ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Биржевая торговля: найдены признаки игромании

Биржевая торговля: найдены признаки игромании


27-12-2012, 11:58. Разместил: VP

Биржевая торговля: удовольствие на кончиках пальцев

Данные анализа мозговой активности частных инвесторов, игравших на симуляторе биржевых торгов, и реальной биржевой статистики говорят о том, что простые люди, торгующие на фондовом рынке, не ищут долгосрочных вложений, а охотятся за мгновенным выигрышем и удовольствием, которое их мозг получает от такого выигрыша. В их мотивации вообще оказалось мало рационального: частные инвесторы предпочитают получить меньше, но здесь и сейчас, а не ждать выгоды, которая может появиться через несколько лет


 

Йель. 25 декабря. FINMARKET.RU - За последние 20 лет было собрано огромное количество данных о том, как индивидуальные инвесторы управляют своими финансовыми портфелями. Часто они ставили экономистов в тупик, не соответствуя элементарным моделям рациональной торговли.

Группа американских экономистов во главе с Кери Фридманом из Университета Южной и Калифорнии и Николасом Барберисом из Йеля выбрала необычный способ наблюдения за поведением биржевых игроков: с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ)они исследовали нейронную активность мозга во время того, как участники эксперимента играли на симуляторе биржевых торгов. С помощью полученных данных ученые попытались понять, как инвестор принимает решения, торгуя на фондовом рынке.

В ходе наблюдений было подтверждено: поведение инвесторов часто связано с "эффектом диспозиции" - они больше склонны продавать акции, когда бумаги торгуются с прибылью к цене приобретения, чем когда их стоимость относительно этой цены падает.

Классическая экономическая теория предполагает, что инвестор получают выгоду от того, как он вкладывает свои средства в течение жизни, с учетом его настоящего состояния и ожиданий в будущем. Однако так свою стратегию строят только профессиональные игроки, например, хедж-фонды.

Индивидуальные инвесторы выбирают более прямолинейную стратегию: для них важно, сколько они заработали здесь и сейчас. Это так называемая теория получения выгоды от реализации - человеку важнее получить моментальную выгоду, которую он осознает, чем продавать бумаги во время падения рынка, сократив свои убытки. Проблема такой логики состоит в том, что стараясь любой ценой избежать краткосрочных потерь, инвестор, в итоге, теряет еще больше.

Но не стоит сразу винить розничных инвесторов в глупости или недальновидности. В отличие от хедж-фондов или институциональных инвесторов, часто они и не ищут долгосрочных вложений, все, что им нужно - удовольствие от мгновенного выигрыша.

 

 

Как забраться в мозг трейдеру


 

Исходные данные: Инвесторам дали возможность торговать тремя бумагами - А, В и С в рамках двух сессий, продолжительностью 16 минут каждая, с перерывом в одну минуту. За одну сессию совершалось 108 сделок. В эксперименте приняли участия 22 мужчины в возрасте 16-60 лет.

  • В начале сессии каждый игрок получал $350 и должен был купить по одной бумаге каждого вида по цене $100, в итоге на руках у игрока оставалось $50.
  • Перед участником было несколько экранов. На одном из них отображалось обновление цены акции после каждой сделки, а на втором он должен был принимать решение о том, что он с ней делает. Процесс анализа информации и принятия решений был сознательно разделен.
  • Игра начинается с девятой сделки, до этого участникам эксперимента дают только сообщения о цене для того, чтобы они смогли выстроить свою стратегию.
  • Больше одной акции одного типа игрок иметь не может. Короткие продажи также запрещены. Инвестиционное решение сводится к покупке или продаже бумаги.
  • Цена на акцию формируется не случайно - она зависит от состояния рынка. Если оно нормально, то с вероятностью 55% акция вырастет в цене и с вероятностью 45% - подешевеет. Если рыночные условия неблагоприятны, вероятность того, что стоимость акции упадет, наоборот, больше, а того, что она вырастет - меньше.
  • Итоги обеих сессий суммировались. По итогам торгов "прибыль" участников составила от $43 до $57,3.

Во время эксперимента нейронная активность мозга трейдеров была исследована с помощью МРТ. Фактически эксперты оценивали изменения магнитных полей, вызванные приливом богатого кислородом гемоглобина в те или иные участки мозга. При этом сам мозг был разделен на небольшие трехмерные разделы - воксели, в каждом из которых сконцентрированы тысячи нейронов. Ученые отслеживали активность внутри вокселей, а также взаимодействие между ними.

 

 

Идеальная и реальная модели

 

  • В рамках предложенной модели рациональный инвестор, скорее всего, должен избавляться от бумаг, которые падают в цене, а растущие держать. Инвестор, ищущий моментальной выгоды, напротив, будет продавать дорожающую бумагу и держать дешевеющую. Он хочет получить выгоду здесь и сейчас, а потери - отсрочить.
  • Результаты МРТ показали, что все участники эксперимента оказались инвесторами, ищущими быстрой наживы, ни одного долгосрочного инвестора среди них не было.

 

 

Среди участников эксперимента рациональных инвесторов не оказалось

 

 

    • Сама модель эксперимента предполагает, что продавать бумаги, растущие в цене, не выгодно. В итоге, 77,9% решений о том, чтобы держать растущие в цене бумаги, были оптимальными, а вот 66,7% решений об их продаже - неоптимальными. Обратная ситуация с дешевеющими бумагами: 79,2% решений их продать были оптимальными, а 80,3% решений о том, чтобы их держать, - нет.

 

 

Игроки редко принимали оправданные долгосрочной стратегией решения

 

 

  • Тесты подтвердили - когда человек продает ради краткосрочной выгоды, активность в вентромедиальной префронтальной коре головного мозга (она, в частности, отвечает за эмоциональную оценку ситуации), растет.

 

 

МРТ наглядно доказала эффект диспозиции

 

 

 

  • Эксперимент также выявил прямую корелляцию роста активности в вентромедиальной префронтальной коре головного мозга во время принятия решения о продаже с выгодой, которую инвестор может получить от реализации бумаги.

 

 

Чем больше выгода, тем выше активность мозга

 

 

 

  • Еще одно подтвержденное предположение: человек, продающий растущую в цене акцию, получает больше удовольствия, чем человек, решивший подождать.

 

 

Инвестор получает быстрое удовольствие от продажи бумаги

 


Вернуться назад