Продолжают накаляться страсти вокруг программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, которая должна быть рассчитана на реализацию до 2025 года. Планировалось, что уже в текущем месяце программа должна была оказаться на рассмотрении в правительстве. Однако официально до кабинета министров документ так и не дошел, забуксовав ещё на стадии предварительного обсуждения с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
Представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока подтвердили информацию о том, что проект был отправлен на доработку. Причина – банальна. Смущает смета, которая расписывает, сколько средств из федерального бюджета необходимо, чтобы из дальневосточного и забайкальского регионов сделать «город-сад».
Если верить тем сведениям, которые опубликованы информагентствами, то смета действительно впечатляющая. На воплощение программы развития в реальность на ближайшие 12 лет из бюджета страны авторы программы просили, ни много ни мало, 5,7 триллионов рублей. Не нужно забывать о том, что решение таких транспортных вопросов как модернизация Транссиба и строительство новые ветки Байкало-Амурской магистрали стоит отдельной строкой, которая определяет уровень затрат еще в 1,5 триллиона целковых. Суммирование двух указанных значений приводит к 7,2-триллионным затратам, которые должен потянуть государственный бюджет.
Видимо, Игорь Шувалов оказался особенно впечатленным сим документом после ознакомления со сметой программы и финансовыми притязаниями группы её авторов, и посоветовал Минвостокразвития «пересчитать» в сторону снижения расходов. Представители Минвостокразвития, по всей вероятности, остались разочарованными таким решением. Ведь программа, по их мнению, была цельной и сбалансированной. Для убедительности глава министерства решил предать огласке те грандиозные планы, которые были обозначены экспертной группой, трудившейся над созданием «зарезанного» Шуваловым документа.
Так вот. В программе развития рассматриваемого региона авторами предусмотрен рост его населения почти на 20% за ближайшие 12 лет. Кто будет выправлять демографию? Может быть, сами авторы? В принципе – да, но только посредством использования для этого всё тех же бюджетных денег. Для этого запланировано выделять каждому участнику программы переселения на Дальний Восток по 120 тысяч рублей, а каждому члену его семьи ещё по 40 тысяч. Само же Минвостокразвития собирается стать гарантом того, что каждой семье, прибывшей в регион, банками (при желании самих переселенцев) будет предоставляться ипотечный кредит на льготных условиях. Даже выделение земельных наделов для строительства собственного жилья ведомство прописало в программе.
Кроме того, министерство, возглавляемое Виктором Ишаевым, которого в своё время отчитал президент Путин за нерасторопность работы на новом посту, обозначает планы роста
а) регионального валового продукта до 2025 года в 2,57 раза;
б) промышленного производства – более чем в 1,7 раза;
в) инвестиций – почти в 4 раза.
Казалось бы, при наличии таких грандиозных планов, можно хоть сейчас выделять обозначенные Минвостокразвития триллионы рублей и воплощать мечту о «городе-саде» в реальность. Но честно признаться, не совсем понятно, почему эксперты ведомства называют именно эти цифры. Ведь можно было бы пойти и по пути ещё более существенной масштабности. К примеру, заявить, что планируется повышение население Дальнего Востока не на 20% за 12 лет, а на все 50%... А чтобы народ снялся со своих насиженных мест где-нибудь в Центральной России, пообещать не 120 тысяч рублей на семью, а, навскидку, миллиона по два на человека. Триллионом больше, триллионом меньше…
Можно заявить не о 4-кратном, а о 25-кратном увеличении инвестиций, для чего запросить еще пару-тройку триллионов из госкубышки. Мол, а чего эти триллионы там лежат... Пусть лучше на народ, на удаленные от центра и богатейшие ресурсами регионы работают.
Конечно, никто и не собирается оспаривать тот факт, что деньги должны работать, что Дальний Восток требует серьезных вложений и даже то, что обозначенные 5,7 плюс ещё 1,5 триллиона – объективно необходимые для Минвостокразвития средства, чтобы пространство от Читы до Южно-Курильска превратилось в дальневосточную Швейцарию. Однако, как только речь заходит о миллиардных, а тем паче триллионных, запросах на реализацию пусть даже самой нужной для страны программы, то сразу же начинают терзать пресловутые смутные сомнения: а точно всё пойдёт исключительно на развитие Забайкалья и Дальнего Востока? Точно не окажется десяток-другой миллиардов на счёте некой подставной фирмы, зарегистрированной на одного из родственников какого-нибудь советника автора программы? Ведь чем больше финансовые запросы, чем больше нулей в цифрах гипотетических бюджетных отчислений, тем больше шансов у заинтересованных лиц прибрать к рукам определенный финансовый ломоть, скажем так, «за вредность работы».
