ОКО ПЛАНЕТЫ > Фото > Как делают самолеты. Часть 2 (47 фото)

Как делают самолеты. Часть 2 (47 фото)


21-11-2011, 06:54. Разместил: Swarm

Если в предыдущем цехе Сухого самолет буквально выстругивали из куска алюминия, то в цехе, о котором я расскажу сегодня, в него вдыхают жизнь. Здесь самолету дарят крылья, авионику, двигатели и салон, после чего он впервые в жизни взмывает в небо…

[1]


 Источник фото: me.com






[2]


 Источник фото: me.com



[3] Первое, что бросается в глаза в цехе окончательной сборки Суперджета, это идеальная чистота и порядок:


 Источник фото: me.com



[4] Около каждого самолета стоят лайтбоксы, сообщающие о конкретных работах, производимых в данный момент с каждым из 6 самолетов, находящихся в ангаре:


 Источник фото: me.com



[5] Цех убирают 4 раза в день — грязь и самолет несовместимы:


 Источник фото: me.com



[6] Управление всеми процессами сборки идет из огороженных зон — точно такие же я видел на заводе Боинга:


 Источник фото: me.com



[7] В цехе окончательной сборки одновременно строят 6 самолетов плюс один стоит уже готовый, пока его не примет и не заберет заказчик:


 Источник фото: me.com



[8] Завод работает по конвейерному принципу. В цехе организовано 6 рабочих мест, на каждом из которых самолет проводит 30 дней. Это так называемый «такт производства»:


 Источник фото: me.com



[9] На первом рабочем месте, или на «Платформе №1», устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение, двери, багажные люки, киль и стабилизатор, монтируется электропровод и трубопровод, по которым подается топливо и гидрожидкость гидравлических систем (правда здесь самолет похож на ушастый шлем Дарт Ведера?):


 Источник фото: me.com



[10] Верхние антенны:


 Источник фото: me.com



[11] В кабине самолета протягивают первые провода и устанавливают систему подачи гидрофобизирующей жидкости, систему очистки лобовых стекол:


 Источник фото: me.com



[12] Монтируют чехол вспомогательной силовой установки (ВСУ), которую используют для запуска основных двигателей и для обеспечения самолета энергией на стоянках:


 Источник фото: me.com



[13] Центроплан — центральная часть самолета, к которой во время следующего такта присоединят крылья. Когда самолет построят, эта секция будет герметична, и в ней, как и в части крыла, будет топливный бак:


 Источник фото: me.com



[14] На втором рабочем месте к самолету прикрепляют крылья, вешают шасси, монтируют саму ВСУ и передний обтекатель:


 Источник фото: me.com



[15] SSJ100 — первый русский самолет, стыковка которого производится автоматически. Фюзеляж самолета выравнивают, а крылья поднимают на специальных домкратах. Все выравнивается с помощью лазера, после чего происходит стыковка и крепление крыла к фюзеляжу:


 Источник фото: me.com



[16] Шасси крепят после установки крыльев. Убираться они должны в полость под самолетом за центропланом. После установки шасси самолет перемещается от одного рабочего места к другому уже на своих колесах:


 Источник фото: me.com



[17] Шасси выдерживают 70 тысяч взлетов и посадок:


 Источник фото: me.com



[18] В Суперджете 83 километра проводов. Заделкой электросоединителей и прозвонкой занимаются в основном девочки:


 Источник фото: me.com



[19] Как они разбираются в этих проводах, я не понял, но знающие люди говорят, что перепутать невозможно:


 Источник фото: me.com



[20] На каждый жгут надевается защитный чехол с маркировкой, предотвращающий попадание пыли и указывающий порядок стыковки:


 Источник фото: me.com



[21] Самолет изнутри «обивают» матами тепло- и звукоизоляции:


 Источник фото: me.com



[22] Около каждого проема в полу стоит предупредительная табличка:


