ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Deutsche Bank: выход из альянса ЕС - новый кризис

Deutsche Bank: выход из альянса ЕС - новый кризис


8-09-2012, 11:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Deutsche Bank: выход из альянса ЕС - новый кризис

 


Ни Греции, ни любой другой "проблемной" стране ЕС не будет лучше, если они покинут союз. Наоборот, выход из альянса приведет к еще больше кризису, считают в "Дойчебанке". Ведь тогда государства останутся без финансовой поддержки "тройки" и смогут рассчитывать только на собственные силы. О текущих проблемах Европы и путях их решения в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал главный экономист Deutsche Bank Research Штефан Шнайдер.

Ни Греции, ни какой - либо другой "проблемной" стране ЕС не будет лучше, если они покинут Союз. Напротив, выход из альянса приведет к еще большему кризису. Ведь тогда государства лишаться финансовой поддержки "тройки" и смогут рассчитывать только на собст

Господин Шнайдер, сейчас, наверное, самые большие проблемы наблюдаются у банковского сектора Испании. На ваш взгляд, 100 миллиардов евро хватит для их рекапитализации?

Мы слышим заявления от самой Испании о том, что стране, возможно, не нужна такая огромная сумма денег. Я думаю, что один из уроков кризиса в еврозоне, который мы усвоили, состоит в том, что в конце концов ситуация оказалась хуже, чем ожидалось сначала. И конечно, это в большой степени зависит от перспектив самой экономики Испании, поскольку ожидается сильная рецессия и есть определенные риски, а это значит, что будет больше неработающих кредитов и больше проблем в банковской системе страны. Таким образом, я считаю, что никто не может назвать точную конечную сумму, которая может понадобиться. Но, учитывая подсчеты некоторых независимых экспертов на отметке в 60-70 миллиардов евро, сумма в 100 миллиардов евро является достаточной.

Может ли кредитный рейтинг Испании пострадать из-за проблем в банковском секторе?

Да, мы уже наблюдали несколько снижений рейтингов, и это во многом зависит от ситуации в экономике страны в целом: запросит ли в конце концов Испания помощи у EFSF (ЕФФС). И этот вопрос сам по себе несет с собой неопределенность. Одно из рейтинговых агентств заявило, что если Испания запросит полную программу помощи, то оно может понизить рейтинг страны. Другие рейтинговые агентства не столь сильно сосредоточены в этом вопросе. Но если Испания не обратится за полной программой, если Испании придется полагаться на 100 миллиардов евро для самостоятельной рекапитализации своей банковской системы и если это отразится на уровне госдолга страны, то тогда определенно обеспокоенность относительно рейтинга Испании будет нарастать.

Что насчет Греции? Есть ли какие-то новые опасения относительно греческой экономики или все и так понятно?

Нет, конечно. Греция далека от полного решения проблем. Мы все ждем доклада "тройки", и этот доклад будет позже – в октябре. Но уже сейчас много слухов о том, что Греция не сможет выполнить все то, что обещала: осуществить необходимые реформы, осуществить программу бюджетной консолидации. И в определенной степени вина за это лежит на экономике, ситуация в которой хуже, чем все, в том числе и "тройка", ожидали. Поэтому могут быть разговоры о дальнейшей поддержке Греции, ведь, как мы видим в целом, большинство европейских лидеров готовы дать некоторые послабления. При этом я сейчас не ожидаю, что Греция получит двухлетнюю отсрочку реализации стабилизационной программы, на которую претендует греческое правительство.

Наверное, задам ставший уже традиционным вопрос... Будет ли Греции легче, если страна все же покинет еврозону? И вообще, если ли у проблемных стран ЕС – Испании, Италии, Ирландии – хотя бы какая-то мотивация к выходу из альянса?

