Некоторое время назад правительства двух государств – Украины и России – решили, что нужно объединиться и совместными усилиями приняться за создание универсальных самолетов, которые были бы конкурентоспособными на мировом рынке, не уступая лучшим образцам зарубежной авиатехники. И начиналось все вроде бы неплохо, ведь практически все необходимое было предоставлено: и авиационные научно-исследовательские институты, и конструкторские бюро, и заводы, и даже квалифицированные специалисты. Не хватало самую малость – достаточного финансирования и политической воли.
Сегодня же, когда речь заходит об уникальном по своим техническим характеристикам самолете Ан-70, оказывается, что прежние проблемы остались.
Заказчик – военное российское министерство – одним из обязательных условий выдвинул существенную модернизацию данной техники. В результате на самолет были установлены усовершенствованные и новые бортсистемы, в частности системы управления самолетом и окружающей обстановкой в кабине, а кроме того, турбовинтовентиляторные двигатели.
Но, не обошлось во всей этой истории и без элементов детектива. Так, в 1990-е года вся Европа была обеспокоена проблемой формирования сил быстрого реагирования. Поэтому был объявлен тендер на создание военно-транспортного самолета нового поколения. И нет совершенно ничего странного в том, что самолет Ан-70, благодаря своим характеристикам, вызвал большой интерес, как нет ничего странного в том, что именно машина «Антонов» стала победителем конкурса, в котором были представлены проекты из восьми государств. Но эта победа превратилась для украинцев в настоящую проблему, масштабы которой со временем только росли. Во-первых, не был урегулирован вопрос интеллектуальной собственности по данной машине, ведь более 80 процентов запчастей и комплектующих к ней производились в России, в то время как конструкторские бюро находились на территории Украины.
Затем европейские представители как-то внезапно вспомнили о том, что у них также есть неплохие производители авиатехники. Немного позже выяснилась правда, что некоторая часть чертежей по Ан-70 каким-то образом оказалась в распоряжении западных конструкторов. Версий случившегося было несколько: и тайная продажа, и промышленный шпионаж, и простая неосмотрительность разработчиков, которые предоставили гораздо более данных по проекту, чего того требовалось…
Понятное дело, что Россия не могла оставаться в стороне от всех этих событий.
В начале октября 2012 года российский глава государства В.Путин в ходе совещания относительно заказов на транспортные и гражданские самолеты отечественные самолеты до 2020 года сделал заявление о том, что в Европе готовится к производству самолет, созданный предположительно на базе Ан-70, но с меньшей грузоподъемностью.
Несмотря на то, что Ан-70 и А400М внешне очень похожи друг на друга, по своим летным и техническим характеристикам они существенно отличаются.
Так, Ан-70 – это военно-транспортный, оперативно-тактический самолет нового поколения, который обладает коротким взлетом и посадкой. Это турбовой винтовентиляторный высокоплан с однокилевым оперением, оснащенный четырьмя двигателями ТВД Д-27 разработки украинского конструкторского бюро Ивченко, российским винтовентилятором Св-27. Высокая экономичность достигается благодаря высокому сжатию воздуха в компрессоре. Таким образом, расход топлива при максимальном весе составляет порядка 4 тонн в час на все двигатели.
Что касается технических характеристик, то данный самолет обладает длиной в 40,73 метра, размахом крыла, равным 44,06 метра, высотой 16,38 метров. Максимальная грузоподъемность его составляет 47 тонн. При этом самолет может развивать максимальную скорость, равную 780 километров в час и подниматься на высоту 12 тысяч метров. Для взлета необходим разбег порядка 600-800 метров. Машина рассчитана на 6 человек экипажа и 300 человек десанта. Помимо этого, Ан-70 может использоваться для транспортировки боевой техники в зону боевых действий, поскольку объем грузового отсека его составляет 425 кубических метров.
Если говорить о самолете А400М – то это турбовинтовой четырехмоторный военно-транспортный самолет, производством которого занимается Европейский Союз. Первый образец появился в июне 2008 года в Севилье. Двигатели, которыми самолет планируется оснастить – это либо немецко-французские Ml 38, либо итальянские «Фиат авиа», либо испанские ITP. Данная машина обладает размахом крыла, равным 42,4 метров, длиной 45,1 метра, высотой 14,7 метра. При этом грузоподъемность А400М составляет всего 30 тонн. Он может развивать максимальную скорость в 780 километров в час, но при этом подниматься на высоту лишь чуть более 11 километров. Экипаж самолета составляет 2-3 человека. Может быть использован для транспортировки 120 человек десанта и боевой техники.
