ВХОД В ТЕМУ
Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накалённые страсти.
Я не терял надежды, что найдётся прежде меня автор, кто объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин. Но чаще встречаем укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной испорченности русского народа, — этого с избытком. Либо, с другой стороны: кто из русских об этой взаимной проблеме писал — то большей частью запальчиво, переклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в заслугу.
Не скажешь, что не хватает публицистов, — особенно у российских евреев их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всём блистательном наборе умов и перьев — до сих пор не появился такой показ или освещение взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон.
Но надо научиться не натягивать до звона напряжённых нитей переплетения.
Рад бы я был не пытать своих сил ещё на такой остроте. Но я верю, что эта история — попытка вникнуть в неё — не должна оставаться «запрещённой».
История «еврейского вопроса» в России (и только ли в России?) в первую очередь богата. Писать о ней — значит услышать самому новые голоса и донести их до читателя. (В этой книге еврейские голоса прозвучат много обильнее, нежели русские.)
Но, по порывам общественного воздуха, — получается чаще: как идти по лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и ещё нарастающие упрёки и обвинения.
Чувство же, которое ведёт меня сквозь книгу о 200-летней совместной жизни русского и еврейского народов, — это поиск всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого.
Как и все другие народы, как и все мы, — еврейский народ и активный субъект истории и страдательный объект её, а нередко выполнял, даже и неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. «Еврейский вопрос» трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории, — далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими.
Слишком повышенная горячность сторон — унизительна для обеих. Однако не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми. Увы, накоплялись в народной памяти взаимные обиды. Однако если замалчивать происшедшее — то когда излечим память? Пока народное мнение не найдёт себе ясного пера — оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.
От минувших двух столетий уже не отвернуться наглухо. И — планета же стала мала, и в любом разделении — мы опять соседи.
Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть её писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться.
Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не могу звать и к такому согласию, которое основывалось бы на неправедном освещении прошлого. Я призываю обе стороны — и русскую, и еврейскую — к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, — а так легко от него отвернуться: да это же не мы...
Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого — погружаюсь в события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды. Смею ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а наоборот, сослужит взаимному согласию. Я надеюсь найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских.
Автор понимает свою конечную задачу так: посильно разглядеть для будущего взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений.
1995
Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими.
2000
О проблемах с загрузкой страниц сообщайте по почте на адрес: bch@mail.ru
Издательство "РУССКИЙ ПУТЬ", Москва, 2001, 2002 гг.
Коллекция ссылок. Рецензии на книгу.
Ссылки не систематизированы по дате и источнику публикации,
отношению авторов к труду Великого Писателя.
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Жорж Нива, политолог, литературовед. 26.06.2001
Александр Архангельский. ПРАВО НЕ ЗНАТЬ?
Интервью главного редактора газеты "МН" Виктора Лошака с Александром Солженицыным. РАСКАЛЕННЫЙ ВОПРОС
Владимир Зекель. ПИСАЛ ЛИ ЭТО СОЛЖЕНИЦЫН?
"Комсомольская Правда" от 18 июля 2001 г. РУССКИЕ И ЕВРЕИ: 200
ЛЕТ ВМЕСТЕ
"Комсомольская Правда" от 25 августа 2001 г. КНИГА АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА "РУССКИЕ И ЕВРЕИ: 200 ЛЕТ ВМЕСТЕ": ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ ИМЕЮТ РЕШЕНИЯ?
Ирина Подлесова. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В "РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ"
Александр Архангельский. РУССКИЙ ОТВЕТ НА ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС
Александр САБОВ. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ
Андрей Немзер. КАК МЫ ВМЕСТЕ МОСТИЛИ ДОРОГУ В АД.
Павел Басинский. ОТДУШИНА
Денис Иоффе. ЕВРЕЙСКИЙ ОТВЕТ НА ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС
Сергей Иванов. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС.
Полит. РУ: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ. ВОЙНА И МИР РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ АВТОРА "КРАСНОГО КОЛЕСА"
Владимир Кукушкин. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТО. ВОЙНА И МИР РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ АВТОРА "КРАСНОГО КОЛЕСА"
Николай Руденский. В КРУГЕ ПЕРВОМ АНТИСЕМИТИЗМА
Илья Мильштейн. ДВЕСТИ ЛЕТ КАК ЖИЗНИ НЕТ
Леонид Кацис. ЕВРЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - ОРГАН АНТИСЕМИТСКОЙ МЫСЛИ?!
Наталья Солженицына. ПОЛЕМИКА. ОТВЕТ Л. КАЦИСУ
Аркадий Красильщиков. О КНИГЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ"
Яков Карандашенка. ЧТО ОН ХОЧЕТ СКАЗАТЬ?
Лионель Дадиани.СОЛЖЕНИЦЫН: АНТИСЕМИТ ИЛИ СИОНИСТ?
Танкред Голенопольский. ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ РАВНОДУШНО?
Наталья Дардыкина. СОЛЖЕНИЦЫН ВЛЕЗ В ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС
Юлия Глезарова. СОЛЖЕНИЦЫН ОБЖЕГСЯ
Андрей Немзер. "НЕ ГОВОРИТЕ: "ТО - БЫЛОЕ"
Владимир Бондаренко. ЦИТАТНИК СОЛЖЕНИЦЫНА
Газета "Завтра" от 28.08.2001: КАК ОБРЕСТИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО?
