ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > К рождению в России нового класса «вчерашних нищих»

К рождению в России нового класса «вчерашних нищих»


16-11-2012, 14:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

К рождению в России нового класса «вчерашних нищих»

 

 

 
Евгений Супер

 

За последнее десятилетие Россия совершила титанический рывок в борьбе с нищетой. Настолько мощный, что сегодня у нас нет нищеты как таковой, а люди, поднявшиеся на ступеньку в экономическом благополучии стали самым обширным классом. «Вчерашние нищие» -- именно этот класс, а вовсе не малочисленные «рассерженные горожане» сегодня диктует свои требования власти. Чего он на самом деле хочет и что с ним делать – рассуждают лучшие либерально-ориентированные умы России.

 

В России нищих нет

 

Цифры, которые приводят исследователи, действительно впечатляют. В 2000-ые годы в нашей стране:

 

-- Реальные доходы населения выросли в два раза; отношение их среднего показателя к прожиточному минимуму – в 1,7 раза;

 

-- Численность бедных и уровень бедности сократились в 2,4-2,5 раза: с 42 до 18 млн. человек или с 29% до 13% населения. Самым эффективным средством оказалось повышение пособий на детей и материнский капитал;

 

-- Уровень дефицита денежных доходов населения снизился с 5% до 1,2% от общих денежных доходов;

 

-- Людей, живущих на доходы ниже всемирно принятого порога нищеты в $1-2 в день на человека, у нас практически не осталось: в 2009 году - около 0,05% населения;

 

-- По признанным методикам 30% населения России могут быть отнесены к среднему классу развивающегося мира, от 60% до 70% -- средний класс по меркам развитых западных стран;

 

-- 3/4 населения страны «охвачены» личными автомобилями. Такого нет нигде в развивающихся странах.

 

Есть ещё много фактов, свидетельствующих о победе над нищетой в России: желающие легко найдут их в соответствующих исследованиях. Что стало тому причиной, сомнений не вызывает почти ни у кого. Во-первых, рост доходов государства от экспорта природных ресурсов. Во-вторых, политика власти по перераспределению этих доходов. В частности, большое влияние на ситуацию оказало повышение пенсий, пособий на детей и материнский капитал. То есть факты вопреки широко пропагандируемому мнению о том, что все доходы от экспорта у нас разворовываются, свидетельствуют об обратном.

 

Стремительный рост доходов значительной части населения в сверхкороткий по историческим меркам период создал в России фактически новый общественный класс. Некоторые исследователи называют его «средним», некоторые «стремящимся к среднему» - не суть важно. Важно то, что власть должна быстро понять, что от этого класса ожидать и как сохранить его лояльность.

 

Чего хочет новый класс?

 

Этим вопросом озаботился уже известный нам «Центр стратегических разработок» (ЦСР), выпустивший доклад «Прощай, нищета!», и другие либерально-ориентированные экономисты, обсуждавшие вопрос на «Гайдаровских чтениях». Несмотря на одинаковое видение текущего состояния и даже причин роста благосостояния общества (роль Путина молчаливо признаётся даже его идеологическими противниками), оценка последствий у участников обсуждения существенно расходится.

 

Так, ЦСР не скрывает радости от того, что образовался массовый класс новых потребителей. В докладе многократно указывается на то, что вчерашние нищие сегодня обеспечены предметами далеко не первой необходимости (дорогие телевизоры, мобильные телефоны, холодильники и т.д.) и склонность к покупке новых предметов быта у них растёт. То же самое касается потребления этим классом продуктов питания и услуг. Недаром розничный сектор в России демонстрирует небывалый рост.

 

При этом, по мнению ЦСР, новый класс потребителей, удовлетворив свои первичные потребности, меняет и структуру запроса к власти. Так, если ещё вчера его представители были склонны к «лево-популистской и националистической» идеологии, сегодня они гораздо более взвешены в своих политических взглядах. Вообще, по мере насыщения, у этих людей пропадает желание свергать и перераспределять, а возникают совсем иные запросы. Они хотят всего лишь более качественно и комфортно потреблять – иметь хорошую систему ЖКХ, ездить по хорошим дорогам, иметь честные и справедливые суды и т.д. При этом идеалы демократии их почти не интересуют.

