ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Таможенный союз: "Большой рынок" готов к прибавлению? Иная точка зрения на ТС
Таможенный союз: "Большой рынок" готов к прибавлению? Иная точка зрения на ТС29-01-2013, 12:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Таможенный союз: "Большой рынок" готов к прибавлению?
Российским предпринимателям Таможенный союз не нужен. Такие политические инициативы, навязанные "сверху", скорее тормозят развитие и создают конкуренцию отечественным добросовестным производителям. Отдав огромный российский рынок другим странам-участницам ТС, взамен мы получили гораздо более узкие и менее интересные возможности, жалуются представители бизнес-сообщества. Ненужные преграды в основном создают еще не отработанные процессы взаимодействия, особенно в юридических аспектах. Таможенный кодекс союза, вступивший в силу в 2010 году, был подготовлен в рекордно кратчайшие сроки, и сейчас бизнес на практике начинает испытывать всю "прелесть" такого сотрудничества. В частности отсутствие единого надзорного органа позволяет проникновение некачественной продукции в нашу страну, говорит Марина Блудян, член президиума Общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ". Открытые границы изменили логистический маршрут товаров из Китая, которые завозят уже не только через Дальний Восток, но и через Казахстан, где проще разрешаются проблемы растаможки и сертификации. Товары напрямую попадают на наш рынок, и вернуть обратно некачественный китайский импорт уже практически невозможно - российский надзор не в силах дать указание казахскому юридическому лицу, выдавшему сертификат соответствия. А ведь предполагалось, что ТС обеспечит возможности для противостояния, прежде всего китайской экономической экспансии. Это серьезная экономическая угроза, с которой в среднесрочной перспективе столкнутся не только российские предприниматели, но и в целом все постсоветское пространство, полагает Евгения Войко, эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры. Решение о создании такого объединения, предложенного Россией и поддержанного Астаной и Минском, должно было стать ответом на подобные вызовы. И ТС в нынешнем виде - своего рода попытка России отреагировать на них и создать некоторые инструменты, которые бы препятствовали приходу китайских товаров. Очевидно, что на практике этого пока не получается. Но, несмотря на все разговоры о политической подоплеке создания ТС, экономический интерес российского руководства тоже очевиден. Москва заинтересована в том, чтобы упорядочить торговлю вокруг границ РФ, которая была нарушена после распада Советского Союза, и долгое время носила достаточно хаотичный характер. Теперь пришло время "собирать камни" и несколько систематизировать торговые процессы. И создание в свое время ТС помогло в формализации отношений между ближайшими соседями, подчеркивает г-жа Войко. Российским властям пока все нравится. "Мы очень удобные и правильные партнеры друг для друга", - так оценил работу ТС президент РФ Владимир Путин. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, также отметил неплохие темпы экономического развития стран-участниц. "Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты и для других государств, прежде всего для государств СНГ, - сказал он. - Однако наши партнеры должны не только разделять принципы Таможенного союза, но и быть готовы к их реализации. При вступлении в ТС необходимо подписывать все документы, а не только их часть". Речь шла о планах вступить в Таможенный союз Украины, правительство которой готово подписать соглашение лишь по отдельным пунктам, что подразумевает неполноценное членство. С одной стороны Украину манит обещание России снизить цену на газ, с другой - придется забыть про ЕС. Как заявила Еврокомиссия, вступление страны в Евросоюз и Таможенный союз - несовместимо. Возможно, принципиальный выбор будет сделан на Всемирном экономическом форуме в Давосе, куда с рабочим визитом в эти дни прибыл президент Украины Виктор Янукович. "Очевидно, что большинство стран рассматривают ТС как возможность поторговаться с Россией за те или иные преференции, - комментирует Евгения Войко. - Мы видим, что эта тема до сих пор не сошла с политической повестки дня украинского руководства, много говорится о том, что Украина не будет вступать в ТС, или же вступит по системе 3+1, что нас не устраивает. Но и евроатлантические планы Украины тоже находятся в стадии "пробуксовки". Пока не решен вопрос с договором о создании зоны свободной торговли и по упрощению либо отмене визового режима с ЕС. И с европейской стороны позитивных сигналов в этом отношении пока не наблюдается". По данным социологического опроса Центра "Социальный мониторинг", предпочтение Таможенному союзу отдают 57% украинцев, интеграцию в ЕС поддержали 34% граждан страны. Похожая ситуация сложилась сегодня и в Молдове, там тоже активно обсуждается возможность вступления в ТС или в ЕС. Согласно одним опросам, жители Молдавии предпочитают интеграцию с Евросоюзом, по другим - Таможенный союз. Еще в прошлом году парламент Молдавии ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли со странами СНГ, приблизившись тем самым к Таможенному союзу. Но вступить в это объединение "через" Украину, которая находится между странами ТС и Молдавией, пока не представляется возможным. Участие в ТС предполагает наличие именно общей границы, причем достаточно активной. Другое дело - Северная Корея, которой лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский тоже предложил стать членом Таможенного союза. "Мы призываем КНДР к вступлению в ТС - с Россией, Беларусью, Казахстаном, потому что Северная Корея примыкает к нам напрямую. Это откроет огромные возможности - деньги, много рабочих мест, одни плюсы", - заявил Жириновский на встрече с послом КНДР Ким Ен Дже. Он также напомнил о предложении транспортного сотрудничества, а именно о соединении железных дорог Южной и Северной Кореи с русским Транссибом. По этой дороге грузы из тихоокеанских портов могли бы идти через Корею и Россию в Европу. Ранее о желании вступить в Таможенный союз заявлял и Вьетнам. Но пока все эти идеи эксперты не разделяют, называя их скорее фантастическими. Основным барьером в их реализации станут крайне разные структуры экономик. "Таможенный союз - серьезный, сложный и важный стратегический проект. Его расширение за счет других стран - в большей степени только отдаленная перспектива на будущее", - уверен Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики. Костенкова Ольга (Finam.ru) Вернуться назад |