Газета "Советский Сахалин" от 29.08.2001: ЗАЧЕМ СОЛЖЕНИЦЫН ПОДНЯЛ ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС?
Николай Ильин. СОЛЖЕНИЦЫН: ЛОЖЬ "ПОД ТРЕЛИ СОЛОВЬЕВА”
Йоханан Петровский-Штерн: СУДЬБА СРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Арон Черняк: ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ: ГЛАЗАМИ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА
Александр Воронель: ДВЕСТИ ЛЕТ...
Александр Мелихов: КАЛЕННЫЙ КЛИН
Лев Аннинский: С ДВУХ СТОРОН
Лев Аннинский: БИКФОРДОВ ШНУР ДЛИНОЮ В ДВЕСТИ ЛЕТ
Журнал "Наш современник" № 12-2001: А. Казинцев. ЕВРЕИ, РУССКИЕ И СОЛЖЕНИЦЫН
Газета "Завтра": ГЛАЗУНОВ И СОЛЖЕНИЦЫН
Дмитрий Галковский: 80 ЛЕТ ВМЕСТО
Танкред Голенопольский: КАК ОБРЕСТИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО?
Михаил Назаров: "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ ДВЕСТИ ЛЕТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Александр Бовин: СОЛЖЕНИЦЫН РАЗРУШАЕТ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, СИДЯЩИЙ У РУССКИХ, КОТОРЫЙ И СЛУЖИТ ПОЧВОЙ ДЛЯ АНТИСЕМИТИЗМА
|
Игорь Чубайс: БРАТ ЗА БРАТА НЕ ОТВЕТЧИК
Православное обозрение РАДОНЕЖ: ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Православное обозрение РАДОНЕЖ: ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА"200 ЛЕТ ВМЕСТЕ"
Александр Панарин: РАЗРУШИТЕЛЬ ТАБУ
Мариэтта Чудакова: ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА
А. Мелихов: КАЛЕНЫЙ КЛИН
Газета "Советская Россия": ЕВРЕИ, РУССКИЕ И СОЛЖЕНИЦЫН
Сергей А. Иванов: ПРОКОЛЫ СИАМСКИХ БЛИЗНЕЦОВ
В. Пригодич: "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ О ЗАКВАСКЕ И ТЕСТЕ
Н. Горбаневская: ШАГИ ИСТОРИИ
В. Каджая: "ДЕЛО БЕЙЛИСА" И АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
М. Молоствов: ДВЕ КОШКИ И КРОТ
Генрих Иоффе: А. СОЛЖЕНИЦЫН. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ
Сергей Максудов: НЕ СВОИ
Виктор Балан: СОЛЖЕНИЦЫН, СНИТКОВСКИЙ И ДРУГИЕ...
ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ ИЛИ ДВА ПО СТО ОДИНОЧЕСТВА?
"ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ О ЗАКВАСКЕ И ТЕСТЕ...
Петр Калитин: О РУССКО-ЕВРЕЙСКОМ ТОЖДЕСТВЕ ИЛИ АБСУРДЕ
Станислав Куняев: УДОСТОВЕРЕНИЕ ГЕНИЯ ИЛИ ПСИХ СО СПРАВКОЙ
Николай Руденский. ЕЩЕ ОДНА КНИГА АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА
Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ"
Дмитрий Быков: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТО
Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН НАРУШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ЗАПРЕТ РЕВОЛЮЦИИ
Наталья Кожевникова: ИЗГОИ, ГЕРОИ, ИЗГНАННИКИ, ПРОСТО ЕВРЕИ
Владимир Бондаренко: 200 ЛЕТ СПУСТЯ
Марк Левин: РОССИЙСКИЕ ЕВРЕИ ПРОТИВ СОЛЖЕНИЦЫНА
Валерий Каждая: КАК ВОЕВАЛИ ЕВРЕИ: ПО СОЛЖЕНИЦЫНУ И В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Валерий Каждая: "ЕВРЕЙСКИЙ СИНДРОМ" СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ И ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ ОКАЗАЛСЯ ЕМУ ВЕРЕН СОЛЖЕНИЦЫН
DAVID KLINGHOFFER: The Changing Face of Antisemitism in Modern-Day Russia
Richard Pipes: Solzhenitsyn and the Jews, Revisited
Лев Пирогов: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ. ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ Юрий Пущаев: ПОЧВЕННИК ГЭНДАЛЬФ И ЕВРЕИ
Серия статей Владимира Опендика: 200 ЛЕТ ЗАТЯЖНОГО ПОГРОМА
То же в виде книги
В.Витенберг: ВОКРУГ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА
Валерий Лебедев: КАКОЙ РУССКИЙ ПОЛЮБИТ ВСЕХ ЕВРЕЕВ
Константин Мильчин: ЕЩЕ СТО ЛЕТ НЕНАВИСТИ Sam Greene: Fatal Heritage
Григорий Померанц: ДОГМАТЫ ПОЛЕМИКИ Ефим Клейнер: АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН О ЕВРЕЯХ
Юрий Кувалдин: ОДНОМЕРНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН
Василий Пригодич: ДВЕСТИ ЛЕТ РЯДОМ ч.1
Василий Пригодич: ДВЕСТИ ЛЕТ РЯДОМ ч.2
Семен Резник: ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?
Продолжение 1 [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]
Александр Пименов: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ НАБОР АРГУМЕНТОВ В ЗАЩИТУ СОЛЖЕНИЦЫНА
Даниил Голубев: БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ВЫСТЛАНА ДОРОГА В АД.
|
Вернуться назад
|