ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Равняйсь, отставить

Равняйсь, отставить


12-02-2013, 11:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
  Дмитрий Бжезинский      

Равняйсь, отставить

Минфин пробует «общипать» вкладчиков

 В конце прошлого года Министерство финансов объявило о намерении ввести налоговые льготы для частных владельцев ценных бумаг. Такой шаг, по мнению Минфина, мог бы сделать фондовый рынок более привлекательным для населения. Сотрудники ведомства считают, что необходимо уравнять налогообложение инвестиций в ценные бумаги с другими финансовыми инструментами, доступными нашим согражданам.

Министерство финансов РФ предложило ввести для владельцев акций те же налоговые льготы, которые действуют сегодня для собственников недвижимости. Напомним, если физическое лицо владеет недвижимостью свыше трех лет, то при ее продаже не удерживается подоходный налог. «То есть через три года при продаже акций Минфин предлагает не облагать налогом на доход физических лиц разницу между покупкой и продажей», — сообщил глава ведомства Антон Силуанов.

Чтобы крупные инвесторы не избегали налогообложения, Минфин предложил ограничить максимальную сумму налогового вычета. «Общий объем вычета должен составлять, по нашим предложениям, не более 3 млн рублей за три года», — отметил министр. Дополнительно ведомство обратило внимание на некоторые расхождения в налогообложении процентных доходов по депозитам и облигациям. В случае если годовая ставка по рублевому вкладу не превышает ставки рефинансирования Центробанка (на данный момент 8,25%) плюс 5 процентных пунктов, такой доход не облагается налогом в отличие от аналогичного дохода по ценным бумагам. Это ставит фондовый рынок в заведомо проигрышное положение, и по замыслу Минфина этот перекос надо устранить.

Спустя всего несколько дней после этих заявлений ведомство творчески переосмыслило и расширило свои предложения. Антон Силуанов заявил, что планируемые меры можно считать «альтернативой налогу на роскошь». «Мы пока к этому (к введению налога на роскошь. — Прим. «Однако») не готовы. Не ставим перед собой такие задачи, но уравнять обложение доходов от недвижимости, акций и депозитов — эта задача есть», — отметил чиновник. При этом «уравнивание налогообложения» по новому замыслу финансовых властей означает… ухудшение других, доступных гражданам, инвестиционных инструментов — недвижимости и банковских депозитов. Таким образом, здравая идея о налоговых льготах для владельцев ценных бумаг, которая была призвана привлечь на отечественный фондовый рынок средства частных инвесторов, неожиданно трансформировалась в возможное существенное изменение правил игры на рынке депозитов населения.

Декларация о намерениях

К 15 марта этого года Минфин, Минэкономразвития и Минюст по поручению Дмитрия Медведева должны подготовить законопроект об изменениях в налоге на доходы физических лиц (НДФЛ). Вступить в силу новые нормы могут с 1 января будущего года. Часть этих предложений (за авторством Минфина) успела попасть в СМИ. Общий смысл нововведений ведомства таков: граждан ожидает рост налоговой нагрузки на крупные депозиты и продажу недвижимости. Именно в этом авторы законопроекта видят так называемое «выравнивание условий налогообложения с доходами, получаемыми от реализации ценных бумаг».

Что конкретно хочет предпринять Минфин? Начнем с рынка ценных бумаг, который и послужил катализатором для всех остальных предложений ведомства. Минфин придерживается позиции, что граждан необходимо освободить от уплаты НДФЛ с дохода, «полученного от прироста капитальной стоимости ценных бумаг (включая выпущенные паевыми инвестиционными фондами)», которыми они владели до момента продажи не менее трех лет. При этом максимальная сумма дохода не должна превышать 3 млн рублей. Биржевые ценные бумаги (включенные в котировальный список торговой площадки) можно будет реализовать без уплаты налога в том случае, если их число не превышает 1% от общего объема акций компании-эмитента. Добавим, что в настоящий момент ряд ценных бумаг уже выведен из-под налогообложения — это акции высокотехнологичных компаний, обращающиеся на инновационной секции Московской биржи. Правда, в данном случае льгота предоставляется только держателям акций, которые владеют ими более 5 лет. Учитывая, что эта норма закона была принята лишь в 2011 году, ранее 2016 года никаких налоговых вычетов де-факто не предусмотрено. Одновременно Минфин готов предоставить льготы по уплате налогов с процентных доходов по облигациям.

Несмотря на то что данных о величине собираемых налогов с владельцев ценных бумаг Минфин не приводит, ведомство сразу же озаботилось проблемой «замещения выпадающих доходов бюджета», предложив ввести ту самую «альтернативу налога на роскошь». «Логика наша заключается в том, чтобы все-таки не менять плоскую шкалу подоходного налога, но собирать налоги там, где видно, что этим имущественным комплексом могут владеть только богатые, и в этой части с богатых больше брать», — отметил Антон Силуанов. В частности, ведомство предлагает ограничить верхний порог процентных доходов по банковским депозитам, не подпадающий под налогообложение, — 1 млн рублей в год. Правда, никаких данных о возможной ставке подобного налога пока что нет. Кроме того, Минфин задумался о том, чтобы снизить максимальную доходность депозитов (процентную ставку), после превышения которой с граждан сегодня взимается повышенный налог в размере 35%.

