ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Бизнес манит заграница: Что мешает работать в России?

Бизнес манит заграница: Что мешает работать в России?


3-02-2013, 14:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Бизнес манит заграница: Что мешает работать в России?

Отечественный бизнес не видит для себя больших возможностей для развития в России. Многие компании сегодня закрываются, не преодолев и первого этапа развития. Аномальный уровень сложности взаимодействия с контролирующими органами, дорогие кредиты, административные барьеры и высокие налоги - вот основные показатели низкого уровня предпринимательской активности в стране.

Малый бизнес
Лишь 4% граждан в трудоспособном возрасте являются начинающими предпринимателями. Даже в кризисной Греции этот показатель составляет 7%, в Испании - 6%, а в США - 13%. Таковы данные исследования "Глобальный мониторинг предпринимательства" (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Об организации нового бизнеса в негативном ключе высказались более половины респондентов исследования "ОПОРЫ России". 20% участников опроса полагают, что в настоящее время начать новый бизнес крайне сложно или невозможно, 42% заявляют, что открытие своего дела сопряжено со значительными трудностями.

По словам председателя попечительского совета организации Сергея Борисова, список ключевых проблем для малого бизнеса возглавляет дефицит кадров, второе место поделили высокий уровень налоговой нагрузки с низкой доступностью финансовых ресурсов. Чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Главным препятствием для получения финансирования являются "неподъемно" высокие ставки.

Разочаровавшись в деловом климате на родине, все чаще предприниматели стали смотреть за кордон. Свои зарубежные планы они объясняют просто - открыть магазин, например, в некоторых странах Европы стоит в разы дешевле, а разрешения получить гораздо проще и быстрее. "Специалисты, умеющие создавать стартапы, уже изначально ориентированы на работу за границей, потому как там сделать это технически легче, - комментирует ситуацию Сергей Хестанов, управляющий директор ГК "Алор". - А начинать бизнес в России сейчас очень непросто. Есть еще несколько "тормозящих" причин: проверяющие органы обычно парализуют работу предприятия минимум на полгода - это время предприниматель потратит, отвечая только на официальные запросы. Выполнение многих российских регламентов крайне обременительно. И если вдруг новый проект окажется успешным, наверняка он заинтересует злоумышленников, которые могут его отнять, используя несовершенство российского законодательства".

Причем проблема, по словам экономиста, актуальна даже на уровне крупных компаний. Работая на территории России, они все чаще предпочитают снижать свои риски, регистрируя бизнес совершенно в других странах. Все это говорит о том, что привлекательность России для развития каких-то инновационных проектов достаточно нереальна. И в ближайшие годы ничего не изменится, потому что поменять одним волевым решением бизнес-климат практически невозможно.

Впрочем, у главы правительства РФ Дмитрия Медведева на этот счет другое мнение. То, что российский бизнес не инвестирует в отечественную экономику, по его словам, не отражает реального положения вещей. "Российский бизнес инвестирует в свою страну больше, чем в другие страны. Мнение же об обратном отражает бытовые представления или представления 90-х годов. Сегодня это совершенно не так", - считает премьер. На экономическом форуме в Давосе Дмитрий Медведев много говорил об уверенности в российском потенциале и о реальных шагах к отказу от сырьевой экономической модели, о том, что наши последние места в глобальных рейтингах конкурентоспособности не имеют реальных оснований. Оговорился, что реализовать на данный момент все планы так быстро сложно, но есть задача - сделать нашу экономику диверсифицированной, и есть отрасли, которые могут превратиться в доминирующие.

Этот умеренный оптимизм разделили не все. "Ложку дегтя" на том же форуме добавил миллиардер Джордж Сорос, заявившей о "разваливающейся" экономике России, и о том, что потенциальные инвесторы должны воздержаться от капиталовложений в бизнес нашей страны. Свой пессимизм он объяснил ошибочной политикой российских властей. Некая подоплека в словах великого спекулянта может и есть, но эксперты призывают не относиться к ним столь серьезно. Экономический "приговор" Сороса скорее связан с негативным опытом конца 90-х инвестирования в компанию "Связьинвест", который тогда закончился для миллиардера очень чувствительными потерями в $1 млдр. "Высказывания г-на Сороса в отношении России всегда будут нести в себе системную ошибку в пессимистичную сторону, все-таки даже для миллиардера эта сумма очень большая", - отмечает г-н Хестанов.

На фоне всех негативных процессов в мире (кризис Еврозоны и угроза фискального обрыва в США) о хороших перспективах России говорить все же стоит, считает Валерий Миронов, главный экономист Центра развития Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики". Помимо природных ресурсов, у нас есть много других конкурентных преимуществ, в первую очередь - большая территория с разнообразными традициями тех или иных секторов. "У России больше предпосылок стать диверсифицированной по типу Австралии, Канады, Чили, чем у других сырьевых стран, - считает эксперт. - Но есть проблемы, связанные с недостатками инфраструктуры, опять же из-за большой территории, плохих дорог, низкой мобильности населения, которая для открытия новых бизнес-проектов очень важна".

Но ситуация меняется - с вступлением в ВТО появились условия не только для внутреннего развития бизнеса, но и для внешнего. И г-н Сорос это не учитывает, подчеркивает г-н Миронов: "Правда, в чем-то его можно понять, несмотря на то, что получили возможность выйти на внешние рынки, риторика у правительства и у бизнеса по-прежнему защитная. Мол, вот теперь мы погибнем, потому что пришедший импорт всех задавит. Здесь для успешного развития нужна совершенно новая стратегия, новые кадры и помощь государства во всех аспектах".

Есть еще один важный момент - ЦБ формально объявил, что он переходит от таргетирования валютного курса к таргетированию инфляции - тонкому инструменту, оказывающему сильное влияние на настроение бизнеса, его инвестиционные планы. Эти кардинальные изменения в нашей экономической стратегии уже можно назвать настоящей революцией. Но она, как известно, всегда может "захлебнуться" собственной свободой...

Костенкова Ольга (Finam.ru)  

Вернуться назад