Хотелось бы верить, что вот в этом случае – в случае с программой Минвостокразвития – всё будет обстоять совсем иначе. Что не появится неких «Восток-сервисов», «Забайкальских славянок» и «Курортов дальневосточного края», сотрудники которых в своих SMS-сообщениях призовут своих «коллег по цеху» приходить и делить пирог после выделения средств из госбюджета…
Сомнения эти бы и вовсе не возникали, если бы прецедентов, связанных с расхищением бюджетных средств, выделяемых на выполнение тех иных программ, в нашей стране не было. Но прецеденты-то есть, и их немало. До сих пор следственные органы не могут сосчитать сумму ущерба, нанесенную бюджету страны при подготовке к саммиту АТЭС. Нелицеприятные факты всплывают то по завышению смет на строительство и ремонт дорог, то по краже строительных материалов, то по нарушениям при переводе земельных участков из одних рук в другие.
Сомнения бы не возникали ещё и потому, что все предыдущие программы приводили сплошь к позитивным результатам. Но если приводят, то далеко не все…
Стоит напомнить, что в текущем году заканчивается срок реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Постановление о начале реализации этого проекта было принято Правительством России ещё в апреле 1996 года. В качестве разработчиков той (предыдущей) программы выступали региональные органы исполнительной власти, а также МЭРТ. Программу подписывал тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин.
Данных об итоговых цифрах финансирования программы, разработанной почти 17 лет назад, к сожалению, пока не обнародовано, но есть цифры о расходах на программу в последние несколько лет. Итак, на период с 2008 по 2013 годы финансирование составило 692 миллиарда рублей, из которых 532 миллиарда – средства, выделенные из федеральной казны, 57 миллиардов – средства самих регионов, 4 миллиарда – средства отдельных муниципалитетов. Таким образом, «внебюджетка» оказалась на уровне 14% от общего финансирования. Другими словами, частные инвесторы не очень-то расщедрились в объемах финансирования, хотя именно развитие частного бизнеса различных уровней и ставилось в качестве одного из приоритетов программы.
Насколько сработала та программа? Это уже отдельный вопрос. В Министерстве регионального развития отчитались, что программа буквально прошла «на ура». В качестве примера ведомство приводит следующие цифры: уровень безработицы за период с 2007 по 2009 год снизилась на 0,6% (с 7% до 6,4%). Однако отчет о последующем временном интервале почему-то остаётся, так сказать, за кадром. А именно этот отчет показал бы далеко не самую позитивную тенденцию изменения числа безработных граждан. К примеру, в 2012 году в Забайкальском крае была зафиксирована безработица в 11%, в Якутии – 9,7%, в Еврейской АО – 8,7%, в Приморском и Хабаровском краях – примерно по 7,7%. Лучшие показатели продемонстрировали Магаданская область - около 4%.
Официальная статистика говорит и о том, что в регион повысились инвестиции частного бизнеса. Хотя если рассматривать те сектора, в которых частный бизнес на Дальнем Востоке оказался заинтересованным, то в подавляющем большинстве случаев это добывающие отрасли. Другими словами, вложения крупных частников не направлялись в высокотехнологичные производственные сферы, а останавливались, грубо говоря, на уровне добычи сырья или же на уровне производства металлических «чушек», транспортируемых в лучшем случае в недальневосточные регионы России, а в большинстве случаев – в такие страны как Китай, Япония и Южная Корея.
В общем, если в правительстве считают, что предыдущая программа, которая являлась Федеральной целевой, стала более чем успешной, то и программа нового образца может быть объявленной таковой уже априори.
Но на кону-то триллионы рублей… А потому явно у кого-то уже сейчас чешутся руки, чтобы «начать развивать» Дальний Восток побыстрее, успевая составлять благостные отчёты о расходовании бюджетных ассигнований. Так стоит ли правительству страны, если оно действительно заинтересовано в развитии ДВ и Забайкалья, наступать на старые грабли бесконтрольного выделения средств. Не пора ли создать отлаженную систему контроля, которая будет работать по предельно прозрачной схеме: выделены миллиарды – сдайте качественные объекты в срок, выделены еще миллиарды – предоставьте количество ордеров на новые квартиры для переселенцев, еще миллиарды – продемонстрируйте то, как поднялась промышленность и т.д. А если первые миллиарды выделены, а вместо реальных позитивных итогов – одни бумажки с данными о «головокружении от успехов», то - собрать всех ответственных за выполнение, оторвать от насиженных кожаных кресел – и отправить туда, где вместо дороги – куски ползущего асфальта, а вместо новых промышленных центров – груды растаскиваемого направо и налево кирпича – пусть искупают своим трудом, финансируя завершение программы своими личными сбережениями.