Не были забыты и владельцы недвижимости. Так, по предложению Минфина не платить налог с доходов от ее продажи (даже если она находилась в собственности более трех лет) смогут только те наши сограждане, которые не обладают аналогичным имуществом. То есть решили вы продать гараж, земельный участок или квартиру, а в собственности у вас есть еще один такой же объект недвижимости — будьте любезны отстегнуть государству. Правда, Минфин пожалел тех, кто улучшает жилищные условия, сначала приобретая новую недвижимость, а потом продавая старую, — для совершения таких «безналоговых» сделок гражданам может быть предоставлен некий льготный срок (три месяца — год).

Текущая выгода

Попытка обложить налогами процентные доходы наших сограждан по банковским вкладам — отнюдь не российское ноу-хау. Подобная практика широко распространена в мире (см. справку). Что же касается предложения отечественного Минфина, то на первый взгляд сумма процентного дохода в размере 1 млн рублей в год представляется весьма внушительной. То есть, как и планировали чиновники, нововведение коснется лишь наиболее обеспеченных слоев населения. «На фоне 70% населения страны, которое, по данным ВЦИОМ, лишено возможности делать сбережения и в итоге не имеет их, и 1 млн рублей можно назвать «невероятным богатством». «Как границу налогообложения эту сумму использовать можно, хотя я бы увеличил ее на порядок, чтобы оградить от неприятностей верхнюю часть среднего класса», — считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.

Учитывая сегодняшний уровень ставок по депозитам — недавно средний максимальный размер ставок в топ-10 банков по вкладам населения поднялся до 10%, а в целом по рынку можно обнаружить и ставки 12–12,5%, — нетрудно подсчитать, что для достижения «порогового» дохода необходимо держать на депозите не менее 9 млн рублей. На данный момент позволить себе подобные сбережения, по приблизительным подсчетам аналитиков рынка, могут не более 3–4% отечественных домохозяйств.

Однако все это справедливо лишь «здесь и сейчас» и совсем по-другому смотрится в далекой перспективе. Надежность банковских вкладов вкупе с фактическим провалом пенсионной реформы подразумевает, что сегодня у россиян нет других инструментов для обеспечения себе достойной старости, кроме депозитов. По итогам девяти месяцев прошлого года, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, средняя доходность пенсионного портфеля составила 7,24% (максимальная — 13,7%).

По итогам же предыдущих трех лет средняя доходность составила 7,62% (максимальная — 15,51%).

Для сравнения: накопленная за тот же период инфляция превысила 25%. Еще хуже обстоят дела на рынке ПИФов: по итогам прошлого года чистый отток средств из открытых фондов превысил 10 млрд рублей, а доходность этого инструмента только-только вышла на уровень банковских депозитов. Подчеркнем, что показателей доходности 11–14% смогли добиться лишь консервативные ПИФы облигаций, фонды акций продемонстрировали прирост стоимости пая на уровне 5–7,5%. Можно попытаться сравнить банковские вклады с инвестированием в недвижимость (стоимость жилья в Москве и области выросла за прошлый год в среднем на 10–12%). Но недвижимость сложнее обратить в «живые» деньги, кроме того, для ее приобретения все равно придется копить средства. Значит, опять-таки не обойтись без банковских депозитов.

Накопить к пенсии (за 20– 30 лет) приличную сумму – вполне посильная задача. По крайней мере, для среднего класса. «Состояние около 300 тыс. долларов никак нельзя назвать крупным, это даже не средний капитал. Это весьма скромные деньги, скопить которые тем не менее могут в России очень немногие. Вводя налоги на такие вот «крупные» состояния, власти пытаются «отжать» деньги у слоя мелких собственников и верхней части среднего класса. Такая политика позволяет не трогать реально крупных собственников, а заодно дает деньги», — считает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Вещь в себе

Эксперты не видят ни одной бюджетной проблемы, которую можно было бы решить предлагаемыми Минфином нововведениями, объясняя это тем, что масштабы перемен слишком незначительны. «Скорее, Минфин «демонстрирует движение навстречу» настроениям общества, стремящегося к нормализации налоговой системы России и, в частности, к переводу налогообложения доходов физлиц с регрессивной на нормальную прогрессивную шкалу, но демонстрирует именно так, чтобы ничего по сути дела не менять. Так что это не «решение проблем» — ни сиюминутных, ни долгосрочных: это, скорее всего, просто пиар», — убежден Михаил Делягин. «Минфин стремится поправить дела бюджета, не затрагивая при этом большой бизнес. И российский малый капитал должен отдавать себе отчет в том, что в условиях нехватки средств именно он станет одной из первых жертв», — подводит итог Василий Колташов.

