До сих пор считается, что цветной фотографии в СССР 1920-х гг. не существовало, хотя это бы полностью противоречило теории вероятности: ежегодно тысячи советских граждан, включая фотографов, выезжали в Европу, где вполне могли купить всё необходимое для цветной съемки. Тем более, что поклонники и знатоки "фотографии в натуральных цветах" были среди высшего советского руководства (например, нарком Луначарский). Тем не менее, до последнего времени мне не было известного ни одного цветного снимках СССР 1920-х. И вдруг совсем недавно я наткнулся на потрясающую серию цветных открыток Крыма, изданных в 1926 г. ГОЗНАКом. Чем больше я их рассматривал, тем больше убеждался, что передо мною не раскраска (пусть даже фантастически искусная), а репродукция с цветных снимков.
Совхоз Харакс, 1925 г.:
Оборотная сторона:
Сначала у меня была версия, что это могли быть репродукции загадочно пропавших снимков Крыма, сделанных в 1905 г. Прокудиным-Горским. Ведь в то время на ГОЗНАКе как раз работал ближайший его соратник Сергей Олимпиевич Максимович. Однако некоторые детали опровергают такую возможность. Например, вид Ласточкиного Гнезда, каким оно стало только в 1912 г.
Вот Ласточкино Гнездо, ещё не порушенное землетрясением 1927 г.:
Потом мне вообще попалась среди открыток ГОЗНАКа одна, сделанная в том же ракурсе, что и у Прокудина-Горского, но при сравнении оказалось, что это два разных снимка.
Аллея в Имении Ореанда, 1925 г.:
Открытка Прокудина-Горского 1906 г.:
Каким же образом и кем могла быть сделана цветная съемка в Крыму в 1925 г.? Пока я ломал голову над этим вопросом, мне случайно попались два снимки, которые могли бы стать разгадкой. Это были два настоящих цветных снимка Ялты, сделанных как раз в 1925 г. известным германским фотографом для американского журнала National Geographic. Это были снимки Ганса Гильденбранда. Того самого, что снимал в цвете Первую мировую войну их немецких окопов.
На первом запечатлена церковь в Ялте:
На втором - общий вид города:
Второе фото, често говоря, больше похоже на раскраску, хотя мы совершенно точно знаем, что это цветной автохромный снимок. Очень странно, что на сайте Corbis нашлись только две крымские работы Гильденбранда, ведь обычно он делал большик серии. Быть может, остальные он как раз уступил ГОЗНАКу для издания в виде открыток? Конечно, это не более чем версия, но совпадение даты (1925 г.) кажется поразительным.
Вернёмся, однако, к серии открыток ГОЗНАКа.
Вершина Ай-Петри:
Шоссе у Ялты:
Гурзуф:
Парк Харакс:
Парк имения Харакс. Древняя амфора для вина:
Портик в имении Барбо:
Бахчисарайское шоссе:
Оно же:
Спуск со скалы Ай-Петри:
Симеиз:
Совхоз Чаир:
Никитский сад:
Ай-Тодор:
Дворец Сказка:
Буду признателен за любую информацию, которая помогла бы пролить свет на тайну этих удивительных снимков.
Вернуться назад
|