ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > В ноябре 1941 года, когда немецкие самолеты бомбили Англию, немецкие войска стояли под Москвой, а США еще не вступили в войну, Джон Кейнс написал свою основополагающую работу "Предложения о международном валютном союзе".

В ноябре 1941 года, когда немецкие самолеты бомбили Англию, немецкие войска стояли под Москвой, а США еще не вступили в войну, Джон Кейнс написал свою основополагающую работу "Предложения о международном валютном союзе".


2-05-2012, 10:27. Разместил: VP

С чувством выплаченного долга

 
Благодаря вмешательству G7 в 1994 году Россия получила от МВФ $1,5 млрд на становление не только собственной экономики, но и политики
Фото: Эдди Опп / Коммерсантъ
На прошлой неделе исполнилось ровно 20 лет, как МВФ согласился принять в свои члены Россию. C тех пор российские граждане сначала успели привыкнуть к тому, что фонд определяет их жизнь, а потом успели отвыкнуть — потому что вместо МВФ у России сейчас есть сверхвысокие цены на нефть.

 

СЕРГЕЙ МИНАЕВ

 

Международный валютный фонд был придуман британским аристократом и знаменитым экономистом Джоном Кейнсом. В ноябре 1941 года, когда немецкие самолеты бомбили Англию, немецкие войска стояли под Москвой, а США еще не вступили в войну, он написал свою основополагающую работу "Предложения о международном валютном союзе", в которой рассуждал о том, как после окончания войны Британия могла бы получить от США финансовую помощь. "Было бы ошибкой,— писал Кейнс,— выступить по своей инициативе с просьбой о прямой финансовой помощи со стороны США в форме подарка, займа или добровольного перераспределения золотых резервов в нашу пользу... Было бы ошибкой обратиться к США с призывами о солидарности с Британией, не упомянув обо всем остальном мире... Если мы хотим вызвать интерес и энтузиазм американцев, мы должны выйти с амбициозным планом международного масштаба, способным принести выгоду и другим странам, не только нам".

Кейнс подробно проанализировал возможные варианты такого плана. "Многие страны, в том числе и наша, после войны будут сталкиваться с трудностями в оплате импорта... Попытки сбалансировать внешнюю торговлю путем искусственного увеличения экспорта и зап
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1922213
рета любого импорта, не являющегося жизненно необходимым, лишь усугубят финансовые проблемы всех остальных... Есть способы повлиять на такое положение дел... Например, США могли бы временно раздать часть своих золотых запасов другим странам... Но если бы проблемы взаимной торговли стали решаться путем международного перераспределения американского золота, то как раз наша страна вряд ли могла бы претендовать на свою порцию этого золота. Во-первых, потому, что мы уже и так много получили в последнее время от США по ленд-лизу, а во-вторых, потому, что члены Британского Содружества — крупнейшие в мире производители золота, и многие считают, справедливо или нет, что Великобритания может в любой момент объявить все добываемое золото своим".

В 1944 году Джон Кейнс возглавлял британскую делегацию на международной валютной конференции в американском Бреттон-Вудсе — на ней как раз обсуждались вопросы послевоенного устройства валютно-торговых дел. Там было решено, что США свой золотой запас никому не раздадут, американский доллар будет мировой валютой, свободно обмениваемой на золото, и по отношению к доллару будут зафиксированы курсы валют других стран. Одновременно был создан МВФ — своеобразная касса взаимопомощи, из которой можно брать иностранные валюты для финансирования импорта. Касса была образована в размере $8,8 млрд, из которых $2,7 млрд обязались внести США, $1,3 млрд — Великобритания, $1,2 млрд СССР, а остальное — Китай, Франция и Индия.

CCCP в конечном итоге от участия в проекте отказался. Собственно, сам Кейнс в своих предложениях о международном валютном союзе особо отмечал, что, как бы ни выглядел амбициозный план, любая страна может из союза выйти. Но при этом многозначительно добавлял: еще посмотрим, что с этой страной будет и как она обойдется без мировой торговли.