 Источник фото: me.com



[23] Во время третьего такта на крыло навешивают пилоны крепления двигателей, устанавливают предкрылки, закрылки, заделывают электросоединения:


 Источник фото: me.com



[24] Очаровательные девушки очищают верхнюю панель крыла от излишков герметика:


 Источник фото: me.com



[25]


 Источник фото: me.com



[26]


 Источник фото: me.com




[27] Во время четвертого такта монтируют систему гидравлики и систему кондиционирования воздуха, обнаруживают всевозможные утечки, монтируют каркас обтекателя крыло-фюзеляж, опрессовывают фюзеляж избыточным давлением воздуха от специального стенда, устанавливают радиоэлектронное оборудование:


 Источник фото: me.com



[28] На 5-м такте самолет «ставят под ток», то есть начинают тестировать все бортовые системы под током:


 Источник фото: me.com



[29] Технические панели в полу открывают, и рабочие прокладывают провода через багажный отсек, монтируют кабельную сеть:


 Источник фото: me.com



[30] Таких отсеков на борту несколько — и под полом кабины (подкабинное пространство), и в переднем/заднем багажных отсеках. Собственно, вся сложность современного самолета — как такую кучу самой разной техники запихать в довольно ограниченное пространство и сделать так, чтобы она работала безотказно и без ненужного взаимовлияния:


 Источник фото: me.com



[31]


 Источник фото: me.com



[32] МастПЛЛ контролирует внедрение конструктивных изменений:


 Источник фото: me.com



[33] На заключительном 6-ом такте в самолет монтируют салон, двигатели, кабину экипажа, проводят общий техосмотр и выкатку — то есть, впервые выкатывают самолет из ангара, где передают его на летно-испытательную станцию:


 Источник фото: me.com



[34] До завершения работ салон закрыт специальными чехлами, чтобы не повредить перед сдачей заказчику. Обратите внимание на место для ног у пассажиров первого ряда экономического класса. Если когда-нибудь будете летать на Суперджете, просите первый ряд:


 Источник фото: me.com



[35] Самолеты оснащают Российско-французскими двигателями SaM146:


 Источник фото: me.com



[36] Двигатели оптимизированы под 75 посадочных мест, но большинство авиакомпаний предпочитают заказывать салоны с 95 местами, из-за этого сложилось мнение, что у Суперджета слабые движки. В данный момент Сухой работает над увеличением мощности двигателей на 5% для версии самолета с увеличенной дальностью (long range), что неизбежно приведет к росту стоимости его обслуживания и сокращению ресурса:


 Источник фото: me.com



[37] Отработка систем перед первым полетом:


 Источник фото: me.com



[38] После летно-испытательных работ самолет улетает в Ульяновск, где его красят, и после этого возвращают в Комсомольск-на-Амуре для финальной доделки и устранения всех мелких неполадок:


 Источник фото: me.com



В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня.

Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.

На данный момент уже построено 11 самолетов, но самолет мало спроектировать и произвести, его еще надо испытать (чтобы доказать, что получился достойный продукт) и сертифицировать, т.к. это новый тип воздушного судна. Без сертификатов ни одна авиакомпания не купит — зачем самолет, который не может возить пассажиров?

1-й, 3-й, 4-й и 5-й самолеты SSJ100 базируются на летно-испытательном комплексе ЗАО «ГСС» в ЛИИ им.Громова в г.Жуковский.
2-й — в ЦАГИ, г.Жуковский
6-й — в СибНИА, г.Новосибирск

1-й SSJ100 (заводской номПЛЛ 95001, бортовой номПЛЛ 97001) первый полет совершил 19.05.2008, а в октябре 2008 начал летные сертификационные испытания. Из-за того, что «единичка» не до конца соответствует типовой конструкции SSJ100, он принимал участие, в основном, в аэродинамических испытаниях и испытаниях на критические режимы (обледенение, сваливание).

2-й SSJ100 (заводской номПЛЛ 95002, бортового номера нет — ибо не летал) в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им.Жуковского) на статических испытаниях. Самолет нагружают и смотрят, что происходит с конструкцией — как она ведет себя, как выдерживает.

