ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Повышение цен на нефть в следующем году на $10-20 за баррель эквивалентно дополнительному росту ВВП РФ на 0,5-2%
Повышение цен на нефть в следующем году на $10-20 за баррель эквивалентно дополнительному росту ВВП РФ на 0,5-2%8-11-2012, 14:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Повышение цен на нефть в следующем году на $10-20 за баррель эквивалентно дополнительному росту ВВП РФ на 0,5-2%
В октябре наблюдалось повышение оценочных рыночных рисков в связи с сохраняющейся неопределенностью относительно перспектив разрешения европейского долгового кризиса и невнятного сезона отчетностей американских корпораций. Между тем, данные мировой макроэкономической информации отражали в целом благоприятную динамику показателей в ряде отраслей экономики, что позволяет надеяться на усиление экономической активности в ближайшие кварталы. Инфляционные индикаторы ведущих стран продемонстрировали стабилизацию или некоторое ускорение темпов прироста. Под влиянием политики ведущих ЦБ, ориентированной на более высокие ставки базовых "качественных" активов, более высокую норму прибыли, требуемую доходность вложений и ускорение прироста инвестиций и ВВП, инфляция способна постепенно ускориться в США и мире до сравнительно высоких среднесрочных уровней. Но этот процесс, исходя из имеющейся статистики, займет от полугода до года. Заявления финансовых и экономических властей развивающихся стран свидетельствуют о том, что задача поддержки инвестиционного спроса рассматривается ими в качестве первоочередной. Финансово-политическая информация, поступающая на рынок, в основном отражала конструктивные тренды, однако она демонстрировала и риски, имеющиеся для инвесторов. Ряд внутри- и внешнеполитических новостей, поступивших из ведущих стран мира в последние недели, свидетельствуют о наличии факторов, которые потенциально могут ограничить прирост капитализации рынка в среднесрочном периоде. Однако потенциальное влияние этих факторов на динамику инвестиций представляется отложенным на перспективу до середины 2013 г. Еврозона Агентство S&P снизило рейтинг Испании с ВВВ+ до ВВВ-, что соответствует минимальному инвестиционному уровню. В то же время агентство Moody’s, вопреки преобладавшим на рынке неблагоприятным ожиданиям, сохранило инвестиционный рейтинг Испании на уровне Ваа3, оставив, впрочем, и "негативный" прогноз по данному рейтингу. Агентство отметило в релизе значимое сокращение суверенных рисков Испании под влиянием решений ЕЦБ, руководства Еврозоны и действий правительства Испании. "Негативный" прогноз Moody’s отражает риски, связанные как с процессом экономических реформ в Испании, так и с политико-финансовой ситуацией в европейском регионе, который нуждается в реальном продолжении своих действий, направленных на реформирование экономических, бюджетных и регулирующих структур. В частности, агентство указало как существенный риск для рейтингов Испании вариант выхода Греции из состава Еврозоны. Moody’s заявило о возможности пересмотра испанских инвестиционных рейтингов, если в результате реализации какого-либо из негативных сценариев Испания потеряет или окажется под значимой угрозой потери доступа к ресурсам финансирования на открытом рынке. При этом Moody’s отметило вероятное, по его мнению, обращение испанского правительства за поддержкой к ресурсам фонда стабильности ESM. Агентство особо подчеркнуло, что обращение Испании за поддержкой к европейским наднациональным структурам не отразится на ее рейтингах, поскольку правительство, вероятно, сохранит доступ к фондированию на открытом рынке. Агентство позитивно оценило процесс банковских, бюджетных и структурных реформ в Испании и рассматривает как позитивный фактор возможное обращение страны в процессе этих реформ за поддержкой ESM. Япония На состоявшемся 30 октября заседании Банк Японии расширил программу покупки активов и поддержки кредитования на 11 трлн. иен до 91 трлн. иен. Японский ЦБ выделит 5 трлн. иен на покупку долгосрочных гособлигаций Японии и столько же на покупку краткосрочных государственных векселей. Планируется также потратить 100 млрд. иен на покупку коммерческих бумаг и 300 млрд. иен − на поддержку рынка корпоративных облигаций. Около 500 млрд. иен будет направлено на поддержку фондового рынка при помощи покупок долей в индексных фондах. Еще 10 млрд. иен пойдут в фонды, связанные с рынком недвижимости. Все эти средства будут израсходованы до декабря будущего года. Сверхмягкая денежная политика продлится до тех пор, пока уровень инфляции не достигнет 1%. Кроме того, Банк Японии принял решение запустить программу поддержки банковского сектора. Монетарные власти готовы предоставить коммерческим банкам долгосрочные кредиты по крайне низкой ставке. Их объем будет равен росту их кредитного портфеля. Размер этой бессрочной программы ограничен только желанием коммерческих банков расширять предложение средств реальному сектору экономики. Глава Банка Японии М. Ширакава в своем выступлении отметил, что высокие темпы прироста экономики страны и значительные ожидания дальнейшего роста создают риски и дисбалансы, а главная задача финансовых властей - обеспечить "плавный переход от периода быстрого роста к устойчивому развитию". Это заявление является, вероятно, ответом на отмеченную в очередном Всемирном экономическом обзоре МВФ дополнительную необходимость в монетарной поддержке экономики. Хотя по мнению фонда меры, предпринятые Банком Японии, должны поддержать экономический рост и преодолеть дефляцию. Россия Банк России в середине октября не изменил основные параметры своей процентной и денежной политики. Согласно заявлениям российского ЦБ по итогам октябрьской сессии, указанное решение "принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста". По мнению Банка России, "продолжившееся повышение темпа базовой инфляции указывает на распространение инфляционных процессов на другие сегменты потребительского рынка, несмотря на то, что, по оценкам Банка России, отсутствует значимое инфляционное давление со стороны совокупного спроса". С другой стороны, "динамика основных макроэкономических индикаторов в августе указывала на некоторое охлаждение экономической активности, что проявилось как в замедлении роста индекса промышленного производства, так и в снижении темпов роста инвестиционного и потребительского спроса". Инвестиции в основной капитал в РФ в сентябре впервые в этом году снизились в годовом исчислении на 1.3% в номинальном выражении после повышения на 2.3% г/г в августе. Со 2-го квартала 2012 г. под влиянием ужесточения условий денежного рынка прирост данного показателя заметно замедляется. Хотя за счет ускорения в 1-м квартале его прирост в сумме за 9 месяцев составил 7.2% г/г. Это заметно выше прироста на 5% г/г по данным за 9 месяцев прошлого года. Данные отразили уже проявившиеся во 2-м полугодии тренды сокращения инвестиционной активности. Исходя из текущей динамики ряда ключевых российских макроэкономических показателей, статистика инвестиций все еще вполне способна "вписаться" в прогнозируемые Минэкономразвития 15% годового номинального прироста. Но для этого потребуется сохранение ЦБР и Минфином курса на смягчение денежных условий, проявившее себя в последние несколько месяцев. Важную роль при этом может сыграть наметившееся снижение инвестиционных рисков в сегменте портфельных инвестиций, которые, как показывает практика, являются часто опережающим индикатором и локомотивом реальных вложений. С точки зрения фискальной политики важным позитивным фактором для прогнозов инвестиций в РФ в 4-м квартале служит информация об исполнении федерального бюджета. По данным на август статья "Национальная экономика" была исполнена лишь на 54%. Остававшиеся не исполненными 815 млрд. руб. государственных вложений соответствуют порядка 17% от всего объема инвестиций, которые необходимы в ближайшие месяцы, чтобы достичь запланированных МЭР уровней прироста. Агентство S&P опубликовало обзор, который носил более жесткий характер и был более акцентирован на необходимости балансировки российской бюджетной политики, чем оценки и пожелания ВБ. S&P, согласно своим оценкам, считает, что в ближайшие несколько кварталов "ухудшение условий для проведения фискальной политики в России ограничивает возможности правительства страны, которое переживает спад популярности". В контексте этих комментариев надо отметить, что в 2013 г. произойдет определенное ужесточение бюджетной политики РФ. Исходя из последних официальных данных, расходы бюджета страны в 2013 г. сократятся до 20% ВВП по сравнению с 21.3% ВВП в 2012 г. В соответствии с долгосрочными сравнительными оценками, в частности, сделанными МВФ и российским правительством, это отнимет у экономики 0.6-1% прироста. С другой стороны, возможным представляется сохранение текущего тренда цен на нефть, который остается растущим, несмотря на нестабильность в финансах развитых стран, благодаря поддержке монетарных факторов и эластичного реального спроса. Повышение средних цен на нефть в следующем году на $10-20 за баррель эквивалентно получению ВВП дополнительного прироста в 0.5-2%. Объем промышленного производства в России в сентябре без учета календарного и сезонного факторов снизился на 1% м/м после снижения на 0.2% м/м в предыдущем месяце и роста на 1.5% м/м в среднем с мая по июль. Годовой прирост данного индекса сократился до 2% по сравнению с ростом на 2.1% г/г в августе. Данные отражают как текущие риски для инвесторов, так и потенциал повышения активности регуляторов в сфере увеличения объемов рефинансирования банков в рамках заявленных в начале сентября целей. Минэкономразвития в августе пересмотрело перспективы роста промпроизводства в этом году с 3.1% до 3.6%. Информация отражает характерный для текущего периода года спад в динамике данного показателя с определенной поправкой на отложенное влияние политики финансовых властей и воздействие внешних факторов, сдерживавших инвестиционный спрос. Годовой прирост ВВП России за четыре последние квартала составил 4.1% г/г. В 3-м квартале 2011 г. и по итогам всего 2011 г. данный показатель составил 4.3% г/г. Исходя из сезонности динамики ВВП, наличия значимого потенциала роста бюджетных расходов, а также принимая во внимание тенденцию смягчения денежных условий финансовыми властями, прирост российского ВВП за 12 месяцев 2012 г. по-прежнему вполне способен превысить 4%, что соответствует последним прогнозам администрации президента РФ. Макроэкономические и финансовые риски для формирования данной динамики носят внешний характер, однако они, возможно, заметно снизятся в ноябре после проведения выборов в США и КНР.
Группа клиентской аналитики (ИК "ФИНАМ") Вернуться назад |