ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > О советской экономике. Записки очевидца
О советской экономике. Записки очевидца14-03-2013, 19:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Здесь не будет цифр, ссылок и таблиц – это сочинение на произвольно выбранную тему, почти лирика. Есть три факта, которые трудно оспорить. Первый – Советский Союз отставал от США по многим показателям. Второй – Советский Союз опережал США по многим показателям. И третий – по ВВП на душу населения СССР отставал от США и находился на двадцатом месте в мире. Но и США (хотя многие, возможно, удивятся) по этому показателю находились тогда и находятся сегодня только на девятом месте. Данные я привожу по памяти и за 1988-й год. Желающие могут их проверить, уточнить, но опровергнуть принципиально не смогут. Замечу, что уровень ВВП на душу населения не связан прямо с жизненным уровнем населения – это скорее потенциал жизненного уровня (последнее замечание – для любителей считать мобильные телефоны, ПК и джинсы там и здесь). Далее, в комментариях в том числе, я буду говорить только о Советском Союзе, потому как не только в Америке, а вообще за границей не был до 1991-го года, если не считать краткосрочного посещения в 1968-м одной из стран соцсодружества в составе группы. Я всегда стараюсь строить свой рассказ на примерах и комментариях к ним. Поэтому пример первый. Мы все знаем цену хлебу, зерну пшеницы в данном случае. Нашему поколению повезло – мы не голодали. Но наши родители, дедушки и бабушки голодовки переживали неоднократно (если не переживали, то на этом все и заканчивалось). Хлеб – это не только выпечка, это также мясо, сало и молоко. И сто граммов «московской» к ужину, и многое другое, не менее важное, например, пиво или кукурузные хлопья. Тот, кто ездил в советское время за рулем или сидел рядом с водителем, мог заметить, что во время уборочной кампании (битвы за хлеб, как писали газеты) автодороги были усыпаны зерном нового урожая – выдувало его потоками воздуха из открытых кузовов «газонов», «зилов» и «камазов». Прошу также поверить на слово неоднократному участнику битв за хлеб – доказано экспериментально, что в соломе-полове после комбайна оставалось минимум десять процентов урожая. Складываем дороги и полову – получаем результат явно больше пресловутых «пяти колосков», за которые якобы сажали в 30-е. Пример второй – производство металла и металлопроката, черных и цветных. Я работал в районной Сельхозтехнике, склады и открытые площадки которой были завалены сортовым металлом, различным оборудованием, инструментами, приспособлениями и т.д. Трубу, «граненку», «арматурину» можно было брать, просто наклонившись, и тащить домой или обменять на бутылку. Если появлялась на складе «комбайновская» краска, то через месяц половина ворот в поселке была выкрашена этой краской, а хозяева второй половины ожидали следующего привоза. Немного утрировано, извините – понятно, что в поселке были и другие организации, и там тоже были склады. Мне, работавшему электриком в СХТ, ежегодно надо было сдать несколько сот граммов «лома драгметаллов», то есть отработавших свой срок контактов реле и магнитных пускателей. Но советские контакты действительно были самыми большими в мире и потому практически вечными, какой из них лом? В первый раз просто я взял со склада сотню новых пускателей, разобрал, вырубил контакты и отвез их на межрайбазу. Там их взвесили и высыпали на площадке под столбом в контейнер, мне выдали накладную. В последующие годы я уже не курочил пускатели – я набирал в коробку столько, сколько мне надо, из того самого контейнера и нес лом к приемщику. Пример третий и последний – ГСМ и нефтепродукты. Был у нас реальный случай – в одном из хозяйств района остановился пресс-гранулятор, «полетел» подшипник. Естественно, не от «вредительства», а, как говорили, «от обильной смазки». Райком ставит дело на контроль, диспетчерская служба вызванивает родственные предприятия, нужный подшипник находится в Кабаньем, за двести км. Мне, как бездельнику (электрик, напомню), дают чековую книжку, и мы с водителем на бортовом ГаЗ-53 едем в Кабанье. В Кабаньем есть подшипник ценой четыре рубля 30 копеек, у меня есть чековая книжка. Но есть и бухгалтер, который не может выписать товар по чеку на сумму менее пяти (5) рублей. Выпишите, прошу, два подшипника, или трактор, или любую железку – в машине места хватит. Нет, говорят, наряд у вас, молодой человек, только на один подшипник. Хорошо, что я был молодой – поворковал с нестарой кладовщицей, она собственными руками наложила мне в карманы этих и других подшипников сколько поместилось. А так пришлось бы и завтра ехать, еще сжечь центнер бензина. Да, для тех, кто помоложе, поясняю – за деньги, ассигнации и монеты со склада товар не продавали. Можно еще приводить примеры, но лучше давайте сами себя спросим – чего или кого нам тогда не хватало – ума, совести или Сталина с ГУЛАГОМ, чтобы «догнать и перегнать Америку» не только по чугуну и стали, которые мы и сегодня в виде лома им же вывозим? Умом славян бог не обидел, бывают и глупее. Сталина – на всех не хватит, да и в ГУЛАГ все не поместятся. Совести? Единственное место, где еще сохранялось уважительное отношение к хлебу – Ленинград семидесятых, после побывать там мне уже не довелось. Конечно, я не открываю Америку (тавтология здесь уместна), об этом написано очень много трудов-диссертаций учеными-экономистами и политологами (о преимуществах рыночной экономики перед плановой и наоборот)... Но я ведь говорю о другом – о том, что ныне модно называть «человеческим фактором». Или ментальностью? Вернуться назад |