Украинские чиновники высшего ранга продолжают заверять в неизменности курса Украины в сторону Европы. Однако есть все основания ожидать, что ситуация будет развиваться совершенно в противоположном направлении. Причем подтверждение этого мы, возможно, сможем услышать уже в самое ближайшее время.
На начало декабря запланированы две встречи президентов Украины и России Виктора Януковича и Владимира Путина. Первая пройдет в Ашхабаде в рамках саммита глав правительств СНГ 5 декабря, вторая - буквально через несколько дней, дата официально не уточнена.
Скидка в обмен на интеграцию
По предварительной информации, основной темой переговоров будет сближение Украины с Таможенным союзом. Вряд ли Украина даст конкретный ответ относительно вступления в ТС. Можно предположить, что нашей стороной будет сделано некое заявление, из которого станет ясно - скорее "да", чем "нет".
В ответ, по имеющейся информации, Россия может сделать шаг навстречу в вопросе снижения цены газа. Каким образом это произойдет, окончательно пока неизвестно. Не исключено, что пообещает определенную скидку. К примеру, по самому оптимистическому варианту, на размер импортной пошлины в 30% от цены (это лишь к примеру). Пессимистический вариант – на 10%, как странам Европы – до 400 долл.
Фактор ВТО в контексте темы о Таможенном союзе
Стоит отметить, что на перспективе присоединения Украины к ТС может негативно отразиться фактический отказ ВТО принять предложение нашей страны по пересмотру, а фактически по увеличению ввозных пошлин. Как известно, степень защиты внутреннего рынка Украины как члена ВТО в два раза ниже, чем российского. И Москва уже не раз заявляла об опасности проникновения в страны ТС более дешевой западной продукции через Украину.
Так что вопрос повышения пошлин важен Украине по двум причинам. С одной стороны, для защиты внутреннего производителя, с другой – для снятия проблем в случае присоединения к ТС.
Правда, заявление ВТО с просьбой отозвать Украину заявку на пересмотр пошлин как таковое особой роли не играет. Решение, по сути, принимает не сама организация, а каждый из ее членов. Хотя, крупнейшие представители ВТО – страны ЕС, США и Китай - уже высказали свою обеспокоенность по поводу планов Украины и, если Киеву все же удастся достичь с некоторыми из них ожидаемого результата, в ответ они вполне могут со своей стороны ужесточить защитные меры.
"Такой поворот событий может значительно усложнить переговорный процесс Украины с Таможенным союзом и полноценное существование системы ЗСТ в рамках СНГ, так как уровень тарифной защиты этих объединений значительно выше, чем у Украины, и может вредить их экономическим интересам. Негативная реакция государств-членов ВТО на возможный пересмотр тарифных обязательств Украины может привести к применению санкций ограничительного характера (не только тарифных) по отношению к нашей стране, следствием чего может стать ухудшение ситуации с экспортом, выставление требований к Украине относительно компенсационных механизмов, инициирование странами-членами ВТО обсуждения выполнения Украиной обязательств в рамках ВТО", - прокомментировал ситуацию экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин.
Юридический аспект присоединения к ТС
Если все-таки будет принято политическое решение о вступлении Украины в ТС, то на пути его реализации могут возникнуть юридические сложности. Сейчас часто вспоминают о необходимости проведения референдума. Мол, чтобы народ высказал свою позицию, что ему ближе – ЕС или ТС, а, следовательно, и Евразийский союз на перспективу.
Не исключено, что такой референдум может быть проведен. Закон о нем уже принят. Правда, неизвестно, ведется ли в Украине работа по его подготовке. Во всяком случае, перед выборами вице-премьер Сергей Тигипко сказал, что не слышал об этом.
Как отмечает министр юстиции Александр Лавринович, для вынесения на референдум вопроса о вступлении Украины в Таможенный союз сначала необходимо подписать соответствующее межгосударственное соглашение. "Я сомневаюсь, что будет возможность такой референдум провести в соответствии с действующим законом", - сказал министр. Но, "когда вопрос ратификации (соглашения – ред.) будет, тогда процедура, которая определена в Конституции, предусматривает, что это должно быть вынесено на всеукраинский референдум", - пояснил .Лавринович.
С другой стороны, перед референдумом (если решат проводить) необходимо будет получить заключение Конституционного суда по поводу того, не противоречит ли ст. 92 Основного закона вступление в организацию с наднациональным органом, коим в Таможенном союзе является Комиссия ТС (сейчас Евразийская экономическая комиссия - единый регулирующий орган ТС и Единого экономического пространства).