Но если Ан-70 может производить транспортировку даже в те местности, где необходимая инфраструктура практически отсутствует, то А400М такими качествами не обладает. Кроме того, отличаются эти самолеты и по стоимости: А400М стоит порядка 145 миллионов евро, в то время как Ан-70 – всего около 67 миллионов долларов.
Специалистами Европейского Союза был проведен анализ динамики проведения разработок перспективных военно-транспортных самолетов в России, Соединенных Штатах Америки и в Украине. Позже был предоставлен обобщенный доклад, в котором утверждалось, что Ан-70 совместного украино-российского производства и его экспортный образец Ан-7Х в значительной степени опережает А400М по многим техническим характеристикам, в том числе и по такому показателю, как дальность полета и полезная нагрузка. Кроме того, в докладе отмечалось, что отечественный военно-транспортный самолет в полной мере отвечает европейским стандартам и по уровню развития опережает европейский вариант более чем на десятилетие.
Очевидно, что самолет, обладающий такими характеристиками, нужен России, иначе она бы его попросту не купила. Но и этому предшествовали определенные события. Так, в частности, необходимо отметить, что первый полет Ан-70 состоялся еще в 1994 году в Киеве. В следующем году в ходе проведения испытательного полета один опытный образец самолета упал, столкнувшись с самолетом сопровождения. В 2001 году новый опытный образец самолета был поврежден в результате отказа двигателя на взлете в Омске. Но вскоре его восстановили. А уже в следующем году и российская, и украинская сторона в равной степени взяли на себя ответственность за возможный крах производства.
Изначально российское военное ведомство хотело закупить 160 самолетов Ан-70, однако затем от заказа отказалось ввиду слишком высокой его стоимости (один Ан-70 стоил практически в 2 раза больше своих российских аналогов Ил-214, Ту-330, Ил-76МФ). Что касается украинского военного министерства, то здесь было принято решение о закупке пяти военно-транспортных самолетов. И тогда будущее существование Ан-70 вновь оказалось под угрозой, поскольку российская сторона отказалась от участия в проекте, отдав предпочтение своим Ил-76МФ, а украинская сторона не в состоянии была вложить достаточное количество средств для производства нового самолета.
Поэтому только в 2009 году представители АНТК имени Антонова сделали заявление о том, что в 2012 году будет завершено строительство двух серийных Ан-70. В 2011 году первый из этих самолетов, который создавался изначально для украинских вооруженных сил, был продан российскому Министерству обороны. Согласно государственной программе вооружений Российской Федерации на 2011-2020 годы, государство имеет намерение закупить 60 самолетов Ан-70. Об этом в апреле 2011 года заявил бывший военный российский министр Анатолий Сердюков. Украина до 2017 года должна получить 10 машин.
В августе текущего года Россия совместно с Украиной приступили к летным испытаниям военно-транспортного самолета, а в конце сентября первый модернизированный образец совершил первый полет.
По словам генерального конструктора ГП «Ивченко-Прогресс» Игоря Кравченко, программа испытаний модернизированных самолетов проходит вполне успешно, характеристики подтверждаются. Таким образом, окончание совместных летных испытаний намечено на начало 2013 года.
Итак, первая небольшая победа достигнута, теперь важно основательно приступить к строительству Ан-70.
Отметим, что серийное производство будет осуществляться на Казанском авиапроизводственном объединении имени Горбунова, где будет производиться фюзеляж и окончательная сборка. В Украине будут производиться двигатели, оперение и крылья самолета. По словам генерального директора предприятия «Антонов», производство Ан-70 будет выгодно как России, так и Украине.
Кроме того, самолетом уже заинтересовались некоторые другие государства, и даже готовятся предварительные переговорные процессы.
Тем не менее, нерешенной осталась вторая важная проблема – финансирование. Так, согласно информации, опубликованной Центром анализа мировой торговли оружием, серийное производство Ан-70 в Казани начнется не ранее, чем в 2015 году или же вообще будет перенесено на 2016 год из-за недостаточного финансирования.
Но, эксперты уверены, что еще не все потеряно. Существует надежда на то, что в свете изменений в военном ведомстве России средства на строительство Ан-70 все-таки будут выделены. И тогда и Россия, и Украина получат военно-транспортный самолет, который считается лучшим в мире.
Использованы материалы:
http://odnarodyna.com.ua/node/11038
http://www.sukhoi.ru/forum/archive/index.php/t-40760.html
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=142
http://ria.ru/defense_safety/20121116/911001730.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED-70