ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Новая реинкарнация CDO
Новая реинкарнация CDO12-10-2012, 13:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Новая реинкарнация CDOЛевередж, как это теперь ясно - есть одно из главных достижений финансовой мысли, а не только то, что привело финансовый мир к катастрофе в 2008 году. В самом деле, ведь и технически совершенные автомобили, способные доставлять невыразимое удовольствие их владельцам, способны этих владельцев убивать при неправильном использовании. Сама идея о том, что основной объем долга можно не возвращать (никогда), постоянно рефинансируя его, лежит в основе множества хитроумных и ничем финансовых инженерных технологий и схем. Это принципиально отличает парадигму экономического роста, основанную на кредитной экспансии, от тех времен, когда ипотека выплачивалась полностью, а рост экономики обеспечивался за счет инвестиций, происходящих от сбережений. В описанном выше случае имеют значение относительно небольшие суммы денег, выполняющие роль гарантии по возможным потерям при выплате процентов по долгу (но не по основной сумме - notional, principal), в результате чего и возникают инструменты с плечом. Высоким достижением на поприще конструирования таких инструментов были CDO. На базе этого принципа основаны и такие инструменты, как EFSF и его наследник - ESM, введенный ныне в действие с максимальной на сегодня возможностью выдачи кредитов на уровне 200 млрд евро (максимальную "мощность" в 500 млрд евро он получит в 2014 г.) И тут же Moody’s присвоило этому будущему заемщику рейтинг ААА... прогноз "негативный". Почему так, легко догадаться, глядя на схему ESM: Догадались? Правильный ответ: все страны-учредители с рейтингом ААА, кроме Финляндии, имеют негативный прогноз по Moody’s! Остальное - вполне соответствует квази-CDO схеме. На этот раз, впрочем, применены методы всяческого повышения credibility фонда. В частности, внесенный капитал составляет 16% от предельного объема кредитования, который, в свою очередь - 71% от полного объема гарантий. Потребности фонда рассчитываются на год вперед, а финансовое состояние заемщиков постоянно мониторится (задействуется так называемая система "раннего оповещения", EWS), причем директор фонда, в случае чего, может принять решение о расширении "требуемого капитала" без долгих консультаций со странами-участницами. Все это и подчеркивает Moody’s, включая низкий (по стандартам экономической парадигмы) левередж, однако технически агентство не способно дать позитивный или стабильный прогноз рейтинга по упомянутой причине. Кстати, перед визитом А.Меркель в Грецию так и не стало ясно, что же будет с новым траншем помощи ей от troika. Только что Драги, выступая перед Европарламентом, заявил, что реформы в Греции "ощутимые, значительные", но "надо сделать еще больше". (И тут же добавил, что меры по балансировке бюджетов "в краткосрочной перспективе" подавляют рост экономики, поэтому он предвидит слабую экономическую динамику и весьма постепенный выход из кризиса в Европе в целом.) Ровно то же постоянно повторяют разные представители общеевропейских органов и отдельных стран: много сделано, на правильном пути, но надо сделать больше. Troika, кстати, рекомендовала Греции список из 89 мероприятий по реформированию ее экономики, так что поле для деятельности правительства - под шум манифестаций протестующего населения - имеется, и немалое. Увы, затем прогнозы по стране пересматриваются, и заходят разговоры о возможной новой реструктуризации (МВФ) или о перенесении целевых сроков исполнения Грецией своих обязательств. Вообще, после прихода к управлению МВФ К.Лагард рутинная комфортная успокоенность, которая сквозила в прогнозах Фонда ранее, кажется, ушла в прошлое. Пример: предложение о новой реструктуризации греческого долга, хоть пока и не четко сформулированное. Еще пример: взгляд МВФ на будущее Испании выглядит более трезвым, чем европейцев. По мнению Фонда, Испания не достигнет целевых показателей по дефициту бюджета, которые ей, ничтоже сумняшеся, установили в ЕС, ни 2012, ни в 2013 гг. И причина - более чем в два с половиной раза более глубокая рецессия, чем предусматривает план кабмина Испании, пока отвергающего возможность обращения за bailout’ом: минус 1.3% ВВП по итогам года против зафиксированного ЕС прогноза минус 0.5%. Кстати, почему в таких условиях уровень ставок по испанскому долгу ниже 6% (10 лет) по-прежнему считается "приемлемым", не вполне понятно - сокращение номинального ВВП на значительные величины не делают обслуживание долга по таким ставкам ведущим к сокращению последнего, а ровно наоборот. Уж не знаем, можно ли отнести к новому стилю МВФ т.н. "список Лагард" - список из примерно 1990 богатых греков, имеющих счета в Швейцарии и обвиняемых в коррупции и налоговых преступлениях, но этот печальный документ имеет весьма неприятное влияние на жизнь перечисленных в нем потенциальных преследуемых организаторов серого вывода капитала из страны. Стало известно, что двое из "списка Лагард", документа, являющегося составной частью реформистской деятельности в стране, уже покончили с собой. Беда в том, что этот список в какой-то момент пропал из греческого правительства при передаче от прежнего министра финансов к новому, от Веницелоса к Стурнаросу, и стал достоянием широкой публики (см., например, FT "Samaras vows to fight Greek corruption".) Таковы неожиданные повороты в истории европейского кризиса, который и без того представляет собой весьма драматичное действо. Вернуться назад |