Когда твой дом – тайга. В гостях у юганских хантов
Сергей Анашкевич Самая интересная часть моей весенней поездки в Югру - знакомство с бытом и жизнью хантов, коренного населения этого края. Не показные чумы и национальные одежды, рассчитанные на туристов и гостей, которые мы видели на дне охотника, рыболова и оленевода в деревне Русскинская, а реальная жизнь реальных людей. В программу нашего блог-тура это не входило, но нам таки удалось уговорить организаторов устроить поездку в хантыйские юрты Большого Югана. Выехав из Сургута в 6 утра, через четыре часа тряски по зимнику, мы прибыли в Угут - сельское поселение и местный административный центр, охватывающий довольно большую территорию на юге Ханты-Мансийского автономного округа, на которой проживает наибольшее число коренных народов края - хантов. Именно отсюда нам предстоял дальнейший путь, уже на снегоходах, к хантыйским юртам... 2. Сельское поселение Угут объединяет в своем ведении наибольшее количество коренного населения во всем Сургутском районе. Всего на территории поселения проживает около 3 тыс человек, из них 900 человек - ханты. Дело в том, что под сельским поселением понимается не какой-то конкретный поселок, а огромная площадь, на которой располагаются небольшие поселения хантов, которые называют юртами. В данном контексте "юрта" - это не жилище, а небольшое поселение, состоящее из бревенчатых домиков-избушек. Так эти поселения называют еще с XIX века. К дальним юртам нас взялся отвезти лично глава Угутского сельсовета Андрей Николаевич Огородный на своем снегоходе, к которому прикреплены ездовые нарты. На втором снегоходе - его помощник. 3. По дороге нам предстояло заехать в несколько поселений, самое отделенное из которых находится в 5 часах езды на снегоходе. Все зимние дороги проложены по льду замерзшего Большого Югана и его притоков. Это довольно удобно, т.к. не нужно прорезать дороги через лес, да и местные жители прекрасно знают реку. Летом эти же пути используются для передвижения на лодках. Самое сложное весной и осенью, когда сходит и становится лед. Тогда добраться до поселений довольно сложно. Фактически это возможно только на вертолете. 4. Мы с alexcheban на ездовых нартах. Сидеть можно только спиной к движению, т.к. на 20-ти градусном морозе с непривычки даже дышать невозможно, если на скорости повернуть лицо по ходу движения 5. Снегоходы летят по снегу довольно шустро, но укатанная дорога довольно обманчива. Достаточно немного уйти с колеи, и снегоход тут же зарывается в глубокий снег 6. На фото хорошо видно, что снега в этом месте по пояс 7. Вытаскиваем снегоход и едем дальше. Периодически с русла реки дорога уходит в лес. Это либо срезается петля реки, либо идет переход на какой-то ее приток. 8. Далее лес сменяется заснеженными болотами. Летом здесь непроходимые топи 9. Болото под снегом 10. На краю болота рощица стройных березок 11. Удивительное дело - знаки в тайге. На самом деле мы просто пересекаем зимник - зимнюю дорогу, по которой нефтяники добираются до своих объектов. Летом здесь дороги нет 12. Первые юрты на нашем пути.... Повторюсь еще раз для тех, кто не прочел подпись ко второму фото. Юрты у хантов - это не конкретное жилище, а небольшое поселение. Лесные ханты живут в избушках. Ханты-оленеводы - в чумах. 13. Нетоптаный снег и избушки. Поселение пустует.. 