ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Курица на взлете

Курица на взлете


8-02-2013, 14:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Наталья Новопашина    

Курица на взлете

Российские птицеводы получили европейский сертификат

 

 В этом году Россия может начать поставки курятины в страны Евросоюза. Директивой от 7 декабря 2012 года ЕС официально разрешил ввозить российское мясо птицы и его производные на территорию своих стран. Отечественные аграрии добивались этого несколько лет. Однако вряд ли наша птица вскоре окажется на европейских прилавках.

 

Птицеводство — самая перспективная и динамично развивающаяся отрасль отечественной мясной промышленности. Говядину в необходимых объемах мы не производим, рынок свинины лихорадит из-за условий, выдвигаемых ВТО (снижение, а по некоторым наименованиям и обнуление пошлин привело к росту импорта и обвалу цен). Зато птицеводство находится на подъеме.

 

Вступление в ВТО позволило России громко заявить о своих правах на экспорт курятины. В Казахстан и страны Азии мы в небольших объемах поставляем мясо птицы уже несколько лет. А теперь отечественные птицеводы получили возможность поставлять продукцию и в Европу. Переговоры об этом Россельхознадзор инициировал еще несколько лет назад. С 2009 года комиссия Евросоюза четырежды посещала и оценивала российские предприятия (Старый Свет славится жесткими требованиями к качеству пищевой продукции). Разрешение на экспорт в Европу — событие знаковое для российского рынка, ведь Россия долгое время поставляла на внешний рынок только зерновые. Некоторые эксперты поспешили объявить о «победе России на международном торговом рынке». Проблема в том, что у нашей страны нет достаточных конкурентных преимуществ для уверенного выхода на рынок ЕС.

 

Пропустите через границу

 

За три года объем экспорта российской курятины вырос почти в семь раз. Если в 2009 году, по данным агентства eMeat, наша страна продала за границу менее 6 тыс. тонн мяса птицы, то в 2012 году — 40,7 тыс. тонн (предварительные оценки). Впрочем, все познается в сравнении. Например, по итогам 2012 года объем поставок мяса птицы из Бразилии составил 3,6 млн тонн (то есть равен общему объему рынка российского птицеводства).

 

«Право поставлять мясо в Европу — в большей степени элемент престижа. Полученное разрешение совсем не означает, что завтра мы начнем продажи», — говорит руководитель Ассоциации операторов российского мяса птицы Андрей Терехин. «Полученное разрешение от Евросоюза — свидетельство того, что российская продукция соответствует требованиям ЕС по безопасности. Россельхознадзор проделал огромную работу. Но мы получили разрешение с точки зрения ветеринарии, но не с точки зрения экономики», — добавляет президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.

 

Многие страны стараются защитить свой рынок мерами таможенно-тарифного регулирования. Та же Россия последовательно снижала квоты на иностранную продукцию. Евросоюз также должен установить для России квоты на поставки мяса птицы. Российские птицеводы в 2012 году запросили выделить им квоты на импорт мяса птицы в размере 250 тыс. тонн. Это максимально возможный объем, который вряд ли будет одобрен, — общий объем европейского экспорта не превышает 900 тыс. тонн. «На какую цифру мы в реальности выйдем, будет зависеть от переговоров представителей Минэкономразвития с европейскими коллегами», — отмечает Андрей Терехин.

 

Кстати, в принятом Еврокомиссией регламенте есть оговорка: чтобы стать полноправным экспортером, Россия должна принять национальную программу ликвидации сальмонеллеза. Проект этой программы есть, он будет доработан к концу года и выставлен на публичные слушания. Но уже сейчас отсутствие программы мешает экспорту российских яиц (они могут поставляться в Европу только для перерабатывающих предприятий) и косвенно может влиять на принимаемые решения об объемах поставок российской курятины.

 

Пока тарифные квоты на Россию не выделены ни в каком объеме. И если российские производители решат начать поставки, они смогут ввозить мясо птицы только по высокой таможенной стоимости. По словам Альберта Давлеева, пошлины на импортную продукцию в странах ЕС даже в рамках квот могут составлять от 70 до 800 евро за тонну — в зависимости от вида продукции. Вне квот пошлины, как правило, выше.