Видимо, пока по-другому никак…
Представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока подтвердили информацию о том, что проект был отправлен на доработку. Причина – банальна. Смущает смета, которая расписывает, сколько средств из федерального бюджета необходимо, чтобы из дальневосточного и забайкальского регионов сделать «город-сад».
Если верить тем сведениям, которые опубликованы информагентствами, то смета действительно впечатляющая. На воплощение программы развития в реальность на ближайшие 12 лет из бюджета страны авторы программы просили, ни много ни мало, 5,7 триллионов рублей. Не нужно забывать о том, что решение таких транспортных вопросов как модернизация Транссиба и строительство новые ветки Байкало-Амурской магистрали стоит отдельной строкой, которая определяет уровень затрат еще в 1,5 триллиона целковых. Суммирование двух указанных значений приводит к 7,2-триллионным затратам, которые должен потянуть государственный бюджет.
Видимо, Игорь Шувалов оказался особенно впечатленным сим документом после ознакомления со сметой программы и финансовыми притязаниями группы её авторов, и посоветовал Минвостокразвития «пересчитать» в сторону снижения расходов. Представители Минвостокразвития, по всей вероятности, остались разочарованными таким решением. Ведь программа, по их мнению, была цельной и сбалансированной. Для убедительности глава министерства решил предать огласке те грандиозные планы, которые были обозначены экспертной группой, трудившейся над созданием «зарезанного» Шуваловым документа.
Так вот. В программе развития рассматриваемого региона авторами предусмотрен рост его населения почти на 20% за ближайшие 12 лет. Кто будет выправлять демографию? Может быть, сами авторы? В принципе – да, но только посредством использования для этого всё тех же бюджетных денег. Для этого запланировано выделять каждому участнику программы переселения на Дальний Восток по 120 тысяч рублей, а каждому члену его семьи ещё по 40 тысяч. Само же Минвостокразвития собирается стать гарантом того, что каждой семье, прибывшей в регион, банками (при желании самих переселенцев) будет предоставляться ипотечный кредит на льготных условиях. Даже выделение земельных наделов для строительства собственного жилья ведомство прописало в программе.
Кроме того, министерство, возглавляемое Виктором Ишаевым, которого в своё время отчитал президент Путин за нерасторопность работы на новом посту, обозначает планы роста
а) регионального валового продукта до 2025 года в 2,57 раза;
б) промышленного производства – более чем в 1,7 раза;
в) инвестиций – почти в 4 раза.
Казалось бы, при наличии таких грандиозных планов, можно хоть сейчас выделять обозначенные Минвостокразвития триллионы рублей и воплощать мечту о «городе-саде» в реальность. Но честно признаться, не совсем понятно, почему эксперты ведомства называют именно эти цифры. Ведь можно было бы пойти и по пути ещё более существенной масштабности. К примеру, заявить, что планируется повышение население Дальнего Востока не на 20% за 12 лет, а на все 50%... А чтобы народ снялся со своих насиженных мест где-нибудь в Центральной России, пообещать не 120 тысяч рублей на семью, а, навскидку, миллиона по два на человека. Триллионом больше, триллионом меньше…
Можно заявить не о 4-кратном, а о 25-кратном увеличении инвестиций, для чего запросить еще пару-тройку триллионов из госкубышки. Мол, а чего эти триллионы там лежат... Пусть лучше на народ, на удаленные от центра и богатейшие ресурсами регионы работают.
Конечно, никто и не собирается оспаривать тот факт, что деньги должны работать, что Дальний Восток требует серьезных вложений и даже то, что обозначенные 5,7 плюс ещё 1,5 триллиона – объективно необходимые для Минвостокразвития средства, чтобы пространство от Читы до Южно-Курильска превратилось в дальневосточную Швейцарию. Однако, как только речь заходит о миллиардных, а тем паче триллионных, запросах на реализацию пусть даже самой нужной для страны программы, то сразу же начинают терзать пресловутые смутные сомнения: а точно всё пойдёт исключительно на развитие Забайкалья и Дальнего Востока? Точно не окажется десяток-другой миллиардов на счёте некой подставной фирмы, зарегистрированной на одного из родственников какого-нибудь советника автора программы? Ведь чем больше финансовые запросы, чем больше нулей в цифрах гипотетических бюджетных отчислений, тем больше шансов у заинтересованных лиц прибрать к рукам определенный финансовый ломоть, скажем так, «за вредность работы».