14. Но многочисленные следы и накатанные снегоходами дорожки говорят о том, что люди здесь живут. Скорее всего, ханты уехали либо на охоту, либо в Угут сдавать добычу или купить припасы 15. Разрыв шаблона - спутниковые тарелки. Да-да, ханты в наше время тоже довольно продвинуты - у них есть телевизоры, они ставят спутниковые тарелки и пользуются в тайге спутниковыми телефонами. Электричество получают от генераторов, которые есть у каждого. Спросите о средствах на все эти блага? На самом деле, ханты не такие уж бедные люди. Источников дохода у них несколько. Во-первых - это промыслы - охота, рыбалка, собирательство. Кто-то сдает шкурки и мясо в государственные заготконторы, кто-то продает на рынках или ярмарках. Во-вторых - это компенсационные выплаты от нефтяников. Дело в том, что за каждой семье закреплены родовые земли. И если нефтяники хотят на них разместить свои вышки или иные объекты, они заключают договор с пользователем этих родовых земель, по которому ежегодно выплачивают оговоренную сумму денег. Здесь уже все зависит от настойчивости и деловой жилки хантов. Андрей Николаевич говорит, что знает некоторых особо удачливых хантов, которые получают в виде компенсаций по миллиону рублей в год и больше 16. Рыбу хранят просто - приносят свежепойманную, сваливают на снегу и накрывают куском брезента или парусины. А сверху присыпают снегом. Зверь ее оттуда не достанет, а сохранность обеспечит мороз 17. Это печь для выпечки хлеба. Хлеб ханты пекут на улице (подробнее об этом в следующем посте) 18. Едем дальше. Снова вынужденная остановка. Причина - крутой подъем на опушку леса по берегу реки. Снегоход не может вытащить по глубокому снегу нарты, поэтому мы выносим их на руках. 19. В ящиках - гостинцы хантам. Водки в ящике нет - там крупа и хлеб. Спиртное и народы севера - вещи не совместимые. Все дело в том, что у этих людей отсутствует в организме фермент, который расщепляет алкоголь, поэтому даже его небольшая доза может в течение 10 минут сделать человека мертвецки пьяным. 20. Следующие юрты на нашем пути - юрты Когончевы. Домиков здесь всего несколько, а живет здесь лишь семья пенсионеров. Снова спутниковая тарелка. Кроме того, в глаза бросаются ... металлопластиковые окна. 21. Хозяин - Когончев Петр Степанович. Поселения здесь называют по фамилии его жителей. Как правило, это одна семья. 22. Если в юртах стоит избушка на сваях - это значит, что здесь лабаз. Здесь хранится самое ценное для хозяев. Сваи нужны, чтобы сюда не могли забраться животные и грызуны. Приставная лесенка всегда убрана и ставится только, если нужно забраться в лабаз. 23. Избушка на курьих ножках 24. Главные средства передвижения охотника по тайге - лыжи. 25. Ханты охотятся, ловят рыбу и собирают ягоды с грибами. У каждого хозяина всегда есть богатый арсенал сетей и других орудий лова 26. Туалет.. На улице 27. У входа в жилую часть дома два больших чана с засоленными окунями. Пенсионерам сложнее выживать в тайге, ведь охотится сложнее, чем когда ты молодой. Поэтому всегда выручает рыба 28. Супруга Анна Васильевна. Они живут здесь с рождения. У них есть две дочери, но они уже не ведут традиционный образ жизни и переселились в поселок. Сейчас все меньше людей остаются на своих исконных территориях, переселяясь в цивилизацию 29. Она охотится наравне с супругом. На днях добыла зайца, шкурку которого мы видели на лабазе. Петр Степанович был знатным охотником. В лучшие годы добывал за зиму по 80 соболей. Сейчас, говорит, лес стал не тот. Зверя мало... 30. Цивилизация проникает и в таежные поселения.... 32. У Петра Степановича и Анны Васильевны есть и мобильный телефон, правда ловит он только в некоторых местах... Базовые станции очень далеко 33. Носки своему мужу связала Анна Васильевна 34. Что Бог послал.. 35. Простенькая обстановка дома... Кстати, в следующем посте, обратите внимание, насколько будет отличаться обстановка от этой в доме той семьи, о которой пойдет речь 36. Воду добывают, растапливая снег около печки 37. Береста для разжигания печи 38. Петр Степанович и Анна Васильевна оказались радушными хозяевами, но нам предстоял еще неблизкий путь в дальние юрты... Сегодняшний рассказ – о молодой хантыйской семье, живущей далеко в тайге. Их юрты были крайними на нашем маршруте, т.