Я считаю, что преимуществ для Греции от выхода из еврозоны найти трудно. Сейчас Греция проводит стабилизационную экономическую программу для снижения объема бюджетного дефицита и госдолга, которая позволяет стране получать внешнюю финансовую помощь от "тройки" кредиторов. А как только страна покинет еврозону, эта поддержка моментально исчезнет. И многие греческие компании пойдут ко дну. Таким образом, это может быть огромный кризис. Кроме того, очень важным аспектом является то, что в стране слабый экспортный сектор. Что это значит? Если мы возьмем другую страну, например Италию, то ее экспортный сектор может получить преимущества от ослабления национальной валюты, которое может произойти при выходе страны из еврозоны и возвращения этой национальной валюты. Однако это не случай Греции. Поэтому с точки зрения экономических перспектив для Греции я не вижу разумных доводов для выхода Греции из еврозоны.

Хорошо, но давайте возьмем другую страну. Например, Финляндию. Складывается впечатление, что у этой страны есть все основания для выхода из союза. Главные торговые партнеры Финляндии – Швеция и Россия. Так что при отказе от евро и введении новой валюты Финляндия может стать даже более конкурентоспособной…

Сложно сказать на самом деле. Есть определенные преимущества от интеграции еврозоны, но тут необходим исключительно экономический анализ каждой страны, и можно говорить о том, что степень интеграции Финляндии не так высока и еврозона не является очень важным экспортным рынком для страны, как для отдельных стран Европы. И потенциальные потери Финляндии могут не слишком сильно отразиться на банковской системе страны. Таким образом, может быть определенное экономическое обоснование, однако, с другой стороны, есть политические аспекты. И Финляндия является очень маленькой страной, и она участвует в организациях мирового масштаба, например в ВТО. И поэтому самостоятельность может быть для них сложной задачей.

Как вы оцениваете ситуацию в немецкой экономике? В последнее время прошла целая публикация действительно мрачных статистических отчетов. Падение промпроизводства, экспорта, импорта, заказов на товары длительного пользования… Думаете, ситуация в Германии ухудшается?

Да, я думаю, можно сказать о некотором замедлении роста экономики Германии. В первом квартале был зафиксирован рост экономики в 0,5%, что спасло еврозону в целом от рецессии. Во втором квартале рост ВВП замедлился до 0,3%. В следующих нескольких кварталах мы можем увидеть вялую динамику в экономике. Причина этого, конечно, лежит в спросе со стороны еврозоны, который снижается, и это снижение выражается двухзначными показателями, ведь большая часть экспорта Германии идет в еврозону. Экспорт Германии в другие страны мира, в том числе в страны Азии и США, также снижается, в этих экономиках также есть сложности. Немецкая экономика растет очень и очень медленными темпами, и эти темпы ниже, чем рост ВВП на 1% в текущем и следующем годах, который ожидался ранее. Но если сравнить эти темпы с остальными странами еврозоны, которые переживают рецессию, то дела в экономике Германии обстоят гораздо лучше. И это связано с некоторыми движущими силами внутри самой экономики страны: есть рост доходов, ситуация на рынке труда достаточно хорошая, что поддерживает личное потребление. И мы видим некоторый просвет в секторе строительства Германии, где сложная ситуация сохраняется на протяжении 10-15 лет. Да, экономика Германии испытывает замедление темпов экономического роста, но она остается на плаву, сохраняя потенциал к росту.

Есть еще одна причина, по которой сейчас все инвесторы очень внимательно следят за Германией. 12 сентября Конституционный суд будет голосовать по ESM. Какого вердикта вы ожидаете? Будет ли Конституционный суд за или против?

Я не думаю, что все будет настолько четко. Есть различные аспекты, которые учитываются в постановлении. Что касается ESM (МФС), то ожидания состоят в том, что Конституционный суд не вынесет прямого решения против ESM (МФС) как такового, но есть другие аспекты, например внедрение фонда в Германии, особенно что касается вовлеченности парламента. И тут мы можем увидеть, что Конституционный суд потребует большей вовлеченности немецкого парламента, поскольку ранее появились заявления о недостатке демократических принципов. Таким образом, мы можем увидеть что-то с этой стороны, а также мы можем получить какие-то общие рекомендации относительно дальнейших шагов, относительно дальнейшей интеграции Европы, ее движения к бюджетному союзу. Таким образом, текущие рыночные ожидания состоят в том, что Конституционный суд будет способствовать тому, чтобы ЕЦБ был более вовлечен. Решение может быть менее приспособленным к общей ситуации, и люди ожидают, что оно может затрагивать те вопросы, которые я только что объяснил.

