ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > OPIS: Америка станет нетто-экспортером энергоресурсов

OPIS: Америка станет нетто-экспортером энергоресурсов


29-02-2012, 11:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

OPIS: Америка станет нетто-экспортером энергоресурсов

 

США постоянно наращивают объемы экспорта по некоторым видам топлива. О том, насколько растущие объемы добычи энергоресурсов в Америке могут повлиять на цены в секторе, нам рассказал Том Клоза, главный аналитик Oil Price Information Service.

На протяжении двух последних кварталов США являются нетто-экспортером энергоресурсов. Можно ли сказать, что это тенденция?

Я думаю, что США будут наращивать объемы экспорта дизельного топлива, в особенности, а также бензина. На прошлой отчетной неделе Министерство энергетики США повысило свои прогнозы объемов экспорта до 2, 5 млн баррелей дизельного топлива в день. Большая часть этого топлива поступает в Центральную и Южную Америку. И, как мне кажется, можно надеяться на сохранение таких объемов в течение этого года.

Насколько это повлияет на цены на рынке?

Я так не думаю. Но следует отметить такой момент: сейчас США - одна из стран с самой низкой стоимостью энергии. Я имею в виду очень дешевую сырую нефть, находящуюся в Северной Америке. Государственная нефтегазовая компания Petróleos de Venezuela, которая являлась поставщиком в Центральной и Северной Америке, сейчас испытывает проблемы, у них больше не работают квалифицированные инженеры. И Соединенные Штаты стали поставщиком в Центральной и Северной Америке. Я думаю, это может стать причиной каких-то дискуссий, потому что люди, которые не совсем в курсе ситуации, могут сказать, что США занимаются экспортом нефти, которая нужна нам самим. Но реальность такова, что наши нефтеперерабатывающие мощности превышают наш внутренний спрос. И, вероятно, наша страна останется нетто-экспортером (чистым экспортером) в обозримом будущем.

Насколько развитие добычи сланцевого газа и сланцевой нефти влияет на ценообразование в секторе в США?

Убедить людей в этом не очень легко. В настоящий момент наша энергия, на самом деле, является одной из самых дешевых в мире, если брать страны рыночной экономики. Большая часть нефтяных сланцев приходится на Северную Дакоту, некоторые районы Скалистых гор, Западную Канаду. На рынке это топливо появляется по цене от 20 до 50 долларов за баррель. При фьючерсных ценах, которые вы привели за WTI или фьючерсах на Брент. Так что вовсе не обязательно, что сырая нефть из нефтяных сланцев идет на экспорт. Нефтью, идущей на экспорт, занимаются ультрасовременные и сложнейшие нефтеперерабатывающие комплексы, находящиеся главным образом в Луизиане и Техасе, которые и были построены для осуществления экспорта. Такие страны, как Бразилия, Аргентина, Перу, в большой степени Мексика, являются одними из крупнейших потребителей американских нефтеперерабатывающих заводов на севере Мексиканского залива. И так должно быть дальше.

Влияют ли события на Ближнем Востоке на желание США быть более независимыми от геополитических колебаний?

США на пути того, чтобы стать нетто - экспортером газа. Уже через четыре года страна может продать сжиженного газа больше, чем покупает. Как меняется топливная карта мира и к чему это приведет?

Я думаю, что это должно заставить США сосредоточиться на собственных энергоресурсах. Страна сейчас, действительно, занимается развитием и разработкой многих собственных запасов, потому что цена на нефть очень высокая. Когда цена на нефть поднимается выше отметки в 100 долларов за баррель, начинаются интенсивная деятельность предпринимателей и вложение средств для поиска сырой нефти в разных и довольно сложных регионах. На этой неделе и в этом месяце объем добычи нефти в Северной Дакоте превысил объемы добычи на Аляске. Это экстраординарное событие, которого многие из нас не ожидали увидеть в своей жизни. Так что я не думаю, что в этих действиях есть какой-то политический умысел. Это, в основном, действие законов капитализма. И, я думаю, эта тенденция сохранится, если, конечно же, цены сильно не снизятся. Между прочим, мне кажется, что в настоящий момент происходит несколько излишняя драматизация ситуации с Ираном. Большинство профессионалов не думают, что произойдут серьезные сбои поставок иранской нефти. Но, несомненно, это идет на пользу для торгового баланса Ирана. То, что они говорят, - это вздор, хулиганство. Я имею в виду их намеки на боевые действия в Персидском заливе, что должно поднять цены. Однако это будет им выгодно только в краткосрочной перспективе