3-й летающий прототип (95003, 97003) проходил, например, испытания на ЛТХ (летно-технические характеристики), устойчивость и управляемость, испытания на боковой ветПЛЛ в Исландии в прошлом году.

4-й (тоже летающий — 95004, 97004) — испытания на отказобезопасность, испытания всех систем воздушного судна, 1й этап испытаний в условиях высоких температур, испытания в условиях воздействия электромагнитных полей высокой интенсивности, испытания в условиях высокогорья.

5-й (летающий — 95005, 97005)- испытания в условиях высоких температур, испытания в условиях низких температур, тоже отказобезопасность и тоже испытания всех систем.

6-й (нелетающий — 95006) — проходит испытания на ресурс — на нем выполняются лабораторные полеты.

7-й SSJ100 (заводской номПЛЛ 95007, бортовой EK-95015 (Армавиа) — это первый серийный самолет. Назван в честь Юрия Гагарина. Первый коммерческий рейс совершил 21.04.2011, с тех пор налетал уже более 1000 часов.

8-й SSJ100 (95008, бортовой RA-89001 (Аэрофлот) — назван в честь Михаила Водопьянова. Первый рейс совершил 16.06.2011 по маршруту Москва — Санкт-Петербург.

9-й SSJ100 (95009, бортового пока нет, т.к. Армавии не был передан) — Армавиа планирует ставить самолет только в летнее расписание, поэтому его производство пока приостановлено, чтобы ускорить работу над машинами для Аэрофлота.

10-й SSJ100 (95010, RA-89002) — 2-й SSJ для Аэрофлота — носит имя Дмитрия Езерского. Первый рейс совершил не далее как 27 августа 2011.

11-й — тот, который мы видели в цехе окончательной сборки.

На сегодняшний день у Сухого есть предварительные заказы на 168 самолетов, то есть производство будет загружено до 2015 года:

Аэрофлот — 30
ВЭБ-лизинг для ЮТэйр — 24
Interjet (Мексика) — 15
Газпром — 10
ФЛК для Якутии — 2
Армавиа — 2
Kartika Airlines (Индонезия) — 30
Phongsavanh (Лаос) — 3
Pearl Aircraft Corporation (США)- 30
Blue Panorama Airlines (Италия) — 4
Willis Lease Finance Corporation (США) — 6
Sky Aviation (Индонезия) — 12

Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета.

Основные конкуренты Сухого Суперджета — ЭмбраПЛЛ E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.

[39] Мы как раз застали момент, когда 11-й самолет передавали Аэрофлоту. Вот как выглядит серийный Сухой Суперджет 100:


 Источник фото: me.com



[40] Багажный отсек:


 Источник фото: me.com



[41] Компоновка кресел в салоне 3+2:


 Источник фото: me.com



[42] Расстояние между рядами в экономическом классе — 79 сантиметров, в бизнес-классе — 97 сантиметров:


 Источник фото: me.com



[43] Как я уже писал, больше всего места для ног у пассажиров первого ряда экономического класса:


 Источник фото: me.com



[44] В бизнес-классе компоновка кресел 2+2:


 Источник фото: me.com



[45] Кухня в хвосте самолета:


 Источник фото: me.com



[46] Совершенно не совковый, большой и удобный туалет:


 Источник фото: me.com



[47] Ну и сам красавец-самолет:


 Источник фото: me.com




Бытует мнение о том, что Сухой СуперДжет100 не НАШ самолет, что он просто скомпонован из иностранных деталей, и таким образом, не мы им должны гордиться. Однако, все мозги, которые его проектировали, наши, и КБ наше, и завод наш. Что поделать, если наша промышленность не может пока выпускать комплектующие того качества, которые необходимы для производства самолета мирового уровня.

Так что Суперджет по праву может стать точкой возрождения российского авиапрома!

Stay Tuned!


Вернуться назад