняется меркантильным интересом, а разумная осторожность истинного здравомыслия пасует перед инфантильным любопытством шаловливого детства. В интернетах не смолкают холивары в отношении безопасности трансгенных организмов, доводы обоих сторон в них на самом деле довольно шатки. Противники ГМО зациклились в иррациональных предубеждениях и зачастую демонстрируют незнание многих фактов и процессов; основным же аргументом сторонников ГМО является аппеляция к реальности, дескать, никакого вреда трансгенные продукты не нанесли и вообщее - прямой перенос генов методами генной инженерии ничем не отличается от традиционной селекции. Ключевое здесь то, что ни у первых ни у вторых по прежнему нет ответов на фундаментальные вопросы связанные с пониманием принципов и механизмов работы генома, зато вторые уже вовсю его модифицируют. А еще более ключевое то, что заправляют всем этим процессом не сами ученые, а материально заинтересованные дяди из корпораций. Которые большим чихом чихали на безопасность и научную истину, и когда ГМО все-же вылезет боком, а это неизбежно случится, в случае сохранения текущих тенденций - то те же ученые станут козлами отпущения и генетика буде посажена под замок очень надолго.
Еще одним важным недостатком характеризующим современную науку является то, что она закрывает глаза на факты не вписывающие в сложившуюся картину мира. Это чрезвычайно вредно и глупо и, безусловно, закрывает дорогу к развитию науки. Палеонтология прячет голову в песок от фактов вступающих в противоречие со сложившимися представлениями о миллионах лет эволюции на нашей планете. Историки обходят стороной ряд фактов не укладывающихся в общепринятую картину развития человеческой цивилизации. Физики закрывают глаза на факты противоречащие теории всемрного тяготения, медицина уклоняется от объяснения лечебного эффекта плацебо и т.д. В каждой из наук есть такие теории, которые объясняют какую-то другую реальность, но не нашу. Это неправильно, все факты не вписывающиеся в современные представления подлежат самому скорейшему осмыслению. Не правильно бежать от реальности и прятаться от нее, правильно идти ей навстречу, она сама показывает куда нужно направлять усилия.
Подытожить нужно следующим образом. Перед наукой сегодня стоит огромное количество вызовов реальности - к примеру, насущной проблемой является необходимость освоения новых видов энергии. Бестолковое потребительство уже привело всех жителей планеты к тому, что пройден пик добычи очень многих видов сырья: нефти - на которой выстроена вся промышленность; фосфора - без которого немыслимо промышленное сельское хоязйство; редкоземельных металлов - без которых не обойтись при производстве микроэлектроники и специальных сплавов; в мире острейшим образом стоит проблема связанная с нехваткой питьевой воды, стоит проблема массового загрязнения и т.д.. Весь тот уютный и комфортный мир который создали люди за последнее столетие очень быстро развалится, если не предпринять системных усилий направленных на исправление ситуации. Однако одно нужно понимать твердо:решение всех этих проблем совершенно невозможно без совершенствования мировоззрения, исправления дефектов мышления, корректировки мотивов и ценностей. И это касается не только деятелей науки. Сегодня, в эпоху Интернета, любому человеку открыты все знания человечества накопленные им за всю историю его существования, абсолютно каждый человек руководствуясь правильными ценностями может внести свой вклад в науку и развитие всей цивилизации. Мы живем в удивительное время, человечество стоит на пороге больших перемен и одно можно сказать точно - мир изменится просто невероятно прямо на наших глазах, в ближайшие 20-50 лет.
11.04.2013г.
Продолжение следует
Вернуться назад
|