 

Другие участники «чтений», напротив, считают, что по мере выхода из нищеты, россияне начинают выдвигать власти новые требования: прозрачность власти, развитие гражданских свобод и т.д.

 

Кто возглавит новый класс?

 

Но, конечно же, главный вопрос – это кто и как возглавит «вчерашних нищих». ЦСР делает акцент на том, что здесь нужны новые подходы. Например, потребуется новая партия, и «Единая Россия» на эту роль уже не годится. Она создавалась в других условиях и для решения других задач. Теперь же нам просто необходима новая партия, выражающая интересы народившихся потребителей. Между делом в докладе указывается на то, что большинство населения позитивно воспринимает фигуру А.Кудрина (в прошлом докладе эта идея тоже протаскивалась) и считает его профессионалом. То же самое большинство отходит от идеи о том, что государство должно тратить больше, чем может себе позволить, и в планировании расходов должно исходить в первую очередь из реальных возможностей (то есть опять же протаскивается кудринский подход).

 

Большинство выступающих сошлись на том, что новый класс скептически относится к «болотным революционерам», а, значит, они не смогут выразить его интересы. Даже такая, казалось бы, популярная задача, как борьба с коррупцией, по их мнению, не может вестись любой ценой. Таким образом «лево-популистские» фигуры вроде Удальцова и «борцы с коррупцией» вроде Навального автоматически устраняются из будущей политической расстановки. Они не смогли и не смогут оседлать новый класс, а значит место им на политическом кладбище.

 

Вместо них должны прийти лидеры, ставящие во главу угла насыщение класса новыми благами и поддержанием их уровня потребления. Само собой разумеется, что поддержание уровня потребления обширного класса подразумевает сокращение расходов на «ненужные» для него статьи. Между строк читается урезание расходов на ВПК, науку, образование, космос и т.д. с приоритетом в пользу развития финансовой сферы, производства потребительской продукции и т.д.

 

На радость спекулянтам и ростовщикам

 

Вообще, ликвидация нищеты – факт, конечно, же отрадный. Формирование же нового массового класса – событие грандиозное, и совершенно естественно, что за этот класс теперь будут бороться различные политические силы. Либеральная элита отреагировала раньше других и преподнесла ситуацию в нужном ей ракурсе. Однако существует и другая точка зрения.

 

В доклад ЦСР попал и мой родной город как пример состояния дел с нищетой на периферии. Это даёт мне право усомниться в некоторых основополагающих выводах докладчиков. Действительно, на наших улицах почти нет нищих с протянутой рукой, как это было прежде. Действительно, у нас почти в каждой квартире есть неплохой телевизор, модный мобильник и холодильник с системой «NOFROST». Однако благодарить за это нужно главным образом не перераспределение экспортной выручки (хотя её вклад существенен), а взрывной рост потребительского кредитования. К примеру, один из моих знакомых недавно похвастался новым «айфоном», купленным в кредит, а после этого попросил 200 рублей до зарплаты. И это не какой-то единичный случай, а вполне системный перекос. В тех же семьях с новыми жидкокристаллическими панелями зачастую просто нечего жрать на ужин.

 

Мой знакомый банкир рассказывает, что за последние два года не видел ни одного клиента, у которого не было бы хотя бы одного действующего кредита, а большинство из них имеют негативную кредитную историю. И эти изменения произошли стремительно, и впрямь в рекордный в исторических масштабах срок.

 

Всё это значит, что текущее благосостояние «вчерашних нищих» весьма условно и действительно представляет для власти новый вызов. Ультра-либеральные методы предполагают урезание «ненужных» расходов и дальнейшее накачивание кредитной системы. Это позволит запустить процесс перетягивания «вчерашних нищих» в настоящий средний класс, где большинство из них будет разоряться и неизбежно возвращаться на исходные позиции. Такой круговорот потребителей западного образца – мечта ритейлеров и банкиров, которые, по всей видимости, приложат все усилия, чтобы её реализовать.


Вернуться назад