***Согласно ст. 92 Конституции, внешнеэкономическая и таможенная деятельность определяется лишь законами Украины.
Как стало известно, вопрос возможности обращения в КС по данной теме уже обсуждается в верхах.
Новые экспертные оценки вступления Украины в ТС
На сегодняшний день эксперты ни со стороны Украины, ни со стороны Евросоюза не обнародовали какие-либо конкретные оценки результата подписания соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
В свою очередь, уже есть несколько экспертных заключений относительно присоединения Украины к Таможенному союзу. Их сделали академические институты Украины и России, к примеру, украинский Национальный институт стратегических исследований. В распоряжении УНИАН оказались последние выкладки специалистов Минэкономразвития и торговли Украины, которые свидетельствуют о положительном эффекте для Украины после присоединения к ТС, причем практически с первого же года.
Кроме того, по результатам работы украинской и российской правительственных экспертных групп высокого уровня во главе с первыми вице-премьер-министрами, Украина в случае вступления в ТС получит следующие плюсы:
Отмена экспортных пошлин на нефть добавит 3 млрд. долл. в год, на нефтепродукты – 490 млн. долл.
Снижение цен на газ до уровня российских внутренних цен – 4,6 млрд. долл.
Отмена российских защитных мер в отношении Украины приведет к увеличению украинского экспорта в РФ на 670 млн. долл. в год.
Компенсация Украине возможных санкции со стороны ВТО – 1,9 млрд. долл.
Обеспечение загрузки ГТС.
Прирост (снижение) объемов выпуска продукции по ВЭД и ВВП в целом в условиях вступления Украины в Таможенный союз с РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в %
Вид экономической деятельности
|
1-ая волна*
|
2-ая волна*
|
Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги
|
2,12
|
2,43
|
Лесное хозяйство и связанные с ним услуги
|
1,6
|
2,71
|
Рыбалка, рыборазведение
|
0,15
|
2,61
|
Добыча угля, лигнита, торфа; добыча урановой и ториевой руд
|
3,56
|
4,09
|
Добыча углеводов и связанные с ним услуги
|
4,45
|
4,32
|
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
|
3,97
|
4,18
|
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
|
1,11
|
2,09
|
Легкая промышленность
|
0,65
|
1,94
|
Обработка древесины и изготовление изделий из древесины; целлюлозно-бумажное производство; полиграфическая деятельность
|
0,73
|
2,03
|
Производство кокса; производство ядерных материалов
|
0,41
|
3,62
|
Производство продуктов нефтепереработки
|
0,71
|
3,48
|
Химическая и нефтехимическая промышленность
|
2,97
|
3,13
|
Производство другой неметаллической минеральной продукции
|
5,02
|
3,38
|
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
|
4,12
|
3,69
|
Машиностроение
|
6,21
|
4,07
|
Другие сферы промышленности
|
2,07
|
2,93
|
Производство и распределение электроэнергии
|
3,40
|
3,49
|
Производство и распределение газа
|
2,43
|
4,04
|
Поставка пара и горячей воды
|
1,85
|
4,06
|
Сбор, очищение и распределение воды
|
4,39
|
4,73
|
Строительство
|
6,94
|
3,98
|
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного использования
|
2,64
|
4,36
|
Деятельность отелей и ресторанов
|
0,90
|
1,37
|
Деятельность транспорта
|
5,75
|
3,7
|
Деятельность почты и связи
|
2,87
|
3,64
|
Финансовая деятельность
|
0,30
|
1,56
|
Операции с недвижимым имуществом
|
10,87
|
6,46
|
Аренда машин и оборудования, прокат бытовых изделий и предметов личного использования
|
5,17
|
4,35
|
Деятельность в сфере информации
|
1,05
|
3,24
|
Исследования и разработки
|
5,69
|
4,77
|
Деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям
|
1,98
|
3,74
|
Государственное управление
|
5,76
|
3,55
|
Образование
|
2,85
|
2,39
|
Охрана здоровья и предоставление социальной помощи
|
3,88
|
3,13
|
Санитарные услуги, уборка мусора и утилизация отходов
|
9,68
|
4,79
|
Деятельность общественных организаций
|
0,19
|
1,21
|
Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечении
|
1,00
|
1,36
|
Предоставление индивидуальных услуг
|
1,83
|
2,85
|
Валовой выпуск (всего)
|
3,26
|
3,35
|
Валовой внутренний продукт
|
2,2
|
2,06
|
*- первая волна учитывает прямое влияние на выпуск продукции
* - вторая волна учитывает дальнейшее посредственное лаговое влияние Украины в ТС
Юрий Ходжаян (УНИАН)
|