В 2011 году уголь впервые за последние десятилетия стал самым потребляемым энергоресурсом в мире. Насколько США следуют за этой тенденцией в мире по наращиванию добычи и переработки угля?

Я думаю, что в США, где я хорошо знаком с ситуацией, природный газ будет завоевывать все большую долю на рынке. Потому что цена существенно отличается от цены на нефть. К тому же это полностью сгорающее топливо. Так может произойти с углем в международном масштабе. Или, действительно, возможно большое потребление угля электростанциями. Но все равно, основное внимание будет уделено ситуации с очень низкими ценами на природный газ в Северной Америке, а также относительно дешевой нефти в Северной Америке. Меня удивляет следующее – потребовалось 2004 года, для того чтобы стоимость барреля сырой нефти поднялась до 50 долларов. В данный момент цена сырой нефти в Западной Канаде около 65 – 70 долларов за баррель, а цена одного барреля сырой нефти в Северной Атлантике около 125 долларов. Я не думаю, что у нас когда-то раньше был такой разброс цен на сырую нефть. Это отражение того факта, что сейчас очень активизировались разработки нефтяных месторождений в Северной Америке. Но при этом мобильность весьма ограничена в ближайшие один или два года, если говорить о перспективе появления этой нефти на крупных международных рынках.

При условия, что Штаты становятся крупным игроком на рынке энергоресурсов, возможен ли вариант, когда высокие цены на сырье будут выгодны для экономической политики США?

Я думаю, что Соединенные Штаты станут гораздо более самодостаточной страной с точки зрения обеспечения себя энергоресурсами, но не из-за действий какого-либо политического режима за последние годы. Наша страна будет в большей степени бенефициаром. Также, мне кажется, американцы уже твердо укоренились во мнении, что они платят слишком высокую цену за топливо, нефтяные компании плохи и жадны. И в числе тех вещей, по поводу которых будут еще долгие годы ворчать и возмущаться, - это высокие цены на дизельное топливо и бензин. Я пока еще не предвижу того момента, когда цены в нашей стране будут гораздо ниже, чем в остальном мире, или то, что мы поднимем шумиху по этому поводу. Я бы хотел еще сказать о следующем - о бензине, который экспортируется. В ближайший год или немного более одного года мы станем свидетелями довольно странной ситуации. Мы будем экспортировать бензин из региона Северного побережья Мексиканского залива, в основном из Техаса и Луизианы, а также наш объем импорта бензина из Европы увеличится. Причина этого в том, что бензин в Европе - избыточный продукт (excess product), и в Европе всегда смотрели в сторону США, чтобы продвинуть свой продукт в эту страну. Транспортировка бензина с заводов на севере Мексиканского залива в Нью–Йорк, например, будет гораздо дороже, чем доставить европейский бензин в Нью-Йорк. Таким образом, есть существенная разница в транспортных расходах (стоимости фрахта). И стоимость транспортировки продуктов из Техаса и Луизианы до Нью-Йорка будет, вероятно, на 4-5 цента дороже, потому что необходимо использовать американские самолеты. Таким образом, необходимо привыкнуть к некоторым вещами, которые могут казаться нелепыми: в ближайшие несколько лет США увеличат как свои объемы экспорта бензина, так и его импорта.

Беседу провел корреспондент ТК "Россия-24" Дмитрий Леонтьев.


Вернуться назад