Хотелось бы напомнить, что реализация предложенных мер по замыслу Минфина помимо наполнения бюджета должна усилить позиции российского фондового рынка. То есть в ведомстве уверены, что либерализация налогообложения одних финансовых инструментов с одновременным ухудшением условий по другим привлечет средства частных инвесторов в ценные бумаги. Эксперты скептически относятся к подобным инициативам. «Шансов выгнать малые капиталы на фондовый рынок нет. Хранение денег на депозитных счетах — это возможность оградить средства от рисков, которых в экономике становится все больше», — категоричен Василий Колташов.

Вышесказанное справедливо и для рынка ПИФов. Паевые инвестиционные фонды на первый взгляд проще для граждан, чем непосредственная игра на бирже, при этом фондовый рынок получает дополнительную капитализацию. «ПИФы в силу малой прозрачности и возможностей невидимых злоупотреблений менеджмента воспринимаются значительной частью наших граждан как еще один инструмент ограбления, и я не могу сказать, что это мнение является полностью незаслуженным. Может быть, замысел реформаторов и был таков, но если человек сделал выбор между ПИФом и депозитом в пользу последнего, этот выбор не будет пересмотрен по причинам налогового характера: слишком велика разница между условиями инвестирования, и эта разница не будет перекрыта планируемыми изменениями в налогообложении. В условиях когда фондовый рынок окончательно превратился в спекулятивный аналог «русской рулетки», не имеющие доступа к инсайдерской информации граждане России лишены альтернативы банковской системе. Вероятен переток в иностранные банки за границу, но вывод средств из банковской системы маловероятен», — уверен Михаил Делягин. Гораздо более неприятной новацией для среднестатистического вкладчика, а соответственно, и для рынка депозитов в целом, можно признать предложение Минфина о снижении максимальной ставки по депозиту, по достижении которой начинает взиматься налог. Напомним, что сегодня налогообложению подлежат депозиты, ставка по которым превышает 9% в валюте и ставку рефинансирования Центробанка плюс пять процентных пунктов для рублевых вкладов. На данный момент эта предельная ставка составляет 13,25%. Отметим, что после ее превышения налог взимается отнюдь не по ставке подоходного налога (13%), а по более высокой — 35%.

Учитывая, что сегодня максимальные ставки по депозитам в некоторых банках ниже этого порога всего лишь на 1 процентный пункт, фактически любое снижение «эталонной величины» приведет к тому, что вкладчики этих банков попадут под повышенное налогообложение. Отметим, что Минфин пока лишь «прощупывает почву», заявляя о возможности введения подобной меры. Но ведомство даже приблизительно не сообщает о том, насколько может быть снижена граница доходности. Если же предложение ведомства обретет законодательную силу, ни о какой ценовой конкуренции на рынке депозитов населения говорить уже не придется.

 

Справка

В мировой практике доходы граждан по банковским вкладам в большинстве случаев включаются в общую сумму доходов при определении налогооблагаемой базы. Например, в Германии доходы по депозитам учитываются в налогообложении граждан на общих основаниях (причем по прогрессивной шкале — чем больше доход, тем больше налог). Ставка аналогичного налога в Ирландии регулярно пересматривается в сторону повышения и сегодня превышает 30%. При этом существует множество исключений, позволяющих получать льготы по его уплате (например, если эти средства — пенсионные накопления). В Италии ставка налога на доходы по депозитам составляет 27% (интересно, что при этом процентный доход по облигациям облагается налогом по ставке 12,5%). Во Франции необходимость в уплате налога по ставке 18% лежит на вкладчиках, разместивших в банках свыше 15,3 тыс. евро. В США, где действует аналогичный налог, с этого года вступил в силу закон, обязывающий все кредитные организации сообщать в налоговую службу о всех своих вкладчиках.

Ввести налог на доходы с депозитов уже не первый год пытаются и на Украине. Этот пример наиболее показателен, учитывая нашу общую ментальность. Украинцы по понятным причинам встретили эти попытки в штыки, несмотря на то что в предложенном правительством проекте Налогового кодекса предлагалось облагать доходы, полученные гражданами по депозитам на сумму свыше 200 тыс. гривен, всего лишь 5-процентным налогом. В итоге Верховная рада приняла решение отсрочить вступление в силу этого закона (планировалось ввести его с начала этого года). Неизвестно, будут ли граждане Украины довольны этой отсрочкой, поскольку в настоящий момент всерьез рассматриваются варианты, при которых со следующего года налогообложению будут подлежать все депозиты, независимо от их размера, а ставка налога может составить 15-17%.


Вернуться назад