 

Главная проблема

 

В отличие от России, где в основном востребовано «темное» мясо птицы (окорочка, голени и т.д.), в Европе наибольшим спросом пользуется так называемое белое мясо (куриное филе, грудки птиц). Гипотетически Россия могла бы поставлять в Европу именно этот вид курятины — он пришелся бы ко двору во Франции, Великобритании, Греции (в России каждый человек в среднем съедает по 26 кг птицы в год, в странах Европы — 33–35 кг).

 

Но даже если вопрос с квотами будет решен в нашу пользу, одним из главных препятствий для российских производителей на пути завоевания европейского рынка станет цена отечественных бройлеров. Согласно мониторингу цен на мясо птицы, проведенному агентством eMeat, по состоянию на середину января 2013 года средняя оптовая цена тушки бройлера на отечественном рынке составила 86,5 рубля за 1 кг, голени — 109,2 рубля за 1 кг, филе — 165,8 рубля. Для сравнения — оптовые цены на тушки бройлеров в США в этот же период составляли в пересчете на рубли около 70 рублей за 1 кг, цены на бройлеры в Бразилии (крупнейший мировой поставщик мяса птицы) — около 60 рублей за 1 кг. То есть разница в цене находится на уровне 20 рублей за 1 кг продукции. Это оптовые цены. Но даже в розницу тушка курицы, например, в Чехии стоит всего 1,5 евро за 1 кг, то есть где-то 70 рублей. В московских же магазинах купить птицу можно не дешевле чем за 100–120 рублей за 1 кг. Таким образом, себестоимость российской продукции гораздо выше, чем в Европе. «Продукция нашего птицепрома накрепко завязана с ценами на корма», — констатирует Альберт Давлеев. Зерновая часть в структуре себестоимости мяса птицы составляет не менее 60–70%, а фуражное зерно в России только дорожает. По словам Андрея Терехина, еще несколько месяцев назад фуражное зерно стоило 3 рубля за 1 кг пшеницы, а сейчас – уже 12 рублей.

 

При такой разнице в стоимости российская продукция не может конкурировать ни с бразильской, ни с европейской. Европа — перспективный и высокодоходный рынок, и желающих работать на нем предостаточно. По оценкам экспертов, только Польша, Румыния и Венгрия легко могут обеспечить 40% потребностей Европы в мясе птицы. Кстати, эти страны уже смогли добиться уменьшения европейских квот для Бразилии и Таиланда.

 

В раздумьях

 

«Если филе грудки для розничных операторов в России стоит свыше 5 долларов, а внутри Европейского союза цена составляет 3,75 доллара, то нам, чтобы быть конкурентоспособными, нужно продавать за 3 доллара», — рассуждает Альберт Давлеев. Не исключено, что крупные производители имеют резервы для снижения цены поставки. Но вряд ли, имея налаженный рынок сбыта в России, они на это пойдут.

 

Интересно, что сами птицеводы пока не определились со своими намерениями относительно Европы. Большая часть производства мяса птицы приходится на крупные агропромышленные холдинги (по оценкам Росптицесоюза, 20 крупных предприятий обеспечивают более 70% мяса бройлеров). «Мы не исключаем для себя возможности поставок в Европу, но европейский рынок насыщен. Возможно, интереснее было бы наладить торговлю с Казахстаном. Пока мы присматриваемся, анализируем требования и экономику поставок», — сообщил директор по коммуникациям и связям с инвесторами группы «Черкизово» Александр Костиков.

 

«У производителей нет жесткой необходимости в поиске внешних рынков. Внутренний рынок растет, но говорить о переизбытке продукции не приходится», — замечает Андрей Терехин. Например, перед новогодними праздниками, в период покупательской активности, в некоторых магазинах ощущался дефицит отдельных видов курятины, что лишний раз свидетельствует о том, что рынок не вполне насыщен. Эксперты полагают, что в ближайшие пять лет спрос на мясо птицы может вырасти на 15– 20%. Потребители и переработчики мяса переходят на курятину с более дорогих видов мяса — свинины и говядины. Курица в России стоит дороже, чем в других европейских странах, но она остается в нашей стране самым дешевым и самым доступным животным белком. Особенно для малообеспеченных категорий населения. Такова местная конъюнктура.

 

В Казахстан, в Казахстан!