Давайте представим, что суд проголосует против. Что это значит для рынков и для Европы? Германия также крайне осторожна в вопросах евробондов. Насколько актуально их введение в Европейском союзе сейчас?

Отрицательное решение суда по ESM очень сложно представить, и было бы тяжело осознать, но в таком случае, очевидно, это будет означать возвращение за стол переговоров, и это будет большой шаг назад, и это будет большой стресс для рынков. И это один из тех аспектов, которые Конституционный суд должен учитывать. Также стоит учитывать, что это предварительный вердикт, который является большим сигналом к окончательному вердикту. И все эти рынки окажутся под давлением, и тогда, возможно, всем этим странам придется покинуть еврозону. И тогда суд, посмотрев на это, может взять и сказать: "У нас есть другая вещь, все не так плохо, у нас есть что-то вроде положительного решения". Но негативное влияние будет оказано. И это один из тех доводов, почему Конституционный суд будет крайне осторожным и будет думать, что его решение будет означать для финансовых рынков, и перед вынесением решения будет взвешивать все возможные последствия для рынков.

Я думаю, что тут надо более детально рассмотреть ситуацию в Германии. Канцлер Германии Ангела Меркель поддерживает новый договор о создании бюджетного союза, который преследует цель по увеличению бюджетной интеграции внутри региона. Она рьяно выступает за бюджетный союз. И, возможно, она переживает сейчас не самые легкие времена в попытке убедить других европейских лидеров следовать за ней. И я слышу, как говорят: "Хорошо, у нас бюджетная интеграция, общая бюджетная ответственность, тогда нам нужны соответствующие европейские институты, которые могут проверять национальные правительства, могут их контролировать, чтобы не было нарушений в бюджетной политике". Единые гособлигации означают общие обязательства. Но Германия не должна нести обязательства за правительства тех стран, которые не выполняют бюджетную политику. И возвращаясь к Конституционному суду, в июле он не заявил четко забыть о единых гособлигациях, он дал понять, что Германия не может приобретать обязательства за другие европейские страны, где нельзя контролировать их общий лимит. И это особенно выразилось в том, что КС высказался против единых гособлигаций еврозоны. Единые гособлигации еврозоны должны появиться в конце процесса, если будет достигнута цель по европейской интеграции, общему контролю в Европе, и тогда Германия может быть готова поговорить о единых гособлигациях. Но не сейчас.

А каков ваш прогноз для глобальной экономики до конца года? Произойдет ли стабилизация ситуации или же будет новый виток кризиса?

Кризис в еврозоне приводит к общему замедлению роста мировой экономики. Немного ввел в заблуждение кризис 2008-2009 годов, после которого было резкое восстановление, и все решили, что все хорошо. А сейчас выходит, что в еврозоне не все хорошо, и мы видим, как в экономиках других стран мира наблюдается замедление роста. Это затрагивает и развивающиеся страны – Индию, Китай, Латинскую Америку. Россия сейчас является некоторым исключением. Снижение мирового спроса негативно отражается на экспортерах сырьевых товаров, таких как Австралия. Австралия испытывает проблемы на рынке жилой недвижимости, а люди обсуждают, есть "пузырь" или нет. И это неудивительно, что в условиях такой неопределенности наблюдается значительный спад в экономике.

Я думаю, что дела будут кое-как продвигаться. Если вы посмотрите на наш прогноз или на прогноз МВФ, то увидите, что все надеются на улучшение ситуации в Европе, а также на то, что будет решена проблема с грядущим "фискальным обрывом" в США, последствия которого могут быть еще тяжелее, чем от кризиса в еврозоне. Люди надеются, что будет улучшение ситуации, спрос пойдет наверх и мировая экономика получит стимул для роста. Мы прогнозируем рост ВВП мировой экономики в текущем году на уровне примерно 3% и его небольшое ускорение до 3,5% в 2013 году. Но если быть честным, то все происходящее в текущий момент, заставляет меня быть менее оптимистичным относительно дальнейшего подъема, и в результате рост в следующем году может оказаться на отметке около 3%.

Беседу провела ведущая Телеканала "Россия-24" Татьяна Наумова


Вернуться назад