ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Еврогеддон. Гринспен хоронит евро
Еврогеддон. Гринспен хоронит евро16-06-2012, 09:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Еврогеддон. Гринспен хоронит евро
Проект единой европейской валюты потерпел неудачу, считает бывший глава Федеральной резервной системы США Ален Гринспен. Выступая на проходящем в Канаде международном экономическом форуме, Гринспен заявил: «Единая европейская валюта стала благородным экспериментом, который завершился неудачей». «Нынешние финансовые проблемы Европы могут быть решены только при условии политической интеграции средиземноморских стран еврозоны. Существующая сейчас система ущербна, и стабилизационная помощь Греции, Португалии и Испании не сработает, так как эти страны продолжают терять конкурентоспособность по отношению к Германии», - сказал он, добавив, что «из нынешней ситуации есть только один выход – политическая консолидация». Это заявление практически совпало по времени со снижением американским агентством «Иган Джоунс» кредитного рейтинга очередной европейской страны. На сей раз «пострадала» Франции. Рейтинг снижен на одну ступень до ВВВ+ с негативным прогнозом, что не исключает возможности дальнейшего понижения рейтинга. Эксперты агентства в своём комментарии отмечают, что данный шаг вызван усилением негативного давления на государственный бюджет и банковскую систему Франции со стороны углубляющегося финансового кризиса еврозоны. Ранее агентство «Moody’s» также существенно снизило рейтинги двух других стран-членов ЕС: Испании и Кипра с вероятностью последующего понижения в течение ближайших нескольких месяцев. По мнению экспертов, на очереди стоит Италия. Борис Шмелев, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, считает, что говорить о крахе еврозоны пока рано, а также дает подробный прогноз на будущее: - Я думаю, что слухи о кончине евро преждевременны. Действительно, этот проект единой европейской валюты сейчас переживает глубокий кризис. Вообще сама идея и практика идеи евроинтеграции в рамках ЕС также переживает большой кризис. Но мне думается, что у европейских стран есть большие ресурсы для того, чтобы этот кризис преодолеть и выйти на новый уровень интеграционного развития. Я не разделяю тех пессимистических оценок будущего еврозоны, которые сейчас раздаются во всём мире – и особенно в англо-саксонском мире. Если внимательно посмотреть на оценки ситуации в Европе, которые даются российскими экспертами, то можно увидеть, что эти оценки достаточно сдержанны, и такого апокалиптического видения развития ситуации здесь не присутствует. Да, ситуация сложная, трудная, но небезнадёжная. Мне думается, что политическое единство в рамках стран-членов ЕС существует, постольку поскольку другой альтернативы, кроме как ЕС, в Европе не существует. Фактически другая альтернатива – это бесконечные столкновения европейских стран, толкания, бодания, и как заявил в начале декабря прошлого года министр финансов Польши Яцек Ростовски на встрече министров финансов стран-членов ЕС, альтернатива Европейскому союзу – война ("Если его (ЕС) больше не будет, то в 10-20 летней перспективе это будет угрожать Европе войной", - Ростовски). Конечно, я думаю, он тут немного преувеличил, но распад ЕС приведёт к очень тяжёлым последствиям для Европы и для всех европейских стран. Поэтому в этом плане понимание у всех европейских держав одно – что ЕС надо сохранить, еврозону надо сохранить. Вопрос, как это сделать и за чей счёт, и каковы последствия политики, которая здесь будет проводиться. Очень большую роль играет Германия, имеющая самую мощную экономику, которая заинтересована и в сохранении еврозоны и европейской интеграции, хотя бы потому что это создаёт гигантский рынок. Да, в самой Германии тоже раздаются голоса о том, что надо вернуться к любимой немецкой марке, но, тем не менее, понимание в Германии на уровне высшего руководства существует того факта, что последствия распада еврозоны будут очень тяжёлыми, можно даже сказать – катастрофическими. Поэтому заявление, сделанное Гринспином, мне кажется преждевременным. Речь о том, что кризис ЕС должен привести к реорганизации, реструктурированию всех отношений в рамках ЕС, и, по существу, вся логика развития интеграции требует, чтобы шла определённая концентрация власти во властных структурах ЕС, а это требует всё большего и большего отказа стран-членов ЕС от своего суверенитета и наделение властными полномочиями надгосударственных органов ЕС. Это тяжёлый, болезненный процесс, но он, видимо, неизбежен. От него никуда не уйти. Это всё предусматривалось конституцией ЕС, которая должна была быть принята в 2005 году, которая обсуждалась в рамках ниццского договора 2001 года, но которая была в своё время на референдумах во Франции и Нидерландах похоронена, и поэтому вернулись к другой концепции, которая была уже в лиссабонском соглашении 2007 года. Но и это лиссабонское соглашение – оно тоже предусматривает достаточно значительную концентрацию власти у надгосударственных органов ЕС. Но этого недостаточно, и очевидно, что необходимы какие-то структуры, которые будут жёстко контролировать бюджетную финансовую политику стран-членов ЕС. А что это означает – вмешательство во внутренние дела, умаление суверенитета. Это большая проблема – проблема соответствия национальных интересов и интересов ЕС. Это естественное противоречие, и оно должно быть решено всё-таки в пользу укрепления функций надгосударственных структур ЕС, поскольку, как я уже сказал, в противном случае это будет означать развал ЕС и хаос в Европе. Мне кажется, что европейские лидеры, как бы им тяжело не было, по этому пути и пойдут. Да, мы сейчас видим очень сложные процессы в Греции, но выход страны из ЕС и отказ от евро при всём при том, что это, возможно, даст ей какие-то перспективы решения проблемы государственного долга за счёт снижения социальных расходов, из-за чего государство придёт к резкому усилению социальной напряжённости в стране, к свёртыванию демократии. Фактически, то, что мы сейчас наблюдаем в Европе, означает, что идёт постепенное свёртывание обязательств государства, отказ (хотя и медленный, но всё же осуществляемый) от идеи социального государства – и государство трещит по швам. И очень большой вопрос сейчас заключается в том, сможет ли сейчас Европа, отказываясь от социальных обязательств перед населением, отказываясь от идеи социального государства, удержать ситуацию в рамках демократических процедур. Тем самым сами институты демократии, сами демократические принципы сейчас ставятся под сомнение, и, если развалится ЕС, то это нанесёт мощный удар и по социальным обязательствам и ещё более по демократическим институтам. Распад ЕС будет означать и расшатывание НАТО и, соответственно, всей системы безопасности в Европе. Это приведёт к резкому усилению позиции Германии в Европе, и если раньше был лозунг «европейская Германия», то мы получим в результате этого германскую Европу – с тоже непредсказуемыми последствиями. Возможно, это приведёт к усилению противоречий между Германией и США. Тут очень много возможных вариантов развития, но, мне кажется, что всё-таки европейские державы, Европа найдёт в себе силы для того, чтобы справиться с этими сложностями и выйти, как я уже сказал, на новый виток своего развития. И в этом плане и Соединённые Штаты Америки заинтересованы в том, чтобы распада не происходило, потому что это тоже подрывает её позиции в Европе, ослабляет возможности контроля над ситуацией – одно дело контролировать Европу в рамках ЕС и в рамках НАТО – и другое дело – отдельно, решая многочисленные вопросы, которые между ними возникнут. Вот так бы я оценил ситуацию. Вернуться назад |