 

Сертификат Евросоюза станет своеобразным гарантом качества. Как отмечает аналитик eMeat Алексей Плугов, одним из основных покупателей российского мяса птицы с 2009 года был Казахстан. Сама страна способна обеспечить себя мясом птицы менее чем на 40% и нуждается в поставках извне. В 2012 году на Казахстан пришлось почти 63% от общего объема экспорта из России — свыше 25 тыс. тонн.

 

Остальные покупатели — Гонконг (26,6% от общего объема экспорта), Вьетнам — 6,5%, Абхазия — 3,1%. Как считают эксперты, именно Центрально-Азиатский регион, Юго-Восточная Азия, Китай, а не ЕС в будущем станут главным экспортным рынком для России.

 

«Через год-два-три Россия сможет существенно нарастить объемы экспорта, и география поставок расширится, охватив прежде всего страны Азии, а возможно, и страны Ближнего Востока», — отмечает Алексей Плугов. В мусульманских государствах спрос на курицу большой. Правда, велика и конкуренция — Бразилия и Таиланд также поставляют сюда свою продукцию. Но этот рынок более открытый по сравнению с Европой, да и чисто логистически российским производителям будет проще наладить поставки именно в ближневосточный регион.

 

Но в случае изменения конъюнктуры на мировом рынке Россия сможет экспортировать курицу и в Европу. «Разрешение на экспорт в Евросоюз — это не только вопрос престижа, но и целесообразности. Рынок нужно расширять. Имея на руках такой документ, Россия сможет оперативно реагировать на те или иные изменения рыночной ситуации. Например, если повторится история с птичьим гриппом, который некоторое время назад обрушил рынок мяса птицы в Таиланде, крупном мировом поставщике», — говорит Андрей Терехин. Получается, что пока разрешение Евросоюза — в большей степени «задел на будущее», нежели реальная возможность для России накормить европейцев нашей курятиной.

 

Опыт

 

Птицеводство — единственная отрасль в аграрном секторе, которая по сравнению с 1990-ми увеличилась вдвое. Так, в начале 90-х в стране производилось 1,8 млн тонн мяса птицы, а по итогам 2012 года объем производства составил около 3,6 млн тонн. Конечно, прежде всего речь идет о курином мясе: на индейки, гусей, перепелок приходится не более 5% производства. Сегодня Россия способна обеспечить себя мясом птицы на 90–95%, при этом ежегодно объем производимой продукции увеличивается на 300–350 тыс. тонн. В период действия нацпроекта «Развитие АПК» и госпрограммы на 2006–2011 годы в отрасль было привлечено около 250 млрд рублей. Квота на импорт в 2012 году была снижена с 350 до 250 тыс. тонн при постоянной ставке 25% (и останется на таком уровне до 2020 года). В 2011 году в нашу страну было ввезено всего 391 тыс. тонн мяса птицы (для сравнения — по итогам 2007 года импорт составлял 1 млн 295 тыс. тонн). Россия и вовсе могла бы обойтись без иностранной продукции, считает генеральный директор «Росптицесоюза» Галина Бобылева, но у нашей страны есть определенные обязательства по условиям вступления в ВТО и в рамках Таможенного союза.

 

О курице в цифрах

 

По данным аналитической компании Global Reach Consulting (GRC), мировое производство мяса домашних кур в убойном весе по итогам 2012 года выросло на 2,2% и составило 82,2 млн тонн. Крупнейшим мировым производителем мяса домашних кур являются США. Доля страны в мировом производстве, по предварительным данным 2012 года, составляет 20%. Далее следуют Китай и Бразилия — они занимают 16,7% и 16,1% рынка соответственно. На Евросоюз (27 стран) в совокупности приходится лишь 11,7% мирового производства курятины. Россия занимает 7-е место в мировом производстве мяса домашних кур, уступая Индии и Мексике. Доля нашей страны в мировом производстве мяса домашних кур, по данным Global Reach Consulting, составляет около 3,3%. В 2012 году объем поставок куриного мяса на мировой рынок превысил 9,6 млн тонн. Пятерка лидеров по поставкам на мировой рынок выглядит так: Бразилия (34,4%), США (22,8%), страны ЕС (11%), Таиланд (5,2%) и Китай (4,6%). При этом в структуре экспорта из США преобладает продукция категории «эконом» — и в страны Евросоюза американская продукция не поставляется.

 


Вернуться назад