к. еще более дальние юрты уже не позволили бы вернуться в тот же день обратно – до них нужно было ехать на снегоходе еще несколько часов, а уже приближалась ночь. Именно так, по словам хозяев, живут сейчас в дальних поселениях коренных жители этих мест… Дорога между двумя поселениями вновь вилась по руслам рек, время от времени ныряя в таёжный лес и снова выныривая на очередную излучину реки… Все эти дороги через лес зимой нарезают сами ханты, перемещаясь на «Буранах» и «Ямахах» между юртами и отвозя добытые шкурки и мясо в Угут. Весной их не станет… В небольшое поселение, где живет лишь одна семья из четырех человек мы приехали перед самым закатом. На открытых пространствах еще было довольно светло, а вот в лесу почти ничего не видно.. Как раз в тот момент, когда мы приехали, хозяин юрт вычерпывал из запруды в реке рыбу. Ханты знают много хитрых способов лова рыбы. Один из них на фото – во льду рубится на мелководье большая лунка и там строится вот такая запруда – что-то типа садка. На дно бросается что-то съедобное и рыба устремляется на открытое пространство с хорошим доступом кислорода, где еще и кормят.. Отсюда ее остается только вычерпывать раз в день сачком Улов нельзя назвать бедным… Солнце садится над притоком Большого Югана, на берегу которого расположилось поселение. Хозяин Сашка несет большой мешок рыбы, вычерпанной из садка-запруды Кошки тут как тут У входа нас встречает стеснительная девочка – это Сашкина дочь Супруга Сашки – Оксана в это время готовится достать из печи свежеиспеченный хлеб. Ханты традиционно выпекают хлеб вот в таких уличных печах. По вкусу он очень напоминает привычный нам хлеб. У него толстая хрустящая корочка, но немного сыроватая внутренность. Хлеб пекут не каждый день. Этого запаса Сашке с Оксаной хватит на неделю. Хлеб и глиняная печь Оксана – довольно молодая девушка. Но довольно тяжелые природные условия в этих местах очень быстро внешне состаривают человека. У Сашки с Оксаной двое маленьких детей – мальчик и девочка. Девочка, как и положено, стеснительная и кокетливая, мальчик – любопытный…. В горнице. Простой деревянный сруб, никакой внутренней отделки. Деревянные полати, печка, нехитрый стол… Непременный атрибут хантыйских жилищ – керосиновая лампа. Дети, такие дети… Сладости и конфеты могут есть бесконечно. Вечереет и Сашка, отбросив полог за домом, запускает дизель-генератор. Да будет свет… При свете лампочки нам удается более внимательно осмотреть дом, в котором живет эта семья. При свете все выглядит еще более просто. Здесь нет лишних вещей. Все только нужное. Слева – женская половина дома, справа – мужская. У хантов принято мужчине и женщине спать раздельно. Мужская половина. Нехитрый диванчик, непонятно как привезенный в это место, полка с LCD-панелью, швейная машинка и печка-буржуйка Вещь, давно вышедшая из нашего обихода – видеомагнитофон Обеденный стол, слева над которым висит нехитрая утварь для рукоделия и не только. Ножницы, сковорода, грелка – все вместе На окне – мобильные телефоны в единственном положении, которое позволяет принять хоть какой-то сигнал. Для меня долго было загадкой как в тайге можно обеспечить мобильную связь – ведь абонентская база крайне мала. Оказалось, всему причиной нефтяники. Осваивая месторождения, они обеспечивают и проникновение мобильной связи в таежные места Посуда Бакалейный шкаф Здесь тебе и санузел, и кладовка и столовая для кошек Здесь и обувь, и умывальник, и полотенца… Все же интересно наблюдать, как быт людей, ведущих традиционный образ жизни проникают вещи из цивилизации – спутниковые тарелки, мобильные телефоны, генераторы, зубная паста и пена для бритья… Вечереет… за окном скоро начнет темнеть и мы собираемся в долгий обратный путь… Сашка и его дочь выходят нас проводить… Впереди 5 часов тряски на нартах по ночной тайге. В поселок Угут в тот день мы приехали за полночь… Источник
Вернуться назад
|