Великобритания действительно, как и планировал Кейнс, получила возможность пользоваться американскими деньгами — через МВФ. Например, такое случилось в 1956 году. Курс британского фунта с 1949-го был зафиксирован на уровне $2,8 за фунт. После того как в июле 1956 года Египет национализировал Всеобщую компанию Суэцкого канала, Израиль, Франция и Великобритания решили провести военную операцию, чтобы вернуть компанию владельцам. В октябре начались боевые действия. Канал, важнейший путь транспортировки ближневосточной нефти, был закрыт. В декабре Великобритания, а затем Франция и Израиль, подчиняясь резолюции ООН о прекращении огня, вывели свои войска из зоны боевых действий. Все это время британские власти рассматривали возможность девальвировать фунт: для поддержания курса необходимы были резервы долларов и золота в размере $2 млрд, а на бои уходило много денег. Валютные спекулянты развернули собственную войну против фунта, скупая в месяц до $300 млн из британских резервов в расчете нажиться на грядущем его подешевении по отношению к доллару. Девальвации удалось избежать только потому, что МВФ дал Великобритании кредит в $1,3 млрд.

В начале 1970-х годов идея Кейнса перераспределять американские деньги в пользу других стран потеряла свой смысл, потому что у США образовался такой грандиозный внешнеторговый дефицит, что им впору было самим просить финансовой помощи. МВФ пришлось отказаться от самой основы своего существования — обмена доллара на золото по стабильной цене и фиксированного курса всех валют по отношению к доллару. Стало не ясно, зачем в таком случае вообще нужен МВФ.

И тут настал черед СССР, который был в числе главных основателей МВФ, а потом отказался внести в фонд $1,2 млрд. В данном случае предостережение Кейнса сбылось — в конце концов рухнула внешняя торговля СССР, его экономика, а потом распался и он сам. В деятельности МВФ появился смысл — демонтировать коммунистическую экономику одного из своих основателей.

Начиная с 1992 года для советских граждан, ставших российскими, словосочетание "Международный валютный фонд" стало едва ли не базовым, хотя раньше о МВФ они и не слышали. Власти не скрывали от россиян, что именно от МВФ зависит их повседневная жизнь. Когда 26 апреля 1992 года вице-премьер Егор Гайдар поехал в Вашингтон, чтобы добиться принятия России в МВФ, он сообщил членам совета директоров фонда следующее. До конца мая в России будет принят закон о банкротстве, до конца года дефицит госбюджета будет снижен до 3% ВВП, власти будут проводить жесткую денежную политику, в частности повысят учетную ставку, к июлю в России будет введен единый валютный курс, волевым решением установленный на определенном уровне (отклонения от которого будут допускаться в пределах 7,5% в обе стороны). На следующий день совет директоров МВФ проголосовал за принятие России в члены фонда. Власти объяснили гражданам, что теперь Россия сможет получать от МВФ по $5 млрд кредитов в год до 1995 года.

Уже в мае 1992-го российское правительство одобрило концепцию, изложенную в Программе углубления экономических реформ,— в качестве вступительного взноса в МВФ. Концепция была такая. Развитие экономики России разбито на три этапа, для каждого из которых выделяется ключевая проблема: для этапа кризисного развития — инфляция, для этапа восстановления хозяйства — активизация предпринимательства и для этапа экономического роста — инвестиции. Рисовались два сценария — пессимистический и оптимистический. Согласно первому сценарию, события должны были пойти от гиперинфляции к слабому развитию предпринимательства и затем к низкой инвестиционной активности. По второму сценарию развитие должно осуществляться от контролируемой инфляции к активному развитию предпринимательства и к высокой инвестиционной активности.