Хотелось бы верить, что вот в этом случае – в случае с программой Минвостокразвития – всё будет обстоять совсем иначе. Что не появится неких «Восток-сервисов», «Забайкальских славянок» и «Курортов дальневосточного края», сотрудники которых в своих SMS-сообщениях призовут своих «коллег по цеху» приходить и делить пирог после выделения средств из госбюджета…
Сомнения эти бы и вовсе не возникали, если бы прецедентов, связанных с расхищением бюджетных средств, выделяемых на выполнение тех иных программ, в нашей стране не было. Но прецеденты-то есть, и их немало. До сих пор следственные органы не могут сосчитать сумму ущерба, нанесенную бюджету страны при подготовке к саммиту АТЭС. Нелицеприятные факты всплывают то по завышению смет на строительство и ремонт дорог, то по краже строительных материалов, то по нарушениям при переводе земельных участков из одних рук в другие.
Сомнения бы не возникали ещё и потому, что все предыдущие программы приводили сплошь к позитивным результатам. Но если приводят, то далеко не все…
Стоит напомнить, что в текущем году заканчивается срок реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Постановление о начале реализации этого проекта было принято Правительством России ещё в апреле 1996 года. В качестве разработчиков той (предыдущей) программы выступали региональные органы исполнительной власти, а также МЭРТ. Программу подписывал тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин.
Данных об итоговых цифрах финансирования программы, разработанной почти 17 лет назад, к сожалению, пока не обнародовано, но есть цифры о расходах на программу в последние несколько лет. Итак, на период с 2008 по 2013 годы финансирование составило 692 миллиарда рублей, из которых 532 миллиарда – средства, выделенные из федеральной казны, 57 миллиардов – средства самих регионов, 4 миллиарда – средства отдельных муниципалитетов. Таким образом, «внебюджетка» оказалась на уровне 14% от общего финансирования. Другими словами, частные инвесторы не очень-то расщедрились в объемах финансирования, хотя именно развитие частного бизнеса различных уровней и ставилось в качестве одного из приоритетов программы.
Насколько сработала та программа? Это уже отдельный вопрос. В Министерстве регионального развития отчитались, что программа буквально прошла «на ура». В качестве примера ведомство приводит следующие цифры: уровень безработицы за период с 2007 по 2009 год снизилась на 0,6% (с 7% до 6,4%). Однако отчет о последующем временном интервале почему-то остаётся, так сказать, за кадром. А именно этот отчет показал бы далеко не самую позитивную тенденцию изменения числа безработных граждан. К примеру, в 2012 году в Забайкальском крае была зафиксирована безработица в 11%, в Якутии – 9,7%, в Еврейской АО – 8,7%, в Приморском и Хабаровском краях – примерно по 7,7%. Лучшие показатели продемонстрировали Магаданская область - около 4%.
Официальная статистика говорит и о том, что в регион повысились инвестиции частного бизнеса. Хотя если рассматривать те сектора, в которых частный бизнес на Дальнем Востоке оказался заинтересованным, то в подавляющем большинстве случаев это добывающие отрасли. Другими словами, вложения крупных частников не направлялись в высокотехнологичные производственные сферы, а останавливались, грубо говоря, на уровне добычи сырья или же на уровне производства металлических «чушек», транспортируемых в лучшем случае в недальневосточные регионы России, а в большинстве случаев – в такие страны как Китай, Япония и Южная Корея.
В общем, если в правительстве считают, что предыдущая программа, которая являлась Федеральной целевой, стала более чем успешной, то и программа нового образца может быть объявленной таковой уже априори.
Но на кону-то триллионы рублей… А потому явно у кого-то уже сейчас чешутся руки, чтобы «начать развивать» Дальний Восток побыстрее, успевая составлять благостные отчёты о расходовании бюджетных ассигнований. Так стоит ли правительству страны, если оно действительно заинтересовано в развитии ДВ и Забайкалья, наступать на старые грабли бесконтрольного выделения средств. Не пора ли создать отлаженную систему контроля, которая будет работать по предельно прозрачной схеме: выделены миллиарды – сдайте качественные объекты в срок, выделены еще миллиарды – предоставьте количество ордеров на новые квартиры для переселенцев, еще миллиарды – продемонстрируйте то, как поднялась промышленность и т.д. А если первые миллиарды выделены, а вместо реальных позитивных итогов – одни бумажки с данными о «головокружении от успехов», то - собрать всех ответственных за выполнение, оторвать от насиженных кожаных кресел – и отправить туда, где вместо дороги – куски ползущего асфальта, а вместо новых промышленных центров – груды растаскиваемого направо и налево кирпича – пусть искупают своим трудом, финансируя завершение программы своими личными сбережениями.
Видимо, пока по-другому никак…