ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > «Большая стройка» на Дальнем Востоке: на что потратят 5 трлн рублей

«Большая стройка» на Дальнем Востоке: на что потратят 5 трлн рублей


21-11-2012, 13:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Большая стройка» на Дальнем Востоке: на что потратят 5 трлн рублей

20 ноября 2012   Елена Гладкова  

 

Образованное в марте Министерство развития Дальнего Востока представило масштабную стратегию для региона. Составлен перечень необходимых краю проектов, который насчитывает 92 позиции на сумму 5 трлн рублей. Список направлен во Внешэкономбанк, а непосредственной реализацией может заняться дочерняя компания банка — ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». К финансированию проектов планируется привлечение внебюджетных источников, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в ВЭБе.

 

Куда пойдут средства

 

Главное направление – развитие инфраструктуры, которое предполагает реализацию 35 проектов. Самой масштабной задачей остаётся реконструкция БАМа. Стоимость работ по обновлению магистрали министерство оценило в 1,1 трлн рублей. Объём грузоперевозок по ней к 2015 году должен быть увеличен до 52 млн тонн, а до 2030 года до 100 млн тонн. То есть в течение ближайших 18 лет предполагается увеличение грузоперевозок почти в 10 раз – в 2011 году перевезено всего около 10 млн тонн. Кроме того, министерство предложит правительству механизм перевода БАМа на самоокупаемость.

 

Среди других инфраструктурных проектов – строительство моста на Сахалин, модернизация Транссиба (предполагает соединение с Транскорейской магистралью), развитие сети железных и автодорог, реконструкция аэропортов, строительство портовых комплексов и многое другое. Также планируется построить зерновой терминал на мысе Муравьева, который должен существенно увеличить экспорт зерновых в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Второе по важности направление – энергетическое, в рамках которого может быть реализовано 30 проектов. В частности, Минвостокразвития предлагает построить две новые ГРЭС в Якутии и на Сахалине взамен прежних, которые сильно изношены. В Приморском крае должна появиться новая ТЭЦ, а также построена ГТУ-ТЭЦ на месте Владивостокской ТЭЦ-2. А на Камчатке предлагается возвести Жупановскую ГЭС с тремя мощными плотинами. Перечень проектов предполагает также строительство новых линий электропередач и модернизацию многих уже действующих энергетических объектов.

 

Третьим по масштабности направлением является производственное. На него приходится 20 проектов. Среди них – наращивание добычи угля, освоение новых железнорудных и урановых месторождений, отработка золоторудных месторождений, увеличение добычи газа и нефти, освоение лесных ресурсов и др.

 

Впрочем, далеко не все производственные проекты ориентированы лишь на добычу природных ресурсов. Стратегия предполагает создание новых обрабатывающих и перерабатывающих промышленных объектов. В частности, запланировано строительство целлюлозно-бумажного комбината в Амурске, создание инновационного экологически чистого производственного комплекса по безотходной переработке рыбы и морепродуктов в Камчатском крае, возведение комплексного деревообрабатывающего производства на Сахалине, создание индустриального автомобильного кластера во Владивостоке, строительство нефтеперерабатывающих заводов и многое другое. Кроме того, планируется построить две высокотехнологичные судостроительные верфи.

 

Среди прочих производственных проектов – создание соевого кластера на территории всего Дальневосточного округа. В частности, предлагается строительство соевого завода годовой мощностью 100 тыс. тонн переработки соевых бобов, производством 16 тыс. тонн масла-сырца, 66 тыс. тонн соевой муки (шрота), часть из которой будет использована для производства концентрированных кормов.

 

Планируется на Дальнем Востоке развивать и туризм. В Камчатском крае может быть построен всесезонный международный горнолыжный курорт, а также новый туристско-рекреационный кластер вокруг курорта «Паратунка».

 

В раздел «прочее» попал проект развития космического кластера на базе космодрома «Восточный» в Амурской области. Он предполагает строительство 10-ти технических и обеспечивающих площадок, стартового комплекса ракеты-носителя среднего класса аэродрома, кислородно-азотного завода, водородного завода, системы электроснабжения, а также 115 км автомобильных и 125 км железных дорог.

 

Перспективы проектов

 

Отмечается, что ни бизнес-плана, ни проектно-сметной документации по проектам пока нет. В настоящий момент Минвостокразвития ожидает политического решения от руководства страны. Если решение окажется положительным, то министерство начнёт расчёты. Согласовать итоговый список должен вице-премьер Игорь Шувалов.

 

При этом часть проектов пересекается с предложениями других министерств и ведомств — Минэнерго, Минпромторга, Минсельхоза, Минрегиона, Минтранса, РЖД, ФСК и Сибирского федерального округа. Однако поручение по составлению списка правительство давало именно Министерству по развитию Дальнего Востока, поэтому его перечень является приоритетным.

 

Заявления о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока президент Владимир Путин делал в течение всего 2012 года. В частности, в апреле глава государства отметил, что темпы прироста дальневосточного ВРП должны опережать рост общероссийского ВВП в течение как минимум 10-15 лет. Отметим, что в этом году на развитие Дальнего Востока было добавлено дополнительно 104 млрд рублей из федерального бюджета.
Линия на приоритетное развитие региона получила подтверждение и во время саммита АТЭС, на котором Путин вновь подчеркнул первостепенную важность Дальневосточного округа как для развития самой России, так и для укрепления связей со странами Азиатско-Техоокеанского региона.

 

Партнёр компании ФБК Игорь Николаев считает, что без внушительных бюджетных вливаний реализация проектов невозможна. В разговоре с «Ведомостями» он сказал:

 

— Дороги — это дорого. Главное — чтобы отобранные для финансирования проекты были полезны экономике всей страны, а не только отдельным промышленным предприятиям, которые просят провести дороги к своим месторождениям.

 

Николай Харитонов, председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, кандидат экономических наук, прокомментировал для «Однако» стратегию Министерства по развитию Дальнего Востока:

 

— Не случайно Дальний Восток называют воротами РФ. Безусловно, обустройство Дальнего Востока требует колоссальных денег, хотя по времени мы припоздали. Ежегодно, например, с Приморского края уезжает до 18 тысяч человек. Не с мешком таблеток и не на костылях, а именно трудоспособное население, потому что не могут себя реализовать. Поэтому Дальний Восток однозначно необходимо развивать.

 

Главное, это насколько точно просчитаны и обоснованы эти колоссальные деньги, и как они проекты будут воплощены в реальную жизнь. Безусловно, здесь надо семь раз отмерить и один отрезать, и выполнять.

 

Шестой созыв Госдумы участвовал во многих круглых столах — разговор идёт и о реальном секторе экономики, и об освобождении мужчин от службы в армии с условием, что они останутся жить на Дальнем Востоке, то есть все меры хороши.

 

Понятно, что необходимо что-то наукоёмкое, понятно, что и БАМ надо оживлять. Неслучайно в Советское время просчитывали и прекрасно понимали, что БАМ — это экономический ручеёк, своеобразный шёлковый путь на Восток.

 

Внутри нашего комитета, скорее всего, будет создан подкомитет по контролю за эффективностью федеральных бюджетных ассигнований в регионы, в том числе и по Дальнему Востоку. Комитет, конечно, приветствует эти инициативы, и точки соприкосновения мы найдём.

 

Безусловно, каждый регион РФ по-своему значим, и каждый надо развивать. Но сегодня особое внимание и финансирование стоит привлечь к Дальнему Востоку, в силу сложившихся обстоятельств. Однако нельзя, чтобы захромали другие регионы.

 


Вернуться назад