Для победы хорошего над плохим предполагалось активизировать "политику либерализации и стабилизации". Главным в либерализации признавалось освобождение цен на энергоносители, а в финансовой стабилизации особые надежды возлагались на НДС и подоходный налог. В документе также говорилось о скорейшей отмене специального курса рубля при покупке валюты в республиканский резерв. Со второго полугодия 1992-го предполагалось ввести обязательную продажу уже 50% валютной выручки в республиканский резерв, а затем и всей валютной выручки по рыночному курсу. Венцом реформ должен был стать переход к конвертируемости рубля по текущим операциям. Заверения о поддержке частного предпринимательства, сближении внутренних цен с мировыми, укреплении рубля и скорейшем принятии закона о банкротстве, содержащиеся в документе, были адресованы именно МВФ.

В августе 1992 года России был выдан первый кредит в размере $1 млрд. Как вспоминает в своей аналитической работе, посвященной отношениям МВФ и России, бывший глава второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми, дали бы и больше, но Россия явно не контролировала свою денежную политику, потому что не могла договориться с другими странами рублевой зоны. В 1993 году МВФ убеждал Россию как можно решительнее бороться с инфляцией и даже подписал с ней в мае того года так называемый антиинфляционный договор, обязывавший снизить инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить субсидирование госпредприятий Центробанком. Несмотря на то что инфляцию сократить не удалось, Россия получила первый транш так называемого кредита системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, что именно требовать от его получателей). В 1994 году МВФ предъявлял России большие претензии за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в "черный вторник" — 11 октября того года) и не хотел давать вообще ничего. Однако, по признанию Джона Одлинга-Сми, вмешались страны G7, особенно США, которые прямо указали выдать кредит. Пришлось выделить второй транш кредита системной трансформации в $1,5 млрд.

От российских граждан не скрывали, что именно по согласованию с МВФ в 1995 году курс рубля был зафиксирован по отношению к доллару в так называемом валютном коридоре. Фонд Россию за коридор очень хвалил и после фиксации стал кредитовать каждый год (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Кончилось это валютно-финансовым кризисом 1998 года, перед которым России было выдано кредитов на $6,2 млрд (заметим, что в том году она, в свою очередь, выплатила фонду $0,9 млрд). В 1999-м России удалось получить первый транш ($640 млн) нового кредита и выплатить фонду $4,2 млрд старых долгов. И тут, как рассказывает Одлинг-Сми, G7 приказала больше денег России не давать, так как была недовольна сообщениями в прессе о якобы имевших место злоупотреблениях кредитами 1998 года, а также началом второй чеченской войны.

С 2000 года МВФ России денег не давал — напротив, она ударными темпами погашала ранее взятые кредиты фонда (см. график ниже). 1 февраля 2005 года страна официально объявила, что больше ничего не должна МВФ, так как досрочно выплатила остающиеся $3,3 млрд долга, потратив деньги из стабилизационного фонда, но сэкономив на этой операции $204 млн процентов.

После краха системы фиксированных курсов в развивающихся странах (в 1997 году в Восточной Азии, в 1998-м — в России, в 1999-м — в Бразилии) американские конгрессмены стали возмущаться тем, что доллары, внесенные в МВФ, тратятся зря. Некоторые потребовали вернуть хотя бы часть американской квоты в фонде. Сенатор Джесси Хелмс в 2000 году заявил: "Растет убеждение, что пришло время МВФ просто ликвидировать".

Сейчас МВФ продолжает давать советы России. В частности, постоянно указывает на то, что для борьбы с кризисом 2008-2009 годов Россия слишком уж увеличила бюджетные расходы и продолжает их наращивать, в результате чего российская бюджетная ситуация нестабильна. Кроме того, МВФ по привычке выражает недовольство очень высокой российской инфляцией, которую власти страны, по его мнению, снижают недостаточно эффективно.

Россия, для которой место зависимости от кредитов МВФ уже давно заняли сверхвысокие цены на нефть, на критику отвечает по-своему. На прошлой неделе, например, власти страны отметили, что дадут МВФ на борьбу с мировым финансовым кризисом как минимум $10 млрд. И напомнили, что продолжают предлагать изменение системы квот МВФ, увязав размер этих квот не только с ВВП стран-участниц, но и с их золотовалютными резервами. А по резервам Россия находится в числе мировых лидеров, значительно обогнав главного акционера фонда — США.

 

Вернуться назад